СИБИРКИН Сергей Васильевич, 30 лет
Место рождения: г. Славгород, Алтайский край.
Образование: Дальневосточный институт искусств, театральное отделение (1993 г.).
Карьера: главный редактор передач для детей и юношества на Учебном ТВ, ведущий программы на РВК, главный редактор "Радио Находка", директор фонда "АзАрт".
Семейное положение: "слегка холост" (состоит в гражданском браке), есть ребенок.
Автомобиль: "нет, и не нравится".
Хобби: клоунство в театре "Кураж", написание кандидатской по философии культуры.
Особые пристрастия: любимая женщина.
Даже в младом возрасте мне всегда было жаль Деда Мороза. Однажды (было это на обыкновенном детсадовском утреннике) я увидела, как из-под его красного колпака по лицу текут капельки пота... После этого я не перестала верить в сказку. Я поняла: чтобы ее написать, Волшебник должен много потрудиться. Праздник Нового года для меня стал еще большим волшебством, потому что я знала, что среди обыкновенных людей живут настоящие сказочники.
Дед Мороз без корочки
- Десять лет назад от Деда Мороза требовали квалификационную книжку. Сегодня для заказчика по-прежнему важен диплом академического образца и стаж работы в театре?
- Нет, корочку актера уже не спрашивают. Скорее, профессиональные и психологические качества важны для меня самого. Ведь Дед Мороз сегодня - это тот же бизнесмен или предприниматель, работающий на самого себя. От меня требуется чувствовать аудиторию - детскую, взрослую - неважно, и чутко на нее реагировать. Часто бывает так, что приготовленный сценарий ломается в первые пятнадцать минут после начала программы. Дети могут захотеть сразу играть, а водить хоровод - потом. Или захотят прочитать выученный стишок, чтобы показать свое умение. В этом случае у профессионального актера может не сработать реакция, потому что он привык играть выученную роль. Его зажимают рамки сценария: сейчас хоровод, и баста, как будто выход из сценария карается расстрелом. Но праздник - это не сцена. Важно уметь обаять и влюбить в себя, иметь при себе боевой запас шуток и игр, уметь выйти из любой ситуации. Эти качества клиент ценит.
- Почему Дедом Морозом становится сегодня всякий, у кого неплохо подвешен язык и есть склонность к некоторой доле сумасбродства?
- Здесь нужно расставить приоритеты. Такие люди стали Дедами Морозами далеко не ради искусства. Их цель - срубить "бабки". Толчком для них послужила крамольная мысль о том, что деньги актера - легкие. Наклеил объявление на столб, тебе позвонили, ты пришел, поводил хороводы, выучил песню, два стишка "Желаю вам под Новый год мешочек радостей всего", и все. За эту халтуру тебе дали деньги. Я бы не дал. С точки зрения качественной работы стишки уже по большому счету никому не нужны. Народ может обойтись и без человека со стороны: нарядили своего завхоза, заставили его выучить песенку про елочку, и достаточно.
От Деда Мороза "по заказу" хотят чего-то оригинального, необычного. Прямо так и говорят: "Мы все в работе, придите растормошите нас. Поиграйте с нами, побеситесь, если надо, песню затяните - мы вам подпоем". Люди хотят праздника, живой струи. Такой заказ - самый сложный. Легче отколбасить выученный сценарий, закрывшись от зрителя, дескать, "не хотите в хоровод - мы сами в хороводе походим, дайте нам деньги". И уйти.
Деды Морозы борются за место под солнцем
- В этом году в Германии упал спрос на Weinahtsmann'а (тамошний Дед Мороз. - Прим. авт.), потому что он слишком обыкновенный, живой человек. Детям поколения next нужны летающие персонажи в фантастических костюмах, спецэффекты. Каков современный Дед Мороз?
- Это вопрос не соответствия времени, а оригинальности. Фонд "АзАрт" и живущий при нем театр клоунады "Кураж" не испытывает падения спроса, потому что каждый день мы с актерами придумываем новые ходы в появлении Деда Мороза, необычные костюмы. Второй год подряд у нас используется костюм Деда Мороза-рэппера, рассчитанный на молодежную, клубную тусовку. Плюс оригинальные "игрушки" - игры. Конечно, людям постарше требуется классический Дед Мороз, который выйдет и пусть даже прочитает заезженный стишок типа: "Гей, честной народ! Вы меня узнали? Ведь недавно Новый год вместе мы встречали. Те же щеки, тот же нос, я веселый...", и все - "Дед Ма-роз!!!". Все, этого достаточно. Дальше просто говори своими словами, доходчиво. Сейчас народ больше склонен воспринимать нормальную, живую речь.
