Как создавался Северный морской путь

В арктической истории Владивостока были радости и печали
фото KONKURENT | Как создавался Северный морской путь
фото KONKURENT

«Отправка российской замороженной рыбопродукции с Дальнего Востока России в основном осуществляется по железной дороге. Переход по Северному морскому пути может создать альтернативу традиционному маршруту», — уже сейчас считают в компании «Маэрск», специализирующейся на морских грузовых перевозках. В связи с этим стоит вспомнить этапы развития СМП, где Владивосток сыграл немалую роль.

Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути (СМП) составляет свыше 14 тыс. км, что на 9 тыс. км меньше, чем через Суэц. Это постоянно будоражило умы советских экономистов. 28 июля 1932 г. ледокол «Александр Сибиряков» под командованием капитана Воронина, начальника экспедиции академика Шмидта и его заместителя Визе вышел из Архангельска и достиг берегов Камчатки. Это было первое в истории сквозное плавание по СМП за одну навигацию.

Решено было развивать достижение. Для этого по предложению Сталина в декабре 1932 г. было опубликовано постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Главного управления Северного морского пути, в котором основная задача ГУСМП была определена следующим образом: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечивать безопасность плавания по этому пути». Возглавил ГУСМП один из инициаторов его создания, участник похода «Александра Сибирякова» академик О. Ю. Шмидт. В дальнейшем были организованы территориальные управления Главсевморпути в Мурманске, Архангельске, Владивостоке.

Новой организации были переданы все имевшиеся в СССР ледоколы и ледокольные пароходы, самолеты, поручалось развитие сети полярных станций, строительство и оборудование портов, авиабаз, организация строительства новых ледокольных судов, освоение месторождений полезных ископаемых. В составе ГУСМП были сформированы управления речного и морского транспорта, полярной авиации строительства, гидрографическое и другие. Арктический институт также перешел в ведение ГУСМП. В Арктику отправились десятки тысяч людей, карабасов, кавасаки, сильтансенов, моторок и катеров. С 1933 г. по 1938 г. структура ГУСМП оформилась как мощнейшая организация, сохранявшая независимость в отношении к административным и партийным органам на местах.

22 июня 1936 г. СНК СССР утвердил первое положение о ГУСМП. Согласно положению, местными органами ГУСМП являлись его территориальные управления:

1) Архангельское (в г. Архангельске);

2) Омское (в г. Тобольске);

3) Красноярское (в г. Игарке);

4) Якутское (в г. Якутске);

5) Дальне-Восточное (в г. Владивостоке);

6) Ленинградское (в г. Ленинграде).

Каждому из теруправлений отводилась различная роль. На владивостокское управление ложилась задача всего завоза с востока на Колыму и Чукотку, для чего ему было придано заготовительно-снабженческое и перевалочное отделение «Арктикснаба». Начальником Дальне-Восточного теруправления ГУСМП был назначен Михаил Пошеманский.

С 1935 г. СМП начал загружаться работой. Экономисты подсчитали, что из 400 тыс. тонн грузов, направляемых из Москвы во Владивосток, 42 тыс. (включая 7 тыс. тонн кольских апатитов) можно пустить по СМП. А с востока в обратную сторону отправлять 20 тыс. тонн риса и рыбных консервов.

В 1935 г. из Ленинграда во Владивосток отправились два балтийских лесовоза — «Ванцетти» и «Искра» с грузом 2,5 тыс. тонн зерна для треста «Заготзерно» во Владивостоке. Зерно выгрузили в Николаевске-на-Амуре и взяли лес для Владивостока. Лесовозы прошли 7700 миль за 93 суток. Однако это оказалось на 46 суток дольше, чем по железной дороге, к тому же расходы на тонну груза составили 275 руб., при расходах по ж/д в 135. СМП показал свою экономическую нерентабельность, но сохранил свое стратегическое значение.

В 1936 г. была совершена спецэкспедиция проводки на Дальний Восток эскадренных миноносцев «Войков» и «Сталин» в сопровождении танкеров «Майкоп» и «Лок Батан», транспортов «Анадырь» и ледокола «Ф. Литке». Тогда же был осуществлен первый переход зверобойных ботов Наркомпищепрома «Капитан Поспелов» и «Капитан Воронин».

Максимум наступления на Арктику пришелся на 1937 г. Весной — высокоширотная воздушная экспедиция с целью высадки первой дрейфующей станции «Северный полюс». Летом — три перелета в США через полюс экипажей Чкалова, Громова и Леваневского. В навигации 1937?г. участвовало 64 морских судна. Из-за сложившейся неблагоприятной ледовой обстановки план морских грузоперевозок не был выполнен. В результате в Арктике зазимовали 25 судов и ледоколы «Красин», «Ленин», ледорез «Федор Литке».

В марте 1939 г. начальника ГУСМП О. Ю. Шмидта перевели на работу в Академию наук, и на его место утвердили И. Д. Папанина.

На работу в ГУСМП существенное влияние оказали начавшиеся репрессии. Многие ведущие специалисты на местах и целый ряд ответственных работников Главка были арестованы. В эти годы были репрессированы 673 работника Главсевморпути. Пошеманский также был арестован и расстрелян в Хабаровске 8 апреля 1938 г.

Были в арктической истории Владивостока и радости. Самым известным событием такого плана явилась встреча в 1934 г. освобожденных из ледового плена участников экспедиции парохода ГУСМП «Челюскин». Пароход во главе с самим начальником управления О. Ю. Шмидтом должен был повторить плавание «Сибирякова». Однако вышедший из Мурманска «Челюскин» в Беринговом море был раздавлен льдами и затонул.

Из Владивостока на спасение экипажа был направлен пароход «Смоленск» и дополнительно пароход «Свет». Приняв на борт полярников, доставленных самолетами в бухту Провидения и бухту Лаврентия, пароход «Смоленск» прибыл во Владивосток.

Город в течение двух недель активно готовился встречать героических полярников. Очищалась Семеновская площадь, ремонтировалась мостовая улицы Ленинской (ныне Светланская), прокладывалось земельное полотно по ул. Корейской (ныне Пограничная), производился ремонт Партизанского проспекта, побелка фасадов домов по центральным улицам города. Приводились в порядок скверы. Особо декорировалась вокзальная площадь, здание вокзала, Дворец труда (ныне одно из зданий администрации Приморского края на ул. 1-й Морской, 2) и приморский областной военкомат. В оформлении улиц города, его зданий принимали участие 15 лучших художников, архитекторов, инженеров. В честь полярников на площади была установлена триумфальная арка, простоявшая аж до 1959 г.

На причале присутствовали родственники полярников, доставленные во Владивосток специальным курьерским поездом. Как только пароход вошел в бухту, с берега ударил артиллерийский салют из 15 залпов. На палубу с низко пролетавших самолетов дождем сыпались цветы и листовки. Это летчики авиаполка приветствовали челюскинцев и своих товарищей. Швартовался «Смоленск» под гром оркестров и аплодисменты встречавших.

После окончания митинга челюскинцев, к которым присоединились их родственники, разместили в гостинице «Версаль». В 1935 г. в честь этого знаменательного события горисполком принял решение о переименовании гостиницы «Версаль» в «Челюскин».

Вечером 9 июня челюскинцы простились с Владивостоком и отправились в Москву. Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин, уже находясь в пути в Москву, направил городу телеграмму: «Приморская область, находящаяся вблизи места нашей катастрофы, не только принимала самое горячее участие в спасении челюскинцев, но и поразила нас теплотой встречи и проводов, оказанных нам».

Юрий УФИМЦЕВ

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