Несмотря на обильные осадки, дорожники Приморья не только справились с последствиями тайфунов, но и планируют капитально отремонтировать в нынешнем году около 200 км краевых дорог – втрое больше, чем в 2019-м. Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Свяченовский рассказал про текущие проблемы и планы отрасли.
– Виктор Юрьевич, губернатор Приморья Олег Кожемяко некоторое время назад указывал, что Приморскому краю не хватает крупных предприятий с хорошими производственными мощностями, чтобы качественно и вовремя выполнять весь объем дорожного строительства и ремонта. Какова ситуация сейчас?
– Объем выполняемого, как известно, определяет потребности в исполнителях. Несколько лет назад работы для дорожников было немного, отсутствовало поле для развития компаний, которые не расширялись. Но за 2019–2020 гг. дорожная отрасль в Приморье заметно усилилась. Растут мощности АО «Примавтодор», в модернизацию которого вкладываются в том числе бюджетные средства, закупается новая техника. Также среди лидеров – компания АО «СПЕЦСУ», она расширилась мостовым подразделением, модернизирует производство, укомплектовывает штат специалистами.
В ДФО закрепилась московская фирма «Трансстроймеханизация», которая создала на Дальнем Востоке филиал и успешно работает на больших дорожных стройках, аэропортовых объектах. Например, компания выполняет строительство объездной трассы Артем – Находка – порт Восточный, участвовала в ремонте старой трассы на Находку.
Мы не исключаем приход новых компаний, в том числе федеральных. Многие проекты требуют высокой квалификации и оснащения, не всегда их могут реализовать местные. Стоящие перед министерством задачи, безусловно, будем исполнять.
– Как обстоят дела с ремонтом дороги на Находку? Он был почти завершен, но почему-то осталось несколько коротких проблемных отрезков…
– Таких участков шесть, все они вошли в программу реконструкции мостов либо путепроводов. Возведение мостовых сооружений на этой трассе запланировано на будущий год, осенью на всей трассе будет комфортный проезд. Если ремонтировать отрезки сейчас, то в 2021-м их придется разрушать, что экономически необоснованно и необъяснимо.
Что касается плана реконструкции старой дороги на Находку в нынешнем году: да, он почти выполнен, осталось нанести разметку. Трассу ремонтировали несколько подрядчиков, сейчас идет приемка.
– В процессе приемки дорожного ремонта бывает так, что подрядчика заставляют переделывать работу?
– В нынешнем году при проверке качества ремонта дороги Находка – Лазо – Ольга – Кавалерово в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (БКАД) были выявлены некачественные работы на 1,7 км. В итоге подрядчику пришлось перекрывать верхний слой дороги за свой счет. На некоторых других объектах были небольшие замечания, которые подрядчиками закрывались в рабочем порядке.
К проверке качества подходим очень серьезно, этим занимается специальная структура – краевое учреждение «Примуправтодор». Мы сильнее углубились в контроль, специалисты стали больше заниматься выездами, инструментальными измерениями, лабораторными испытаниями. Сами подрядные организации стали работать качественней: никто не хочет переделывать дороги за собственный счет.
Приемка дороги – это процесс из нескольких этапов. Сначала во время ремонта берутся пробы покрытия, их исследует лаборатория в Уссурийске. Далее, когда дорога готова, на место выезжает еще одна, дорожная, лаборатория – производятся замеры параметров. Гарантия на дорожные работы начинает действовать только после подписания акта приемки.
– Сколько всего километров дорог запланировано отремонтировать в крае в нынешнем году?
– В целом, если считать все, что будет отремонтировано по краевой программе «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2020–2027 гг., по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по программе развития центров экономического роста, – около 200 км региональных дорог. А это в три раза больше, чем в 2019 г., когда удалось восстановить 60 км.
На сегодняшний день по БКАД работы выполнены на 80%, идет приемка дорог, устранение замечаний; по центрам экономроста асфальтобетонные работы практически закончены. Но окончательные итоги подводить рано – сезон дорожного ремонта еще не окончен, продлится приблизительно до середины ноября. Сейчас технологии и материалы в области асфальтобетонного покрытия позволяют вести работы при понижении температур до минус 10.