- Чтобы конкурировать с другими, Деду Морозу нужна интересная программа. Как правило, сценарии похожи один на другой, но бывают исключения. Среди Дедов Морозов есть случаи воровства наиболее удачных номеров?
- Фонд "АзАрт" уже несколько лет является производителем игр на весь Владивосток. Вот мы придумали блок игр, показали где-то, кто-то увидел, и пошло-пошло. Мы остановились на той позиции, когда хотя бы косвенно вносим свой вклад в развитие праздничного бизнеса. От стандартного устаем мы сами: хороводы под одни и те же песни, викторины, беспроигрышные лотереи типа "Вот вам зубная щетка за стишок". На самом деле это - вчерашний день, мы пытаемся уйти от такого "праздника".
- Сколько нужно затратить средств, чтобы Дед Мороз и Снегурочка выглядели брэндово, по-царски?
- Привожу пример. Как-то мы отрабатывали программу в санатории "Седанка". Рядом, в соседнем зале, гуляла "развитая" компания, заказавшая пару шаровиков-затейников: палка от швабры, облепленная ватой, и такая же старая желтая вата вместо бороды у Деда Мороза, красный халат у него и кримпленовое платье - у Снегурочки. Понятно, что вложения в такие костюмы - 20 копеек. Через два часа после начала программы директор санатория не выдержал и попросил их уйти. Нам пришлось работать на два зала. Если говорить о материальных затратах, то костюмная пара "Дед Мороз и Снегурочка" в Китае стоит порядка $200, в Лапландии, соответственно, еще дороже. То есть, для того, чтобы окупить их, нужно как минимум отработать три предновогодних заказа и одну новогоднюю ночь.
Помимо финансовых, чтобы стать Дедом Морозом, нужны вложения интеллектуальные. Можно пойти легким путем: скачать сценарий из Интернета или из дешевой книжки, и выучить его наизусть. А можно потратить неделю на обдумывание интересного сценария. Для проведения игр потребуется реквизит - добавьте расходы на поролон, ткани. Потом, в любом случае ты не будешь начинать программу в костюме Деда Мороза, сначала - торжественная речь. Значит нужен смокинг и вечернее платье. В новогоднюю ночь на одном вечернем наряде и красном халате не выедешь. Через два часа зритель устанет смотреть на тебя, пляшущего перед ним в одном и том же, поэтому нужно еще как минимум 2-3 сменных костюма. У меня - восточный, костюм генерала, цыганский. Из всего этого складывается качественное новогоднее шоу. Нормальный подход бизнесмена: ты отыгрываешь хорошую программу - тебе платят соответствующие деньги. Как в стриптизе: тебя заказали, заплатили, ты должен отработать.
Как Карбышев
- Существует ли некий кодекс чести Деда Мороза?
- Это неписанный свод правил для актеров нашего театра. Первое: не пить вообще. Сумей найти возможность отказаться, хоть в рукав выливай - и такое приходилось. Это нормально, ведь новогодняя компания - безудержная. Ей не докажешь, что завтра у тебя в 9 утра детский утренник, и тебе придется общаться с ребенком на очень интимном расстоянии, глаза в глаза. Ну - хорошо, чуть-чуть не возбраняется. Тогда встает вопрос: а зачем вообще пробовать? Своей дури хватает. Обычно как руководитель я обещаю актерам, что после программы мы компенсируем все то, от чего отказались. И что вы думаете? Прошлый Новый год закончился тем, что все выпили по две рюмки и упали спать. Это было в Большом Камне, мы отыграли программу в хорошем гостиничном комплексе.
Второй правило - будь сдержанным. Очень часто, когда приходит Дед Мороз, компания уже навеселе. Начинается панибратство, дергают за бороду. Смирись с этим, и все эмоции держи при себе. Потом выйди, возьми топор, поруби все деревья вокруг... Хотя неуважение к Деду Морозу я встречал редко.
Третий принцип. При работе с детьми влюби в себя ребенка. Очень часто малыши боятся здорового дядьку с громким голосом. Поэтому родители сразу оговаривают: "Вы нам пришлите Деда Мороза, только маленького". Высокий ты или маленького роста - неважно, умей расположить к себе. Если ребенок тебя испугался, это не профессионально.
