Сергей Александрович Дымов, 33 года.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: поселок Ударный, Южно-Сахалинская область.
ОБРАЗОВАНИЕ: ТОВВМУ им. С.О. Макарова (инженер-радиоэлектронщик, 1991 г.).
КАРЬЕРА: уволившись из рядов Вооруженных сил, пробовал себя в автобизнесе; в настоящее время - заместитель директора МУП "Дорожник-99".
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.
АВТОМОБИЛЬ: "Тойота-Прадо", 97 г.
Мой визави - человек не сентиментальный. В том смысле, что не живет воспоминаниями и на лирика совсем не похож. Считает, что жизнь - штука суровая, и для него, Сергея Дымова, правильнее познавать ее без лишних эмоций. "У меня ко всем вещам системный подход - чтобы дойти до истинной сути происходящего. Недаром в школе я физику любил. Там каждое явление объясняется текущими событиями". Еще Дымов не любит высоких слов, говорит, что ценит в людях способность помочь без объяснений мотивов. Милостыню подает инвалидам и старикам, но не чумазой ребятне. "Лучше куплю им хлеба и колбасы, чем денег дам. Нутром чую, на тюбик "Момента" собирают".
"Дворовый пацан"
- Недавний герой этой рубрики - кстати, почти ваш ровесник - доволен тем, что научился разделять бизнес и личное. А вы испытываете с этим проблемы? Скажем, друзьям в долг охотно даете?
- Чтобы так, по-приятельски - никогда. Как я понимаю, речь идет о суммах не копеечных, поэтому если уж и расстаюсь с деньгами, то с умом - например, в бизнес какой-либо вкладываю. Конечно, бывают и "безвозвратные ссуды", когда подтверждается житейская мудрость: хочешь потерять друга - одолжи ему энную сумму.
- Вспоминая школьные годы, вы называете себя "дворовым пацаном". С друзьями детства отношения поддерживаете?
- С немногими. Определенное количество, к сожалению, спилось.
- Законченные алкоголики?
- Я бы не ставил подобный диагноз. Просто люди не нашли себя в жизни.
- Вы пытались им помочь?
- (Вздыхает.) ...В свое время я был невольным созерцателем того, как товарищи опускались на дно. Теперь они не вызывают у меня ни сочувствия, ни жалости. Этим делу не поможешь.
- Не поверю, если скажете, что с тех пор стали убежденным трезвенником.
- Выпиваю, чего греха таить.
- Принято считать, что в России "все вопросы решаются через стакан"...
- Кому как нравится. Я придерживаюсь железного правила: алкоголь и бизнес несовместимы.
- Чтоб на переговорах не сболтнуть лишнего?
- Ляпнуть что-то себе во вред можно и будучи трезвым, не это главное. Здравый ум, взаимная ясность взглядов и позиций - вот что важнее всего. А пьяной голове лучше предоставить несерьезные мысли.
С корабля на автостоянку
- В недалеком прошлом вы носили погоны морского офицера. Выбор ТОВВМУ в качестве альма-матер был случайным?
- Пожалуй, да. Почему не поступил, например, в ДВГУ? Дело в том, что к моему совершеннолетию родители развелись, меня воспитывала мать и бабушка, жили скромно. Поэтому вопрос о том, куда пойти учиться сыну и внуку, на семейном совете долго не обсуждался. Надо было к чему-то стремиться в жизни, и карьера офицера в этом смысле представлялась оптимальным вариантом. Тем более в ту пору военные люди казались мне... солью земли... нет, не то... сливками нации. К моему глубокому разочарованию, в реальности все оказалось иначе. После училища прослужил всего два с половиной года. Ушел, когда стало не хватать, говоря военным языком, денежного содержания.
- Скучаете о службе, флотской романтике?
- Я не сентиментальный. Романтиком перестал быть, когда понял, что родина о своих защитниках уже вряд ли позаботится так, как раньше. Но позабыть о службе, конечно, не смогу. Жизнь в мужском коллективе, в стенах казармы, кубрика все расставляет на свои места, формирует характер, проявляет самые скрытые человеческие качества. Изредка вспоминая о тех годах, прихожу к выводу, что люди - существа, по сути, жестокосердные - порой сами воспитывают изгоев, из которых впоследствии всякая гадость выпирает.
Бизнес с плохой репутацией
- С чего началась ваша жизнь "на гражданке"?