– Подведомственное правительству края предприятие, АО «Примавтодор», по состоянию на 15 октября отремонтировало 70% дорог, включенных в план. Насколько известно, как всегда во время ЧС, значительные силы предприятия были направлены на ликвидацию последствий.
– Летом в Приморье прошли сразу три тайфуна – пострадало 36 км дорог, разрушено 19 искусственных сооружений. Дефектовка показала, что сумма ущерба составила более 197 млн рублей. Специалисты «Примавтодора» везде в кратчайшие сроки установили временные объезды аварийных дорог, водопропускные трубы.
С 15 октября в крае работает совместная дефектовочная комиссия, куда вошли представители Минтранса. Комиссия будет проводить оценку разрушений, участвовать в составлении заявки на финансирование восстановительных работ из резервного фонда Правительства РФ.
Тем временем «Примавтодор» продолжает устранять повреждения. Идет закупка водопропускных труб, в том числе и быстровозводимых конструкций корейского производства. В основном они будут установлены в Ханкайском районе, который больше всего пострадал. Уже начата выдача помощи муниципальным образованиям из резервного фонда правительства Приморья.
Дополнительные средства на ремонт дорог получили наиболее пострадавшие районы: Хасанский, Кавалеровский, Ханкайский. Собираемся продолжить восстановление до нормативного состояния при федеральной поддержке, большинство работ запланировано провести в следующем году. Задача на сейчас – обеспечить проезжее состояние дорог с безопасными дорожными условиями.
Параллельно «Примавтодор» ремонтирует дороги в Кировском, Партизанском районах, Чугуевском муниципальном округе. Всего в этом году дорожники предприятия приведут в порядок около 35 км дорог. Есть 64 муниципальных контракта, которые выполнены более чем на 85%.
– В какие сроки планируется восстановить дорогу на границе Михайловского и Хорольского районов?
– Стоимость работ оценили в 640 млн рублей. В этом году «Примавтодор» выбрал пучины и засыпает скальным грунтом участки на площади 20 тыс. кв. м. Доведение до нормативного состояния дороги планируется в будущем году. Пока по ней ограничили проезд большегрузных автомобилей.
– Разрушение многих участков дорог связано с вопросами налаживания качественного водоотведения. Как министерство участвует в этом процессе?
– Что касается водоотведения, то это вопрос комплексный, не все зависит от нас. Требуется широкий список мероприятий: расчистка и регулирование русел рек, защита населенных пунктов. Любая новая дамба меняет поверхностный сток, что может негативно повлиять, в частности, на строящиеся дороги. Многие трассы делались еще в 1940–1960 гг., с учетом тогдашнего уровня механизации, с минимальными насыпями. Где-то дороги переливные – с расчетом на то, что при обильных осадках вода переливалась бы через дорогу.
В нынешнем году было затоплено немало участков, иногда протяженных, но дороги не были разрушены – потребовалась только небольшая подсыпка. К реконструкции таких участков (на перспективу она, конечно, рассматривается) нужна серьезная подготовка, чтобы не затопить близлежащие населенные пункты.
– Не раз говорилось о том, что нормативы, которые закладываются на содержание региональных дорог, существенно меньше существующей потребности. Как решается вопрос?
– Такая проблема имеется. Очевидна сохраняющаяся разница в нормативах для дорог регионального значения и для федеральных трасс – примерно в 3,5 раза. Губернатор Приморья поднимал этот вопрос, и в нынешнем году финансирование работ по содержанию краевых дорог увеличили вдвое – с 2 до 4 млрд рублей. Проезжая по муниципалитетам, мы общались с администрациями, местными жителями. Много, конечно, нареканий, но люди обратили внимание, что ямочного ремонта проведено значительно больше, чем в 2019 г.
