Ровно три года назад в информационное пространство Приморья ворвался один из самых мощных к настоящему времени интернет-ресурсов региона. Сегодня PRIMPRESS — это современное медиа, которое «обскакало» по многим показателям мастодонтов приморской журналистики и занимает лидирующие позиции в рейтингах посещаемости и просмотров. О том, как это удалось, «К» рассказал 23-летний главный редактор ИА PRIMPRESS Максим Протасов.
— Максим, вы совсем не похожи на главного редактора. Как получилось, что вы оказались у руля информационного агентства PRIMPRESS?
— В последнее время часто слышу этот вопрос, но ведь молодость не порок, а преимущество в нашем деле. Сейчас идет тенденция к омолаживанию редакторской должности, потому как сами медиа становятся максимально современными. Соответственно, и люди нужны другие, которым проще адаптироваться в этой среде и начать создавать что-то новое.
В понимании многих редактор — это глыба, человек скорее пожилой, с огромным опытом и непоколебимыми установками. Да, такие люди тоже нужны в редакции, они должны работать бок о бок с новым поколением. У нас в PRIMPRESS работа налажена именно таким образом, и это явно приносит свои плоды.
Зачем нужны пять человек, когда один корреспондент PRIMPRESS может скреативить и написать материал, который наберет миллион просмотров?
— И совсем не возникает конфликта поколений?
— Конечно, возникает. Кому понравится, когда 23-летний редактор добивается наилучших результатов? Мы все стараемся учиться друг у друга. Я работал в нескольких федеральных печатных изданиях и основную базу знаний получил именно там. Слушал, писал аналитику, получал профессиональные «оплеухи» от мэтров редакторского искусства и учился! Информационное агентство — совсем другая область, и здесь ведущие роли резонно отдаются молодым кадрам, новой школе журналистики.
Модель потребления информации сейчас меняется. Все конкурируют со всеми: газеты с соцсетями, сайты с газетами и наоборот. Для потребителей важны все платформы: и «цифра», и бумага. Поэтому везде важен правильный человек. К примеру, в газете мне было бы гораздо сложнее «вывозить», потому что совсем другая специфика и установки, которые уже не поменять. На сайте все современно и интерактивно.
— Как удалось добиться таких успехов юному медиа с молодыми ребятами в команде?
— Когда PRIMPRESS только-только создавался, никто мог спрогнозировать картину сегодняшнего дня. Позиции лидеров рынка тогда казались незыблемыми.
Я попал сюда в начале 2017 г., когда редакция делала упор на выборочные инфоповоды и жила по стандартам уходящего времени. Постепенно формировался костяк из людей нового времени. Количество начало перерастать в качество, появился креатив, инфотейнмент, эксперименты и новые форматы. Мы решили постепенно отходить от понятия классического СМИ, начали экспериментировать — а почему бы и нет? В это время было интересно наблюдать, как себя ведут старожилы приморской журналистики. Эффект был моментальный: все закопошились, пытались давить своим авторитетом, но экспериментальный во многом сайт PRIMPRESS.RU обскакал всех и вышел в лидеры.
В апреле 2017 г. мы хвалились тем, что наш сайт в среднем ежедневно посещают 15 тыс. человек; сейчас пиковая посещаемость приближается к полумиллиону человек в день.
Прорывным оказался минувший год. В медиасфере произошли серьезные изменения. Резко начали развиваться сервисы, агрегаторы, блогосфера и даже соцсети. У нас появилась реальная возможность выйти в лидеры, и грех было этим не воспользоваться. Мы залезли везде, в приоритет поставили задачу работать с массовой аудиторией, и это дало плоды. Вслед за федеральным трафиком поднимался и региональный. В результате мы закончили декабрь 2018 г. с показателем 3,3 млн уникальных посетителей в месяц. Такого в Приморье до нас никто не достигал.
Модель потребления информации сейчас меняется. Все конкурируют со всеми: газеты с соцсетями, сайты с газетами и наоборот. Для потребителей важны все платформы: и «цифра», и бумага. Поэтому везде важен правильный человек
— Чем вы отличаетесь от других СМИ Приморского края?
