Генеральный директор «Компании МТТ» Юрий Яковлев представляет в России несколько марок швейцарских часов. Его компания, работающая на рынке более 10 лет, стала первым официальным импортером швейцарских часов в Россию, а сегодня является эксклюзивным дистрибутором таких престижных швейцарских марок, как Ulisse Nardin, Fortis, Perrelet, Matthew Norman, Swiza, Lorenz, Delma, Versace. А кроме того официальным агентом марки Tissot. Но вершиной своей часовой коллекции Яковлев считает швейцарские Ulysse Nardin. При этом он уверен, что до дорогих часов нужно дорасти морально. Не случайно именно к нему корр. «К» обратился с вопросом, что же все-таки показывают дорогие часы: время или социальный статус.
— Юрий Михайлович, какие качества часов Ulysse Nardin сделали их одними из самых престижных в мире?
— История этой марки богата и разнообразна. Она изобилует большим количеством наград, причем по их числу с этой маркой никакие часы в мире сравниться не могут. А современность такова — последние три года главный приз основной часовой выставки мира в швейцарском городе Базеле присуждался часам именно этой марки. Кроме того, Ulysse Nardin попали в книгу рекордов Гинесса как самые сложные по набору и оригинальности функций. Когда речь заходит об Ulysse Nardin, никто даже и не думает говорить о повседневной жизни. Каждая модель часов сравнима с произведениеми мирового искусства. Это как картины великих художников. Очень мало людей на планете, которые могут позволить себе эти часы для ежедневной носки, но для этого их обладатель должен достичь как минимум двух вершин: финансовой и духовной. С первой все понятно — часы очень дорогие. А вот вторая вершина дается не всем. До таких часов нужно дорасти, и прежде всего морально. Порой, никакие деньги, власть и прочие атрибуты роскоши в этом помочь не могут.
— Существует ли мода на часы?
— Всему свое время. Например, было время, когда особой популярностью пользовались часы с прямоугольным корпусом, потом с круглым. Когда-то наблюдалось повальное увлечение прозрачным корпусом. Вообще же понятие «модно — немодно» в большей степени справедливо прежде всего для очень дорогих часов класса fashion (дизайнерские). С другой стороны, выпущенные несколько десятков лет назад, часы Omega Constellation и по сей день признаются лучшими.
— Что значат часы для руководителя крупной часовой компании?
— У меня по этому поводу особое мнение. Если человеку нужно узнать время — достаточно самого примитивного прибора с двумя стрелками. Большинство швейцарских часов — это не просто прибор для отсчета времени, это еще и оригинальное украшение. Кроме того, часы — одна из немногих вещей, которыми мы можем подчеркнуть свой статус, положение в обществе. Визитка, например, не обладает таким свойством — она в большинстве случаев безликая.
— Так что же такое швейцарские часы — прибор времени, дорогая игрушка или символ высокого социального статуса?
— Часы характеризуют человека. У тех, кто серьезно занимается часами — будь это опытный продавец или коллекционер — формируется профессиональная привычка при первой встрече с незнакомым человеком сначала смотреть не на его машину, костюм или дорогие туфли, а именно на часы. По часам видно, сколько зарабатывает их обладатель, каковы его предпочтения в литературе, искусстве.
— Откуда такая уверенность?
— Все очень просто — огромное количество времени в своей жизни мы смотрим на часы. Представьте, если перед вашими глазами постоянно будет находится раздражающий фактор. Соответственно, часы подбирают под себя, под свой характер, образ жизни, соответствующий момент. Их покупают для того, чтобы носить и любоваться. Очень мало людей приобретают часы из коллекционных соображений.
— Если профессионал по часам без труда определит доход, социальный статус или характер их обладателя, тогда не можете ли вы описать ваших клиентов?
— На двигателях автомобилей марки Rolls Roys не пишут мощность. Там стоит надпись «достаточно». Так вот, наши покупатели зарабатывают ДОСТАТОЧНО, чтобы иметь часы Ulysse Nardin. Но самое важное, что их обладатель понимает уровень, цену и уникальность интеллекта, придумавшего оригинальный механизм, потому что на самом деле Ulysse Nardin — это интеллектуальные часы.
