Володин Евгений Викторович, 46 лет.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: г. Иваново
ОБРАЗОВАНИЕ: Ивановский энергетический институт, специальность "инженер-автоматчик" (1970-75 гг.).
КАРЬЕРА: после института работал в Главке "Союзэлектромонтаж", в Сибирском тресте, где прошел путь от мастера до главного инженера. Главный инженер электромонтажного управления во Владивостоке (1982-87 гг.), эксперт энергетического оборудования в Индии (1987-91 гг.), президент электромонтажной компании во Владивостоке (1991-95 гг.), с 1995 г. - генеральный директор компании "ПЕТРА".
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, дочь 11 лет
АВТОМОБИЛЬ: Toyota Land Cruiser.
ХОББИ: охота, подводное плавание, альпинизм.
Генеральный директор компании "ПЕТРА" достаточно скептически относится к способностям наших политиков, называет их импотентами и ни в коем случае не хочет идти в депутаты. Ему нравится то, чем он занимается в данный момент. Заниматься авиаперевозками грузов, "выбивать" топливо для самолетов, в конце концов, платить зарплату своим сотрудникам, считает он, - гораздо интереснее и приносит обществу намного больше пользы.
«Я – профессиональный менеджер…»
- Евгений Викторович, как получилось, что, проработав 20 лет в энергетике, вы начали заниматься авиаперевозками?
- Дело в том, что, когда меня приглашали в "ПЕТРУ", в стране начался период экспериментов над энергетикой. Тогда, как, впрочем, и сейчас, я никак не мог принять того, что творилось с некогда мощной отраслью. Она разваливалась, специально повышались тарифы, искусственно создавалась система неплатежей, все рушилось, а прекратить это в одиночку было не по силам. Поэтому тогда я находился в такой ситуации, когда от меня, как от руководителя предприятия, мало что зависело. К тому же учредители "ПЕТРЫ" уже давно меня знали. Я ведь - профессиональный менеджер, не плохой, как мне кажется, организатор производства. А после того, как ушел из жизни прежний руководитель "Петры", место генерального директора осталось вакантным. Когда все эти составляющие сложились, меня пригласили в компанию, и с радостью согласился.
К моменту моего прихода "ПЕТРА" работала уже несколько лет, имела определенный имидж, который нужно было поддерживать на достаточно высоком уровне. Мне это понравилось. В то время мы работали на очень интересном направлении - обеспечивали доставку грузов из районов Юго-восточной Азии в Европу. Тогда наша страна зарабатывала на этом неплохие деньги. Часть особо срочных грузов шла по смешанной схеме море - воздух. То есть в порты России они приходили морем, дальше мы их подхватывали и на самолетах российских авиакомпаний отправляли в аэропорты Европы. Мы работали со многими российскими и зарубежными компаниями. Контролировали пролет и перевозку их грузов через территорию России, заказывали самолеты, обеспечивали обслуживание, экспедирование грузов, охрану и так далее.
- Все это осталось в прошлом?
- Если сказать просто, то ситуация на рынке подобных услуг постоянно меняется. Постоянный рост цен на топливо в России не позволяет отечественным компаниям конкурировать с иностранными, у которых во владении находятся очень экономичные самолеты зарубежного производства. У них большие грузовые емкости, экономичные двигатели, большая дальность полета. А ведь именно эти показатели и определяют экономику перевозок. У нас такой техники нет, поэтому свои позиции мы легко сдали иностранным перевозчикам. Те грузы, которые раньше шли через нас, сейчас отправляются напрямую из аэропортов стран АТР, минуя Россию.
Просчитав все это, мы выяснили, что не сможем конкурировать со ставками зарубежных перевозчиков, поэтому сразу начали прорабатывать другие варианты и нашли выход в переориентации на внутренний рынок. Заключили соглашения с авиакомпаниями, осуществляющими рейсы во Владивосток, и стали грузовыми агентами практически всех российских авиакомпаний. Параллельно с этим вели работу и на внешнем рынке, подписав такие же агентские договоры с экспедиторскими фирмами по всему миру. В общем, это направление нам удалось сохранить, не в таком большом объеме, конечно, как хотелось бы. Имя помогло. Сейчас мы выполняем весь комплекс транспортно-экспедиторских услуг, включая грузовые и пассажирские авиаперевозки и экспресс-доставку. Мы являемся представителями нескольких российских авиакомпаний во Владивостоке.
