2012-12-05T11:06:32+11:00 2012-12-05T11:06:32+11:00

Владимир Исаков: «Задача муниципалитета — не распределять средства, а пополнять бюджет»

Представитель гордумы о среднесрочном планировании, межбюджетных отношениях и насущных вопросах

Из личного архива героя публикации |  «Задача муниципалитета — не распределять средства, а пополнять бюджет»
Из личного архива героя публикации

Дума Владивостока приняла в первом чтении бюджет краевого центра на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. Согласно проекту, уже в следующем году объемы доходов городской казны снизятся на 37%. Не угрожает ли данное уменьшение макроэкономической стабильности? И как в новом финансовом плане распределены средства? Об этом в интервью «К» рассказал Владимир Исаков, председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Думы Владивостока.

— Владимир Владимирович, в этом году рассмотрение бюджета отмечено переходом на среднесрочное бюджетное планирование. Получается заглядывать вперед?

— Любой житель города может, не задумываясь, назвать основные проблемы развития Владивостока: состояние дорог, транспортное обслуживание, благоустройство территории, высокая аварийность инженерных коммуникаций, ветхое жилье, недостаточная обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях. Но далеко не каждый специалист сможет хотя бы приблизительно распределить на все эти нужды небогатый городской бюджет.

Внесенный на рассмотрение Думы документ содержит проектировки доходной и расходной части в расчете на очередной, 2013-й финансовый год, а также на плановый период 2014 и 2015 годов. Основные параметры бюджета на 2013 год по доходам сформированы в сумме 10,5 млрд рублей, по расходам — 11,2 млрд рублей, дефицит составит 722,7 млн рублей. Собственные налоговые доходы увеличились на 779 млн рублей — в основном за счет отчислений от НДФЛ и земельного налога, которые составляют 62% и 25% в составе налоговых доходов городского округа соответственно. В то же время в целом на 2013 год доходов запланировано на 37% меньше показателей текущего года. При этом такое снижение обусловлено уменьшением объема межбюджетных трансфертов, в то время как собственные доходы городского округа растут.

Шесть видов дохода

— Говорят, что новая методика бюджетного планирования выявила немало проблем при составлении бюджета на три года вперед.

— Так и есть. Из-за нераспределения субвенций в составе краевого бюджета неясным для нас остается вопрос по суммам этих поступлений в бюджет Владивостокского городского округа. Также в следующем году прекращает свое действие ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и ее подпрограмма «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», по которой производилось финансирование в целях подготовки к саммиту АТЭС. Это значительно ухудшает картину по межбюджетным трансфертам.

Начиная со следующего года, все расходы по капитальному ремонту жилищного фонда несут исключительно местные бюджеты. Прекращается субсидирование этих расходов из средств госкорпорации реформирования ЖКХ и краевого бюджета. По некоторым субсидиям суммы будут известны только в 2013 году, после принятия соответствующих правовых актов на краевом уровне. В таких условиях еще более важной становится задача оптимизации местных доходов, увеличения налогового потенциала и формирования собственной устойчивой налоговой базы. К сожалению, действующее бюджетное и налоговое законодательство пока не предоставляет муниципалитетам достаточно возможностей для этого. При 42 вопросах местного значения, установленных в 131-м федеральном законе, на местном уровне имеется всего шесть видов доходов.

— Каким образом в этих условиях удастся выполнить социально-экономические задачи развития городского округа?

— Приоритетными направлениями расходования средств в 2013 году, как и в 2012-м, являются: социальная сфера — 53,1%; ЖКХ — 14,2%; общегосударственные вопросы — 15,6%. Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета ВГО составляет 82,9%, что позволяет говорить о социальной направленности городского бюджета. Но бюджет Владивостока ограничен. Приходится привлекать средства всеми доступными способами. В том числе через различные региональные и федеральные программы. Отличительная особенность таких программ — софинансирование. То есть городу выделяются деньги на финансирование работ в определенной сфере только в том случае, если он также изыщет средства на решение данной проблемы на собственном уровне.

На мой взгляд, только на принципах софинансирования могут быть решены такие мегазадачи, как дорожное хозяйство и жилищное строительство. Исключительно за счет средств местного бюджета эти огромные по затратам и объему работы при всем желании не выполнить. Денег на них в местном бюджете попросту нет.