Главным часовым мастером Ulysse Nardin работает Людвик Ошлин. По признанию экспертов, на сегодняшний день он создает самые уникальные механизмы. При этом мастер дает гарантию, что ход часов не будет нарушаться на протяжении 144 тысяч лет! Самое интересное, что механизм всех своих часов Людвик Ошлин рассчитывает на обычном инженерном калькуляторе, без применения компьютерных технологий.
— Какие часы носите вы?
— Конечно же Ulysse Nardin.
— В последнее время принято иметь несколько часов, каждые для определенного случая: на званный вечер — одни, в спортзал — другие. У вас сколько часов?
— Сегодня на складе около 5000. А если серьезно, то мне трудно объяснить мои предпочтенья. Наверное, также трудно определиться продавцу винного магазина: все бутылки его, но алкоголиком его назвать нельзя. Вот так и я. Что касается часов для каждого случая жизни, тут я с вами совершенно согласен. Действительно мы уже пришли к пониманию того, что «на пир, и в мир в телогрейке не ходят». Еще 10 лет назад об этом и не подозревали, носили золотой Breget (у кого он был) и на пляж, и на работу, и на официальные приемы. Но это не принято.
Примерно 7 лет назад в компанию Юрия Яковлева пришел богатый клиент из числа новорусских и попросил золотые часы с максимальной водозащитой. В наличии таких не оказалось, поэтому решили заказывать в Швейцарии. На запрос российской компании из Швейцарии был получен ответ что-то вроде: «У нас в смокингах купаться не принято».
— Насколько динамично развивается рынок часов в России и Приморском крае?
— Эти темпы можно назвать бешеными. Помню, как несколько лет назад показал своим друзьям стальные часы за $1500. Все были в шоке. «Отдавать такие деньги за обычные стальные часы — это безрассудство, — говорили они. — Эти часы никто никогда не купит, они никому не нужны...» Сегодня вопрос о цене уже не стоит. Все реже и реже попадаются люди, которые шарахаются от трех-, четырех— или пятизначных цифр на ценниках. Нарождается целый класс, который понимает, что за качество нужно платить.
— Как скоро в нашем городе можно будет купить часы Ulysse Nardin?
— Хорошие часы не спешат и не отстают — они идут верно. Так вот, момент, когда Ulysse Nardin будет продаваться во Владивостоке, нельзя торопить — он настанет сам, время подскажет. А мы с партнерами из магазина «Женева» только поможем ему. Ведь начать торговать хорошими часами не так просто. Можно их привести, завести необходимое торговое оборудование, провести рекламную кампанию, потратить на это огромные деньги и оказаться перед фактом, что такие часы здесь никому не нужны.
— По каким критериям компания МТТ отбираете город, в котором она намеривается продавать часы?
— Таких несколько, хотя основных два. Во-первых, это уровень благосостояния местного населения. Чтобы покупать швейцарские часы, люди должны зарабатывать ДОСТАТОЧНО. Во-вторых, мы смотрим, как и на что эти деньги тратятся. Одно дело спускать случайно полученные деньги в кабаке, другое — вкладывать заработанные средства в недвижимость, производство, инфраструктуру и т.д. Когда критерии трат местного населения совпадают с нашими, мы считаем, что город вполне готов к часам. Мы проехали по городу по магазинам, продающим дорогие часы, и пришли к выводу, что Владивосток уже понял, что деньги, вложенные в часы — это не выброшенные деньги.
— Во Владивостоке дорогие часы можно купить в 4 магазинах. Для такого города этого мало, много или достаточно?
— Во-первых, количество магазинов определяет рынок, при этом дорогой марки не может быть много. Во-вторых, чтобы продать дорогую вещь, нужно прекрасно ее знать. Знания в области психологии потребителя также будут нелишними.
Считается, что человек в своей жизни покупает две вещи: необходимость и удовольствие. Когда человек голоден, он достанет пищу из самого грязного места, очистит ее и съест. При этом окружающая среда практически не влияет на его поведение. Человек действует, подчиняясь животным инстинктам. Ему это необходимо. А получать удовольствие, тем более за деньги, нужно в соответствующей обстановке, и все вокруг должно быть приятным. Иначе полученные ощущения окажутся неполными. Удовольствие нужно подготовить, а это стоит денег. Много денег сразу во многих местах не бывает.