Так получилось, что за все время существования мы ничего не потеряли, ничего не угробили. Наоборот заработали себе достаточно хороший имидж, который теперь работает на нас. А мы его просто стараемся поддерживать на достойном уровне. Очень тщательно и щепетильно относимся к вопросам порядочности, честности ведения деловых отношений. Как обычно говорят: "Полжизни работаешь на имя, оставшиеся полжизни имя работает на тебя", - так и с нами получилось.
«…нормальный мужик…»
- Ваша компания преуспевает, вас знают на мировом и на российском рынках. Можно ли сказать, что как руководитель вы состоялись?
- В нашей стране так уж повелось, что по действиям руководителя судят о его компании. Хотя, по-моему, должно быть наоборот. Китайский философ Лао Цзы говорил: "Если подчиненные боготворят тебя, но боятся, значит ты - плохой руководитель, а если они говорят, что сделали все сами - это и есть высшая оценка руководителя, который оставаясь в тени, заставляет коллектив работать". Да, я могу сказать, что я счастливый руководитель. Кажется, мне удалось создать команду, сохранить то ценное, что было наработано прежним директором, и привнести что-то свое. Пришли новые люди, принесли какие-то свежие идеи, желание работать.
- А новому человеку к вам легко попасть?
- Сейчас очень трудно. Раньше, в период становления – может быть, а сейчас нет. Все наши сотрудники знают, что находятся на своем месте, за него держатся, и по собственному желанию из компании не увольняются.
- Есть за что держаться?
- Да, каждый месяц у нас небольшой прирост объемов, стагнации, слава Богу, нет. Был какой-то период, когда работали с убытками, приходилось подстраиваться под рыночные условия. Но это в прошлом. Не хочу сказать, что сейчас мы имеем бешеные прибыли. Вместе с доходами растут и расходы. Например, практически ежедневно поднимаются цены на топливо и связь, инфляция делает свое пагубное дело. Получаешь прибыль, рубль обесценивается, и ты опять начинаешь сначала. А между тем, нужно поднимать заработную плату своим сотрудникам, пусть не много, но чтобы чувствовалась какая-то динамика.
- Если не секрет, сколько в среднем получают сотрудники "ПЕТРЫ"?
- Зарплата не большая, но она обеспечивает вполне достойную жизнь тем, кто ее получает. Чего-то большего мы в ближайшее время не заработаем. Конечно, у нас в стране есть олигархи, какие-то очень богатые люди. Но я думаю, честным трудом столько заработать нельзя. Уж наше-то государство и правительство позаботятся о том, чтобы слишком богатыми мы никогда не стали.
- Кстати о "честном труде", многие бизнесмены жалуются, что в нашей стране честно работать практически невозможно. Вы с этим согласны?
- Да, и добавлю - очень рискованно. Работаешь ведь в открытую. Для меня трудность заключается вот в чем. Создав предприятие, ты принимаешь на работу человека, за которым стоит семья, дети. Тем самым ты возлагаешь на себя огромный груз ответственности. Собаку на улицу выгнать тяжело, а сделать человека безработным, а по сути также оставить на улице – чисто по-человечески, это для меня практически невозможно.
- А нечестных партнеров сразу "вычисляете"?
- Да, конечно, мы уже достигли того уровня, когда знаем, с кем можно рискнуть, а с кем работать по-партнерски, открыто. Есть и такие, от сотрудничества с которыми по каким-то причинам мы просто отказываемся.
Но лучше не рисковать, потому что за спиной люди, которые тебе доверились. С этим нужно поосторожней, а то уже слишком часто встречаешь примеры, когда кто-нибудь организует фирму, принимает на работу людей, берет деньги и потом скрывается с ними или уходит в политику.
