2018-11-16T10:24:55+10:00 2018-11-16T10:24:55+10:00

«Помните ли вы свой первый автомобиль?»

25–27 лет назад покупка машины могла стоить даже жизни

С начала года в РФ продано 1,11 млн японских автомобилей с пробегом, сообщает агентство «Автостат». Для сравнения: в 2017 г. в России было продано всего 1,47 млн новых легковых машин. Т. е. объемы продаж подержанных и новых авто у нас сопоставимы.

Самой востребованной подержанной моделью японского происхождения у россиян является Toyota Corolla с результатом 77,5 тыс. перепроданных в 2018-м единиц, вторую строчку рейтинга занимает Toyota Camry. Также в топ-10 самых продаваемых моделей с пробегом сейчас значатся Mitsubishi Lancer, Toyota RAV4, Nissan Almera, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Mazda3, Mitsubishi Outlander и Honda CR-V. Любопытно, что, к примеру, четверть века назад большинства этих моделей вовсе не существовало, но «Королла» и тогда была весьма популярна в Приморье. Праворульная, разумеется.

Деловой еженедельник «Конкурент» задал своим читателям вопрос: «Помните ли вы свой первый автомобиль?». Современная молодежь, покупая новый или подержанный автомобиль, и представить себе не может, что 25–27 лет назад такое мероприятие могло стоить даже жизни.

Приход первой «японки» в Приморье достоверно не зафиксирован. История располагает лишь приблизительными данными. Более-менее официальная версия гласит: один из первых японских автомобилей в личной собственности появился у нас в 1977 г. Валентин Бянкин, начальник Дальневосточного морского пароходства, привез себе «Ниссан-Цедрик». В течение нескольких лет, когда СССР превращался в РФ, средняя цена небольшой легковой машины действительно составляла $300–600. За эту стоимость можно было купить седан или универсал. Таможенных пошлин еще фактически не было, торг машинами велся наравне с джинсами и видеомагнитофонами.

Тому, кто не застал «лихие девяностые», особенно в самом их начале, сложно даже представить, что решение о покупке автомобиля не афишировалось даже в близком кругу, а само мероприятие планировалось, как военная операция. Бандитизм довлел, у новоиспеченных автовладельцев зачастую отбирали машины прямо на дороге, а пришедшее из Японии судно с грузом подержанных «японок» встречали на причалах сразу несколько криминальных «бригад». Они «снимали» машины, расплачиваясь с моряками в лучшем случае по себестоимости, и, кстати, целый ряд ныне уважаемых в Приморье граждан в ту пору промышлял этим делом.

Но, несмотря ни на что, опрошенные корр. «К» взрослые люди делятся исключительно добрыми впечатлениями. Видимо, сила ощущений от обладания чудом техники, коим являлась для советского человека японская машина, перевешивала все остальное.

Игорь Дульнев, предприниматель, строительная компания «Восточный луч»: «Я купил свою первую «японку» в 1992 году. Это была  «Хонда-Прелюд». Проездил на ней два года, а потом уже пересел на «Марк». «Хонда» по тем временам считалась бандитской машиной. Ассоциация с этой машиной у меня одна: кураж. Мы были молодыми, бесшабашными…»

Сергей Митрофанов, первый вице-президент «В-Лазера»: «В начале 90-х я работал первым проректором ВГУЭС, и было мне лет 40. Машины советского образца у меня не было. Наш университет выиграл международный грант «Хонда Мотор», и с помощью этой компании мы открыли кафедру технического ремонта и обслуживания японских автомобилей. Автомобили тогда стоили дешево: моя первая машина «Мицубиси-Мираж» 1983 года выпуска, с двигателем 1,3, в кузове «седан», обошлась где-то в $500».

Борис Поздняков, генеральный директор СК «Эскадра»: «Моей первой иномаркой стала служебная машина отца — «Тойота-Креста» 1983 года, «рогатая». Действительно, за $300–500 тогда можно было купить неплохую машину».

Дмитрий Пенязь, предприниматель, бывший депутат Думы Владивостока: «Моим первым автомобилем была «Тойота-Карина» 1983 года выпуска, белого цвета. Кондиционер, музыка, коробка-«автомат»… Я купил ее в 1992 году безопасным на тот момент способом: по объявлению, с рук. Через 1,5 года продал и купил «Краун» за $1 тыс. Внедорожников тогда было очень мало на нашем «диком рынке», и стоили они тогда слишком дорого для большинства из нас».

Илья Родкевич, предприниматель: «Свою первую иномарку я не забуду никогда — это был «Чайзер» 1986 года. Купил его за $2,5 тыс. у одного бандита. Ведь было как? Привозит моряк машину, ему сунули $200 и «тачку» забрали. Местный рэкет встречал суда раньше, чем таможня. Одно слово, пираты. Тогда, в 1991-м, во Владивостоке начало появляться все больше иномарок, и мне не терпелось пересесть с «жигулей» на «тойоту». Ощущение было незабываемое. «Тойота» показалась невероятной, удивляло в ней все: велюровый салон, подголовники на заднем сиденье, кондиционер, магнитофон. До сих пор уверен, что нет лучшего автопрома, чем японский».