- С работы в комиссионном автомагазине. Устроился туда в 1993 году, замом по безопасности. Сектор ответственности был небольшой: стоянка да магазинчик, регистрирующий машины. Постепенно приобщился к автомобильному бизнесу. Подчеркиваю: я не "снимал" иномарки с пароходов, а покупал и продавал их совершенно законным способом.
- Почему вы решили заняться пассажирскими перевозками?
- Компаньон предложил. Дело новое, перспективное.
- Действительно ли оно так криминализировано, как пишут и говорят во Владивостоке? Здесь и дележ "маршрутного пирога", и безуспешные попытки установить кассовые аппараты в автобусах...
- Почему же, их ставят - пока в микроавтобусах. Хотя в Арбитражный суд края уже поступили заявления о том, чтобы приостановить это решение властей. Дело в том, что определенные положения местного закона вступают в противоречие с федеральным законодательством. Что же касается криминальной составляющей, прошу уточнить, что вы вкладываете в это понятие.
- Автобусный бизнес находится между двух огней. Справа - определенные покровители в лице авторитетных предпринимателей, слева - правоохранительные органы.
- Начну с того, что фирмы-перевозчики платят государству налоги - большие или маленькие, не имеет особого значения. Последнее собирает подати и только. Если государство, оно же - исправный сборщик налогов, не считает нужным заниматься проблемами той или иной транспортной организации, то ее руководители невольно приходят к выводу, что надо обращаться к тем, кто более дееспособен.
- Другими словами, пустота рано или поздно кем-то заполняется.
- (Пожимает плечами.) Раз такое положение дел устраивает отцов города и края, значит, согласитесь, те, кто занимается перевозками пассажиров и стремится делать это качественно и эффективно, являются заложниками ситуации.
Государство - это не я
- Почему при таком неверии в силу государства вы уже дважды предпринимали попытку пойти во власть?
- Потому что пока, слава Богу, российское законодательство предоставляет определенную свободу действий муниципалитетам. Потому что депутат городской думы имеет возможность, по крайней мере, в границах города попытаться содействовать созданию наиболее благоприятного климата для развития малого и среднего бизнеса.
Вообще, я на государство не обижаюсь и не виню его во всех напастях. Беда в том, что оно является самым первым, как учил дедушка Ленин, эксплуататором. Или, если хотите - узаконенным рэкетиром, который живет за счет своих граждан, и при всем при том старается ими управлять. Однако функции государства некоторые чиновники понимают буквально. То есть они полагают, что государство - это они и есть, и путают госкарман со своим. Да, в слабом государстве чиновники и представители силовых структур преследуют прежде всего свои интересы. Но опускать руки не стоит: законодателям не надо бояться посмотреть правде в глаза и, поняв природу вещей, которые происходят вокруг, каким-то образом улучшить жизнь простых людей.
- Стань вы завтра депутатом, что конкретно бы сделали для народа?
- В двух словах не расскажешь. Например, воспользовался бы личными связями с некоторыми городскими чиновниками, чтобы отремонтировать квартальные дороги на Второй речке, где я вырос и прожил почти 30 лет...
- Вы не находите, что это совсем не законотворческая работа, а то самое, возвращаясь к теме о слабости государства, решение вопросов неформальными средствами?
- Спору нет, для того чтобы ХОРОШО ЖИТЬ, необходимы грамотные законы, которые, в свою очередь, кто-то должен разрабатывать. И все же любой депутат должен, прежде всего, отстаивать те интересы своих избирателей, которые делают их жизнь комфортнее сейчас, а не в далекой перспективе. Я допускаю мысль, что в этом деле все средства хороши.
Китайское "можно" и русское "нельзя"
- Насколько трудно таким людям, как вы, заниматься бизнесом во Владивостоке?
- Сегодняшние условия не могут быть для всех одинаковыми - одним приходится тяжело, другим полегче. Но если у человека есть сильное желание, он начнет бизнес, несмотря на трудности, о которых ни в сказке сказать, ни пером описать. Получится что-то в итоге или нет - другой вопрос.
Взяв низкий старт, нужно держать нос по ветру: отслеживать конъюнктуру, то есть события, касающиеся профиля твоего бизнеса. Если отвлекся, что-то запустил, не уделил достаточно внимания происходящему - все, пиши пропало. Твоя фирма либо умрет, либо получит удар, после которого ты потратишь массу сил и нервов, прежде чем вернешься к точке старта.