— По моему мнению, само понятие СМИ, как и «зрелые» редакторы, уходит куда-то в небытие. «Медиакомпании — это такие блогеры, у которых есть большие бюджеты на производство контента», — так говорил писатель Михаил Зыгарь. Это цитата в точности отражает реальность сегодняшнего дня.
Мы «выстрелили» в прошлом году и продолжаем держать планку сейчас, не нуждаясь в ежедневной пропаганде и тесной связи с властью. Сейчас другие приморские сайты, жившие десятилетиями по одному стандарту, подхватили нашу модель поведения в Сети и успешно ее реализовывают.
В свое время PRIMPRESS точечно уловил запросы массового читателя и теперь заслуженно подпитывает постоянную аудиторию актуальной информацией. И не только аудиторию, но и потенциальных рекламодателей. Если клиенты в большинстве случаев сами приходят к нам, то читателю это делать не приходится, наша информация сама его находит. Это и есть результат успешного эксперимента, который мы «замутили» еще в конце 2017 г.
— Что сейчас из себя представляет команда PRIMPRESS?
— Нас можно пересчитать по пальцам рук, но это не мешает сообща делать крутые вещи. Некоторые блогеры в одиночку создают больше контента и полезностей, чем коллектив в 100 человек. Мы стремимся идти по такому пути: стать творцами, развить навык многозадачности и универсальности. Мне кажется, классические редакции скоро вовсе перестанут существовать. Работа подобного медиа — это глобальный аутсорсинг людей, идей и платформ. Такой режим позволяет жить организму нашего сайта круглосуточно.
Я не считаю, что редакция должна состоять из толпы разношерстных журналистов, которые целыми днями ковыряют в носу, отрабатывают с 9 до 18, увольняются, и на их места приходят другие, точно такие же экземпляры. Нас мало, но мы сплочены и ежедневно учимся друг у друга.
Зачем нужны пять человек, когда один корреспондент PRIMPRESS может скреативить и написать материал, который наберет миллион просмотров? И это, замечу, не треш какой-то, не шок-контент, а социально значимая информация. У нас на сайте таких материалов предостаточно.
То же самое касается взаимодействия с клиентами. Рекламодатели уже привыкли к нашему нестандартному подходу к подаче информации, баннеров, лонгридов или тестов. За сравнительно небольшую сумму по меркам приморского рынка мы можем подготовить для клиента крутой баннер, по которому за месяц на его сайт перейдет 10 тыс. пользователей, не говоря уже о миллионах просмотров этого баннера.
— В каком направлении планирует двигаться PRIMPRESS? Ставите какие-нибудь задачи на ближайшие годы?
— По цифрам мы сейчас находимся на восходящем тренде и продолжим набирать обороты дальше. Значение медиабрендов в новых условиях вообще нивелируется. Авторитетов больше нет — ни для читателя, ни для рекламодателя. Значение имеют только цифры, посещаемость, просмотры, охват и так далее. Кто информирует и развлекает — уже не так важно, главное, чтобы это находило отклик, влияло на умы и изменяло поведение людей.
— Пусть технологии и стали важнее всего, но о творчестве забывать нельзя.
— Наша задача — уравнять два этих понятия, найти золотую середину между главной страницей сайта и первой полосой газеты. Пока что аудитория формирует запросы только на массовые новости, которые логично появляются в «картине дня». Хотелось бы перевоспитать такую аудиторию, но это сложно. Сейчас большинству медиа только и остается, что распространять сгенерированный и сагрегатированный другими контент, оформив его с разной степенью креативности. Мы вписываемся в эту модель, и если читательский интерес изменится, мы подстроимся и снова выйдем в лидеры.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь в журналистике?
— Наверное, в наше время необходимо быть на виду, где-то эпатажным или даже скандальным. Раньше, чтобы закрепиться в профессиональном плане, нужно было образование, сейчас достаточно «хайпануть», и тебе все придет в руки. Даже если ты не начитанный и не особо талантливый.
К слову, лично мне этой самой эпатажности недостает. Да и не надо особенно. В Приморье я скорее теневой, закулисный игрок медиасферы, но свою роль знаю и стараюсь по максимуму отдаваться работе. Результаты налицо.