Эдуард Рябкин, гендиректор ресторанного холдинга: «Первая машина — это как первая женщина: ее не забыть. Я работал водолазом в советско-американском предприятии, ловил морских ежей. Работали мы на Японию, поэтому денежные средства позволяли купить машину. Я выбрал «Субару-Леоне» 1986 года, в кузове «седан». Однако она было 4WD — редкая в то время опция. Эта машина была и остается одной из самых любимых. «Субару-Леоне» я сам выбрал в Японии на стоянке и перевез на судне во Владивосток. Она прослужила мне 12 лет».

Василий Нестеренко, предприниматель: «Первую машину я купил в 1991 году. «Хонда-Сити», кажется, 1985 года выпуска. Она обошлась мне всего лишь в $200. Я купил ее у моряка, уходившего в рейс. В то время не было не только «Зеленого угла», но еще даже и его предшественника — рынка на стадионе «Строитель». Свою «Хонду» я нашел на стоянке в районе ул. Каплунова».

Андрей Водеников, директор ООО «Маркетоптторг»: «Первая машина появилась у меня в 1995 году. Хотя «Зеленый угол» тогда процветал и поражал своими масштабами, количество завозившихся марок было довольно ограниченно. В то время любой школьник мог издалека определить модель автомобиля, а сегодня модельный ряд настолько широк, что не всегда можно понять, какая машина едет впереди тебя. А в девяностых все четко знали: «крутые» машины — это Mark, Crown, Pagero и Land Cruiser. Поэтому я приобрел сразу Toyota Mark II. Эксплуатировал его жестко, времена были лихие, машина — боевой. На заднеприводном «Марке» преодолевал и грязевые препятствия, и ледяные подъемы. Развесовка седана была настолько сбалансированной, что не страшно было в любой ситуации. На мой взгляд, автомобили, производившиеся в то время, остаются эталоном качества, в отличие от современных. Тогда их делали едва ли не на десятилетия. Некоторые из них ценятся и сегодня, как, например, Land Cruiser 80.

Любопытно, что вместе с тем «Марком» мне достался бонус от его японского владельца. Под задним сиденьем я обнаружил большой японский нож-топор, который оказался безумно удобным. Я им колол дрова, перерубал гвозди, и, конечно же, выезжал с ним на шашлыки».

Александр Нигматулин, юрист: «1,5-литровая, на «механике», «Тойота-Королла» 1982 года выпуска стала моей первой в 1990 году. У нее не было одной фары, но все равно это была замечательная машина. Я купил ее у моряка примерно за $300. Впечатления об этой машине у меня до сих пор самые глубокие и самые лучшие».

Дмитрий Алексеев, президент ООО «ДНС групп»: «В 1994 году мне случайно подвернулся привлекательный по цене и техническим характеристикам Crown. Я в машинах особо не разбирался, но именно этот представитель японского автопрома пришелся мне по вкусу. Прекрасно помню свой первый выезд за рулем собственного автомобиля — от впечатлений я был весь мокрый. Машина служила мне достойно, она стойко пережила многие приключения, была мною даже утоплена при переправе через речку. С тех пор я, конечно же, стал более спокойным водителем, но и к автомобилям отношусь «прохладнее». Если раньше покупка очередного чуда японского автопрома, которая случалась минимум раз в два года, была большой радостью сама по себе, то сегодня приобретение нового автомобиля скорее напрягает».

Анатолий Беляев, директор Института вертеброневрологии и мануальной медицины, заслуженный врач РФ: «Когда-то я с радостью водил ВАЗ-21063. Но после покупки первой Toyota мои представления о хорошем автомобиле очень сильно изменились. Я точно не помню, в каком году это случилось, зато прекрасно помню, какой была моя первая японская ласточка — темно-синяя Corona с шикарным салоном. Я сам ее нашел на автостоянке в Стране восходящего солнца и возвращался домой на одном с ней пароходе. Я помню, как не вытерпел долгого ожидания, спустился в трюм, завел ее и решил немного проехать вперед — проверить тормоза. Они схватили моментально, машина остановилась как вкопанная, чем я был поражен и даже подумал: не сломалось ли что-то? В дальнейшем при вождении Corona я испытал настоящий культурный шок. Помню, сначала ждал, когда закипит мотор, ведь хороший двигатель не может не кипеть! Гидроусилитель руля, хорошая тяга в сопку, электрические стеклоподъемники — все это действительно поражало. Однако сегодня я не испытываю особой ностальгии. Для меня машина — средство передвижения, я выбираю по принципу: новая должна быть лучше предыдущей. И современные автомобили могут мне предложить намного больше, чем машины 90-х. Впрочем, пересев за левый руль, я испытываю теплые чувства к правому, мне кажется, что во многих ситуациях он был удобнее».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