..."Морозил" как-то на частном заказе. Заношу подарок, а девочка "А-а!" - и убежала в другую комнату. Мы разговаривали с ней через дверь, она мне даже стихи читала таким образом. Потом я ей сказал: "Ухожу, а подарок оставляю под дверью". И пошел. Так получилось, что в коридоре я увидел, как минуты через три приоткрылась дверь, просунулась рука и забрала подарок. Значит, приняла.
И самый главный принцип: не забывай, что за твою работу платят деньги. Этого достаточно, чтобы не запятнать свою честь.
- Но, согласись, на любую старуху, вернее, Деда, есть своя проруха. Борода горела? Мешок с подарками теряли?
- В прошлом году было, гулял банк. Я работал в хороводе, а мешок поставил возле ди-джея. Возвращаюсь - надо ведь отметить подарками самых активных, - а мешка нет. В глубине зала вижу сотрудницу этого банка, пьяную в усмерть, ходит с моим мешком и раздает всем подряд эти подарки, причем осталось всего два-три. Что делать? Отнимать у людей подарки? Я подхожу к этой, пардон, даме: "Женщина, моя ж ты хорошая, что ж ты делаешь?". Она мне в ответ - дословно: "Дед Мороз, иди в ж...! Сначала надо раздать подарки, а потом делать все остальное". А у меня впереди вся программа, сейчас будут конкурсы, и что я буду делать без подарков? Пришлось объявить конкурс на лучшего благотворителя, благо гуляли люди, связанные с финансами, и я нашел неплохой рычаг воздействия. Подарки вернули.
"Не знаю вкуса оливье"
- Как относятся сегодня к Деду Морозу, и вообще - осталась ли новогодняя сказка?
- Никуда она не делась. До десяти лет все дети воспринимают старика в красной шубе с мешком подарков должным образом, как раньше. Но, опять же, ты пришел, приготовил сказку, спектакль, и видишь, что ребенку это не нужно. Ему хочется танцев, "йоу, камон!", продвинутых конкурсов, которые тебе нужно быстренько вспомнить. Поверит ли ребенок в твою сказку - это вопрос профессионализма.
- В каком возрасте вы раскусили, что Дед Мороз - это переодетый папа?
- Честно говоря, не помню. С 12 лет я уже сам играл эту роль. Мне повезло, мой папа не перевоплощался в Деда Мороза, ко мне приходили посторонние дяденьки в Бог весть каких кафтанах-тулупах, и я долго соображал, кто же это из знакомых. До сих пор не знаю, бороды отрывать как-то несолидно было. Меня больше волновала Снегурочка - действительно ли она холодная. Всегда ее жалел: бедная, замерзла. Кстати, первое, что я воспринял как музыкальное произведение, обучаясь в музыкальной школе, это "Снегурочка" Римского-Корсакова.
- Всегда считалось, что Дед Мороз - это упитанный мужик с крупным лицом. А вы худощавы, да и очки носите... Как выходите из положения?
- Если ты не подходишь по фактуре, это еще не значит, что роль Деда Мороза не твоя. Ищи варианты. Три моих костюма пошиты из расчета, что под них я надену шубу. Важнее фактуры голос, чтоб зашел, так зашел: "Э-эх!". В шубе, конечно, жарко, пот течет, но ничего не поделаешь - работа. Тот же рэпперский костюм не требует лишних килограммов и дополнительной одежды. Очки снимаю, и несмотря на свой "минус 140", хорошо вижу всех в зале, не знаю почему. А как окончу работу, без очков - никуда.
- Где и как встречаете Новый год?
- С 1989 года он встречает меня на работе. Не представляю, что такое сидеть с шампанским и оливье на диване и смотреть "Голубой огонек". Мне кажется, что это невообразимо, убийственно скучно. Я уверен, что уже без десяти двенадцать я бы пошел гулять на улицу или в какую-нибудь компанию веселить народ.
- А как же традиционное мнение "Новый год - праздник семейный"?
- Сейчас ребенка отдаем бабушке. Вот немножко подрастет - и вместе работать, Новым Годиком. Кстати, первый свой концерт в качестве конферансье я провел в 9 лет, и с тех пор со сцены не ухожу. А мой первый Новый год в качестве Деда Мороза был в 12 лет. Я заработал огромный мешок конфет, специально для меня был сделан, деньги в ту пору детям не давали. Мне понравилось. До сих пор играю...