Аукционы карман не тянут

Крупный бизнес отвернулся от малого. Почему?
pixabay.com | Аукционы карман не тянут
pixabay.com

Более 96% закупок госкомпаний и госпредприятий осуществляется на неконкурентной основе. К такому выводу пришел Минфин по итогам мониторинга применения 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») по итогам 2017 г. Еще хуже дела в Приморье: по словам экспертов, крупные компании как федерального, так и регионального масштаба плохо интегрируются в местную экономику. По этой причине система доступа к закупкам малого и среднего бизнеса не отлажена, и сейчас доля МСБ от общего стоимостного объема тендеров составляет менее 10%.

Согласно стратегии развития МСП до 2030 г., госкомпании обязаны постепенно наращивать закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства: в 2017 г. госкомпании должны были отдавать 18% от общего объема заказов малому и среднему бизнесу. Из данных Минфина следует, что цели достичь не удалось: объем закупок у МСП в 2017 г. составил 2,4 трлн руб., то есть 12,7% от общего объема договоров. С 2018 г. минимум 15% государственных контрактов в России должно отдаваться малому и среднему бизнесу. С 10 до 15% увеличен по постановлению правительства совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок у субъектов МСП. Но, по мнению экспертов, в Приморье ждать улучшения не стоит.

Операция «комбинация»

«Не раз слышала от предпринимателей, как в ходе аукциона заявлялась стоимость, которая экономически невозможна — ниже себестоимости. Что это означает? Либо будет поставляться заведомо некачественный товар, либо в процессе исполнения контракта в него вносятся изменения», — сообщила «К» Марина Шемилина, уполномоченный по правам предпринимателей.

По ее словам, на законодательном уровне уже предлагалось запустить двухуровневые торги — первый этап аукциона проходит среди региональных компаний. Если победитель не определился, проводится второй этап, в котором участвуют любые российские предприятия. «Нам говорили на эту инициативу: вы будете вариться в собственной каше на Дальнем Востоке, а ваш товар будет неконкурентоспособен. Но, извините, я не вижу, что к нам приходят с запада какие-то особенно конкурентоспособные компании. Показательно, что на самых крупных федеральных стройках работали компании из Приморья — на субподряде или субсубподряде. И многие из них не получили потом деньги», — добавляет Марина Шемилина.

«Проблема в том, что шансов выиграть конкурс и получить гос­контракт для предприятия малого и среднего бизнеса практически нет, — считает генеральный директор ООО «Примполимер» Ирина Балахнова. — Весь вопрос в том, что заказчик прописывает в договоре определенные условия. Выполнить такой контракт не сможет ни одна компания, кроме той, под которую эти условия создаются. Рамки 44-ФЗ тут не препятствие».

В качестве примера эксперты приводят практику, которая сложилась в государственных, муниципальных детских садах, школах и больницах: там кормят продуктами, произведенными вне Приморского края. Все потому, что разрабатываются объединенные, комбинированные лоты. В природе не бывает производителей одновременно колбасы, молока и рыбы. Если в лоте указаны эти позиции вместе, значит, участвовать в конкурсе сможет только оптовая компания либо специальная фирма, ориентирующаяся на участие в аукционах.

«В какие сроки производите оплату?»

«Возможность участия в государственных и муниципальных контрактах для малого бизнеса — это реальный механизм поддержки со стороны государства. Гораздо более эффективный, чем льготное кредитование или субсидирование процентной ставки, — считает заместитель председателя комитета по региональной политике и законности ЗС ПК Юрий Корсаков. — Выполняя госконтракт, малое предприятие получает гарантированный заработок и пополняет оборотные средства. В Приморье, к сожалению, пока этого не происходит. К примеру, крупнейший объем бюджетных средств распределяется на содержание и ремонт дорог, а здесь обычно львиная доля закупок приходится на АО «Примавтодор», который фактически является государственным предприятием. Между тем дорожная отрасль — как раз для наших, приморских малых предприятий».

Впрочем, есть разные примеры. Как отметил «К» генеральный директор ГК «ДНС» Дмитрий Алексеев, «мы размещаем закупки на собственной площадке и неплохо на этом экономим. С нами сотрудничают в основном приморские компании, но не только. За наши заказы идет определенная борьба. Ситуация на рынке сейчас не такая, чтобы можно было игнорировать крупных заказчиков».

Некоторые приморские предприятия имеют доступ к закупкам федеральных структур, которые размещают свои заказы в крае. Допустим, руководитель ООО «Агрофонд-П» Сергей Дудник не раз поставлял партии по 500–600 голов поросят на откорм в исправительные колонии Приморского края. «Для малого и среднего бизнеса условия сотрудничества с ГУФСИН достаточно нормальные, — считает Сергей Дудник. — Вопрос в том, чтобы собрать достаточно большой пакет документов. Но в тех конкурсах, где мы участвовали, всегда выигрывали».

Но на недавно прошедшем в администрации края семинаре, посвященном доступу МСП к закупкам крупнейших заказчиков, выяснилось: малые предприятия Приморья не очень широко сотрудничают, допустим, с «РЖД». Ощущается также недостаток информации о такой возможности и вообще есть определенное недоверие к контрагентам. Недаром самым распространенным вопросом было: «В какие сроки производите оплату?»

Не те лоты

К проблеме участия МСП в госконтрактах примыкает вопрос распределения заказов крупнейших предприятий между субъектами малого бизнеса.

«Какими путями может развиваться малый бизнес? — говорит Марина Шемилина. — Во-первых, торговля и сфера услуг получает средства населения, которое работает в больших компаниях и получает там хорошую заработную плату. Второе направление — выполнение субподрядных работ, аутсорсинг. О чем много говорили при привлечении крупных якорных резидентов ТОР. К примеру, предприятию «Русагро» требуются столовая, перевозки, жилье, спецодежда и так далее — эти функции мог бы выполнять малый бизнес в Михайловском районе. К сожалению, пока крупные предприятия не интегрированы в местную экономику, отчитываются они исключительно по сумме инвестиций. Что касается закупок госкорпораций, то те опять-таки выставляют на аукционы интегрированные лоты».

Комментарии (1)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Димас | Отправлено: 13 апреля 2018, 09:32
К примеру, предприятию «Русагро» и не только, требуется , спецодежда . На протяжении нескольких лет, работая в этой сфере, наблюдаю ,что определяющим фактором в приобретении СИЗ является цена, но цена не значит качество! МСП "тулит" на рынок низкокачественный ширпотреб, чем недоволен заказчик. Рекомендую работать, только с производителями , а не с перекупами, если нужно ,то делить лоты в тендерах.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