- Вам никогда не хотелось попробовать силы в производстве?
- Еще как хотелось. Однажды я побывал в командировке в китайском городе Гуаньчжоу. Посетил тамошние предприятия, в том числе сельскохозяйственные фермы, швейные фабрики. На одной из них производят спортивные костюмы "made in France", которые не назовешь подделкой в точном смысле этого слова. Объясню почему. Сначала на эту самую фабрику звонят из Франции, говорят, что хотят разместить заказ. Потом по факсимильной связи заключают контракт, где указывают, какой материал, фасон и прочее будут использованы. Затем присылают выкройку. Вся подготовка занимает два-три дня. Заказ выполняется тоже быстро, поскольку китайцы работают в три смены.
Для чего я это все рассказываю? Чтобы показать на примере, как в Китае развивают экономику. Кроме все прочего, там разрешено инвестировать капитал в отечественный бизнес на самых что ни на есть льготных условиях: первые три года фирма вообще не облагается налогами. И не дай Бог какой-либо чиновник начнет вставлять ей палки в колеса; он тут же получит затрещину из Центра, либо его расстреляют на славной площади Тяньаньмэнь. То бишь там чиновник - это винтик в государственной машине, от которого, в случае его пробуксовки, избавляются без раздумий.
- Мы любим повторять, что у России свой путь...
- Да. А еще, что менталитет у нас исключительный - пить водку и бить баклуши. Я не согласен с этим мнением.
- Так чем же закончилась ваша история о собственном "свечном заводике"?
- Вернувшись домой, решил подыскать помещение для цеха по производству посуды. Не дешевки какой-нибудь - у нас ее продают под маркой Zepter, а подобной той, что видел в Китае еще на одной фабрике. Схема размещения заказа там аналогична предыдущей, разве что у них есть мастер, который разрабатывает технологическую документацию самостоятельно. Кстати, вся никелированная сталь, из которой делают посуду, привезена из России!.. Так вот, я договорился с тамошним мастером о том, что неплохо бы создать подобное предприятие во Владивостоке. Никаких особых сложностей в реализации я поначалу не видел: китайская технология была похожа на ту, что еще в 85 году на заводе "Радиоприбор" применяли. То есть перенимай кое-какой опыт - и вперед.
Все закончилось, не успев толком начаться. Когда подыскивал помещение, люди знающие сказали: "Пока не поздно, бросай эту затею". Во-первых, объяснили они, чтобы создать такое производство, нужно года два (!) потратить на бумажные согласования в разных инстанциях. Во-вторых, денег на предварительном этапе не напасешься... Сами понимаете, для чего.
- Вы о взятках?
- И о них, родимых. К сожалению, многие представители наших контролирующих, проверяющих и регламентирующих органов фактически превратились в аппараты доения денег из коммерсантов. С одной стороны, номенклатуру можно понять - на ее зарплату кучеряво не проживешь. А хочется... Что чиновникам остается делать? Создавать "искусственные" законы и циркуляры, в которых благими намерениями вымощена дорога в предпринимательский ад. Сплошные сборы, поборы, дополнительные налоги. И ведь что обидно - не все в обществе это замечают, а лишь те, на ком чиновник высыпается.
- Как вы думаете, оправданы ли мнения о Владивостоке как о "зоне страха" - мол, в бытность Наздратенко тут все пошло наперекосяк, бизнес-среда безнадежна испорчена и развивать дело до заоблачных высот - себе дороже?
- Вряд ли степень риска в приморском бизнесе связана с наследием или деятельностью конкретных личностей. Опасность стать банкротом, сесть в долговую яму, быть раздавленным конкурентами всегда существует там, где идет какое-то движение. Финансовое, экономическое. Там, где пахнет большими деньгами и сверхприбылью. Между тем занятие крупным бизнесом было бы игрой в классики, если бы не известное выражение "Кто не рискует, тот не пьет шампанское".
БЛИЦ
- Ваше любимое кино?
- "Мама, не горюй". Первая часть "ДМБ". Есть там очень хорошая фраза: "Без солдат в армии - разброд и коррупция".
- Предпочтения в гастрономии?
- Пожалуй, скоблянка из трепанга. Из напитков - квас.
- Ваш досуг?
- Люблю нырять.
- Какие качества в людях не переносите на дух?
- Высокомерие и пустозвонство.
- Мечта всей жизни?
- Хочется оставить после себя добрую память.