Владимир Исаков, директор НУК «Культурно-развлекательный центр профсоюзов», заместитель председателя Федерации профсоюзов Приморского края, председатель комитета по бюджету и финансам Думы г. Владивостока.
В 2004 г. защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата юридических наук.
В 2000 г. вместе с партнерами создал собственное дело, «Евроазиатское юридическое агентство», работающее по сей день.
В 2006 г. стал руководителем Культурно-развлекательного центра профсоюзов.
Кандидат юридических наук, он вот уже шесть лет возглавляет Культурно-развлекательный центр профсоюзов во Владивостоке. Это ему самому было интересно — как заштатный ДК советского образца с полуразрушенными инженерными сетями и облезлыми стенами превратить в престижную площадку для международных культурных детских проектов? Об этом Владимир Исаков рассказал «К».
— Владимир Владимирович, ваш Культурно-развлекательный центр за эти шесть лет, что вы являетесь его директором, кардинально преобразился. Появился полноценный зрительный зал — приличный, хорошо продуманный, мраморные холлы, великолепный, с большим вкусом оформленный паркетный зал. Все работает на одну идею — развитие именно детского творчества. Все сделано так, чтобы детям было удобно репетировать, переодеваться к выступлениям, давать концерты. И зрители чувствуют себя уютно — как в настоящем очаге культуры. Где сегодня можно изыскать такие средства на «культуру»?
— Не стоит ждать, что в разрухе, среди облупившихся стен и протекающих труб, вырастут звезды. Чтобы развивать культурную жизнь, надо было подготовить площадку. Мы плотно занялись обновлением, начав с глобального ремонта — здание Центра ни разу не ремонтировалось с момента постройки. Реконструировать пришлось все, начиная с пожарных и сантехнических систем. Получается, что наша маленькая культурная революция стартовала с масштабных хозяйственных мероприятий. Правда, говорить о полном окончании ремонта пока рано — многое еще предстоит.
Сегодня в обновленных стенах занимаются примерно 400 детей. На базе центра продолжают развиваться четыре признанных танцевальных коллектива — народные «Вихрь», «Вихрята» и «Паруса детства» и спортивно-бальный «Юность». Остается нашей гордостью цирковая студия «Сказка». Из новых — детский мюзикл и художественная студия. Мюзикл хорош тем, что дети получают возможность пробовать себя сразу в нескольких жанрах — актерское искусство, вокал, хореография.
Идея художественной студии, которая работает «без расписания», тоже стала чрезвычайно популярна. Любой ребенок приходит к преподавателю в любое удобное его родителям время. Такая бурная культурная детская жизнь кипит без помощи муниципальных денег — и в этом уникальность нашего Центра. В этом сегменте нам конкурентов нет. Это востребовано, и ко мне каждую неделю приходит очередной коллектив, который выгнали из какого-либо учреждения культуры.
Мы — вторые в городе по количеству детей, которые у нас занимаются, и единственные реализуем этот проект без участия государства, хотя развитие культуры — это, как я считаю, главная задача государства. Наши средства на «культуру» — это деньги профсоюзов. Мы даже не пытались ни рубля привлечь сюда из городского и краевого бюджета. Все сделано своими силами. Это принципиальная позиция Федерации профсоюзов Приморского края, которая считает своим долгом развивать детское творчество, воспитывать нормальное, думающее, здоровое поколение.
— Поэтому вы встраиваетесь в социальные проекты?
— Да, недавно на нашей сцене Уссурийский театр драмы показал спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю». Это страшный, но абсолютно честный рассказ о том, что происходит, когда человек отдает свою жизнь и жизнь своих близких наркотикам. Спектакль имел огромный успех, артистам устроили овацию, зал аплодировал стоя 10 минут. Для нас важно, что школьники в сопровождении учителей могли бесплатно посмотреть спектакль и услышать информацию, которую для них подготовили лучшие специалисты в городе, работающие с проблемой наркомании. Сделано это было в рамках соцпроекта «Приморье без наркотиков».
— Но на все это все равно нужны деньги, как вы их зарабатываете? Это вообще возможно?
— Все задает зал. Количество мест в нем таково, что к нам никогда не приедут с концертом «звезды» первого эшелона. Мы работаем с более «дешевыми» артистами, соответственно, с более дешевыми билетами. Потихоньку идет рост. Мы раскручиваем зал, он занят практически каждые выходные, я полагаю, этот процесс будет продолжаться. Хотя сегмент и очень сложный, но я вижу перспективу. Но главное — это масштабные детские проекты. Я имею в виду международные конкурсы хореографического искусства Vlad dance city и вокально-хоровой «Голос дружбы», в которых приняли участие более 2000 человек из разных стран мира только в этом году. Сейчас конкурсы планово убыточные, но по мере того, как они станут самостоятельными брэндами, я уверен, будут привлекать спонсоров. В идеале каждый детский коллектив, который приедет на наш конкурс, должен получить определенную сумму денег, которая может компенсировать, например, стоимость проезда. Именно так финансируются многие зарубежные международные мероприятия. Это, во-первых, стимулирует участников — все хотят приехать и показать хороший уровень. А во-вторых, это в целом хорошо для города и края — мы приобретаем репутацию культурной столицы региона и развиваем свою индустрию гостеприимства — тысячи участников, в том числе из-за границы, надо селить, кормить, возить.
— Про уровень выступлений давайте поподробнее. Что является его показателем? Мы на каком месте вообще в этой иерархии? Впереди планеты всей?
— Нет!
Как достижение в культурной сфере у нас подается победа какого-нибудь второклассника в никому неизвестном конкурсе. Наши приморские коллективы в лучшем случае ездят на фестиваль «Белая акация» в Даляне. Перспектива получить престижную награду в Азии есть, пожалуй, только у «народников», которым порой достаточно просто надеть красивые костюмы. Коллективы годами показывают одни и те же номера, нет развития.
Которое возможно, прежде всего, если коллективы выезжают и имеют возможность видеть уровень соперников, учиться. Да, это очень дорого — вывезти за пределы края целый коллектив, но можно начать с педагогов — они обязательно должны иметь возможность принимать участие в мастер-классах лучших мастеров. Вот почему на каждом своем конкурсе мы обязательно организуем мастер-классы приезжих «звезд». Кроме того, я думаю, что выход — жесткое судейство на наших конкурсах. Организуя Vlad dance city, мы задействовали наработанные профсоюзами связи за границей, наладили контакты с иностранными консульствами, действующими во Владивостоке. Пригласили независимое жюри — его возглавил заслуженный работник культуры РФ, доцент факультета хореографии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Носихин. Голосование на конкурсе происходит сразу после выступления, без обсуждений. Никаких поблажек. Жесткое судейство однозначно повышает ценность полученных на нашем конкурсе наград на международном уровне. Кстати, первого Гран-при VDC в 2011 году удостоился корейский коллектив. По мастерству — корейцы были на голову выше всех. О результатах можно судить даже по количеству участников: в первый раз VDC принял 800 участников, во второй в этом году — уже 1400 человек! В 2013 году, уверен, их будет еще больше.
— С чем вы связываете перспективы развития Центра?
— Я думаю, это большие международные детские проекты. В идеале конкурс масштаба VDC должен проходить на нашей площадке каждый сезон. И у нас все для этого есть — творческие силы, международные связи, опыт организации.