Пока речь идет об увеличении реального финансирования до нормативного. Ведь сеть региональных дорог весьма значительная – 6767 км. Нам хотелось бы региональную норму привести к федеральной, чтобы продлить срок их службы. Здесь говорим не просто об увеличении стоимости (она не выше уровня инфляции), а о расширении перечня работ по содержанию, охране, освещению, безопасности.
– В Приморье действует специальная программа по ремонту мостовых переходов. Как она осуществляется?
– В нынешнем году начнется реконструкция шести мостовых переходов в районе Фокино, на автомобильной дороге Артем – Находка – порт Восточный.
Сейчас проходят конкурсные процедуры по отбору подрядчиков на строительство мостов на 86-м, 95-м, 96-м, 99-м километрах трассы, которые завершатся до конца октября. По двум мостам – на 89-м и 91-м километрах – уже определена подрядная организация, которая приступает к работам.
В то же время строятся новые мосты через реку Тихую в Анучинском округе, через реку Сахарную в Большом Камне.
Ведутся торги по определению подрядчика на реконструкцию мостов на трассе Находка – Лазо – Ольга – Кавалерово через реки Партизанская, Зеркальная, Водопадная, Арзамазовка. Это будут достаточно протяженные металлические пролетные строения, сроком их сдачи определен 2022 г.
– Краевое правительство, муниципалитеты и дорожники тесно вовлечены в реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ремонт каких трасс в рамках БКАД начнется в следующем году?
– Это восемь дорог регионального и межмуниципального значения протяженностью почти 60 км: Шкотово – Партизанск (0–12,7 км); Штыково – Ивановка – Реттиховка (0–13,5 км, шесть участков); Владивосток – Находка – Суражевка – Кролевец (0–3,5 км); Раздольное – Хасан (86–114 км, два участка); Краскино – госграница (3,9–13 км, шесть участков); Лазо – Заповедный (0–2 км); Екатериновка – Новая Сила (4–14 км); Осиновка – Рудная Пристань (106–110 км); Уссурийск – Раковка – Осиновка (9,4–13 км).
Сейчас готовится проектно-сметная документация по этим объектам, намечено уже в этом году провести торги по отбору подрядчиков.
Отмечу, что дорожные объекты внутри Владивостокской агломерации (Владивосток, Артем, Шкотовский и Надеждинский районы) будут определены с учетом мнения жителей.
– По какой причине задержалось строительство новой скоростной трассы Артем – Находка – порт Восточный?
– Проект, созданный в 2013–2014 гг., пришлось корректировать. Технологии дорожного строительства оказались неприменимыми к зонам морского побережья. Понадобилась повторная госэкспертиза, которая несколько затянулась в условиях коронавируса. Тем не менее технические условия получены, мы приступили к работам по новому проекту.
Это сложный и дорогостоящий проект, который частично уже реализован. Но необходимо построить еще 105 км трассы, включая несколько мостов и развязок, два тоннеля. Всего на достройку, по подсчетам, потребуется 227 млрд рублей. Тем не менее дорога существенно приблизит Находку к краевому центру, она нужна краю. Правительство Приморья ведет работу по привлечению инвестиций в этот проект.
– Что известно по поводу проекта Владивостокской кольцевой автодороги, когда этот известный проект станет обретать реальность?
– ВКАД обсуждается давно, но вызывает множество вопросов у специалистов и жителей Приморья. Пока решено разделить его на два этапа, первый – строительство путепровода от Казанского моста на остров Елена с выходом на Университетский проспект острова Русского, поблизости от существующего Русского моста.
Обоснование этого проекта для Минтранса с определением сметы должно быть готово к сентябрю 2021 г. Второй этап – дорога вдоль побережья Амурского залива. Здесь пока нет решения, рассматриваются два варианта: тоннель по центру города и эстакада у побережья. Второй вариант есть в генплане Владивостока, у каждого свои плюсы и минусы, ни один из них не обсуждается предметно. В любом случае объект дорогостоящий и технически сложный.
Параллельно администрацией Владивостока ведется комплексная работа по планам развития транспортной инфраструктуры города. Затем будут рассматриваться способы финансирования проекта: как из бюджетных источников, так и с привлечением частных инвестиций.