- А вы бы не хотели пойти в депутаты, с вашим-то опытом?
- Я же нормальный мужик, мне интересна та работа, которой я занимаюсь. Я могу еще что-то сделать для своего предприятия, для людей, которые меня окружают. К тому же, порой складывается такое впечатление, что в политику рвутся, извините за выражение, импотенты, несостоявшиеся в практических делах люди. Неудачники, которые просто не могут сделать что-то по-мужски. Столкнувшись с трудностями и не сумев преодолеть их, они уходят в политику. В результате мы сейчас имеем разваленный, плохо работающий государственный механизм и ущербную экономику. Зачем решать проблему - лучше просто покритиковать, покричать о несправедливости и на этой волне получить политические дивиденды и привилегии. Как они ими пользуются - мы все прекрасно видим.
«…я – аквалангист»
- Интересно, а с женой вы делитесь новостями по работе?
- Позитивными - да, негативными - нет. Когда что-то здорово получилось, почему бы и не поделиться, она всегда меня поддерживает, дочь тоже радуется. А зачем в семью нести что-то плохое, негативное - близких надо беречь.
- А как отдыхаете?
- Люблю путешествовать, мы с женой молодыми, выскочив еще в советские времена за границу, за три отпуска сумели объехать 6-7 стран.
Сейчас очень люблю поохотиться, понырять с аквалангом. Активный отдых очень хорошо снимает стресс и настраивает на плодотворную работу. Порой бывает так тоскливо, что отправляешься на охоту с друзьями, расслабишься, у костра за удачу поднимешь тост, и становится действительно легче.
- А где охотитесь?
- Да по всему Приморскому краю: в Анучинском, Кировском районах, в Хасане практически все сопки исходили. На изюбра ходим, косулю, кабана, оленя, даже на медведя. Иногда на открытие или закрытие сезона - на уточку или фазана, но это редко. Приезжаешь в город уже отдохнувший, в мозгах просветление и к работе приступаешь с утроенной энергией.
Что касается светского отдыха, то стараемся с женой ходить в театры, на концерты, кстати, не так давно, как генеральный спонсор, я имел возможность довольно тесно общаться с музыкантами "Машины времени".
- И как они вам показались?
- Люди не сверхзатейливые, простые, с ними очень приятно и легко общаться. Хотя Макаревич кажется замкнутым, чурается скопления народа, что вполне объяснимо, знаменитость, ему это в тягость. А когда вдвоем с ним общались - нормальный мужик, тем более он, так же как и я, увлекается подводным плаванием. Любит адреналин в кровь впустить. Удивил меня: оказывается, возит с собой все снаряжение для подводного плавания, включая пояс с грузами, компенсатор, несколько масок - все, кроме баллона.
- Удалось вместе понырять?
- Нет. Бремя генерального спонсора предполагает организацию некоторых мероприятий. В частности нужно было заказать катер, снаряжение, компрессор и еще многое другое. От всей этой суеты и забот устал, холодненького пивка выпил, а после этого с аквалангом нырять никак нельзя. И потом - под воду идешь с тем, кого знаешь, в ком уверен. Это как в альпинизме: в связке только тот, в ком уверен как в себе самом.
- А откуда такое увлечение, вы же родились под Москвой?
- Даже не знаю. В принципе, я очень рано научился плавать, в 9 лет уже переплывал местную небольшую речку, в 16 - Волгу, чувствовал себя прекрасно, комфортно и еще силы оставались. Все же начинают с малого, а потом одолевают большее. Это ведь природный, эволюционный путь, и в бизнесе так же. А в нашей стране как-то все по-другому. Почему-то нас всегда тянет исключительно к революционному пути развития - и в экономике, и в политике, и в бизнесе. Многие хотят, не затрачивая никаких усилий, не работая, получить побыстрее и побольше денег. Это же не нормально. Был человек никем, а потом раз - и владелец какого-нибудь металлургического комбината или судоходной компании. В природе так не бывает.