Город готов вкладывать свою долю в «общий котел» на условиях софинансирования. И в бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов по всем краевым программам и совместным расходам, в которых участвует Владивостокский городской округ, предусмотрена своя часть бюджетных ассигнований. Это краевые программы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», «Доступное жилье — жителям Приморского края», «Развитие дошкольного образования в Приморском крае», расходы на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и ремонт дворовых территорий, на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Задача муниципалитета — не просто распределить средства, но, прежде всего, найти их, привлечь, пополнить бюджет. Практика показывает, что межбюджетные отношения будут и впредь играть самую значительную роль в развитии территорий. Муниципальным образованиям, которые сумеют добиться притока дополнительных доходов из вышестоящих бюджетов, будет в разы легче решать вопросы местного значения. Поэтому надо договариваться, надо уступать. Экономическое преобладает, а политика — это концентрированная экономика.

На пульсе

— Будет ли в 2013 году решаться проблема нехватки мест в детских садах? Какие средства заложены в городском бюджете на эти цели?

— Это одна из насущных проблем города. Разумеется, этому вопросу мы не могли не уделить должного внимания. До 2015 года продолжится реализация целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Владивостоке», предусматривающей строительство новых детских садов, а также реконструкцию зданий под эти цели. На программные мероприятия в бюджете города запланированы расходы в сумме 320 млн рублей. Кроме того, из краевого бюджета ожидается софинансирование в размере еще 280 млн рублей.

Уже к осени следующего года в рамках программы запланировано открытие детских садов по девяти адресам: Русская, 53; Маковского, 201, Баляева, 48, Некрасовская, 76а, Сахалинская, 37а, Нейбута, 47б, Светланская, 205а, Гульбиновича, 4, Пихтовая, 47б. Четыре из них строятся практически с нуля, остальные — это здания, которые освобождены от сторонних арендаторов и возвращены в городскую собственность. В них проводится масштабная реконструкция. В результате открытия новых групп очередь за местами в детские садики должна сократиться как минимум на 1495 мест.

Кроме того, на семь детских садов в 2013 году планируется разработать проектную документацию, чтобы приступить к их строительству в 2014-2015 годах (это еще порядка 1300 мест). Но кроме открытия новых дошкольных учреждений, нельзя забывать и о действующих: 42,2 млн руб. будет направлено на благоустройство территории пяти детских садов.

Комфортные маршруты

— Как вы охарактеризуете финансирование городского пассажирского транспорта, запланированное в «трехлетнем» бюджете? Изменится ли схема движения пассажирских автобусов с постройкой мостов и новых дорог во Владивостоке?

— Вопрос транспортного сообщения в нашем городе всегда стоял остро. Разумеется, с введением в эксплуатацию объектов саммита АТЭС городская система движения пассажирского транспорта должна претерпеть изменения. С января следующего года администрация планирует запустить автобусы по мостам — на Чуркин, мыс Поспелова, с апреля — на Подножье. Соответственно, сократятся морские перевозки по этим направлениям. В финансовом аспекте для нас это означает, во-первых, сокращение расходов на субсидии морскому перевозчику: в 2013 году субсидии ООО «Мортранс» по сравнению с 2012 годом уменьшены на 20 млн рублей. Во-вторых, увеличение расходов на организацию автобусного сообщения по новым маршрутам. Обсуждая проект бюджета на 2013 год и плановый период, комитет подробно рассмотрел предлагаемый администрацией проект «Комфортные маршруты». Учитывая сложный рельеф нашего города, отдаленность некоторых районов, зачастую сложное расположение больниц, поликлиник и других социальных учреждений, наличие таких автобусов видится экономически эффективным и оправданным.

Что касается автобусов, то здесь необходимо отметить планы по дополнению муниципального автопарка, включающего большие пассажирские автобусы, автобусами малой вместимости. Напомню, что в бюджете 2012 года заложены средства на приобретение 50 больших MAN’ов для МУПВ «ВПОПАТ-1». Проектом «трехлетнего» бюджета предусматриваются расходы в сумме порядка 395 млн рублей на приобретение 200 автобусов. Предположительно это будут автобусы марки Volkwagen Crafter. В каждом таком автобусе — 21 сидячее место, дверь с электроприводом, мягкий салон. В 2013 году на приобретение автобусов планируется выделить 100 млн рублей.

Новые автобусы должны обеспечить сообщение по новым маршрутам: «Нейбута — Универсам», «Тухачевского — Карбышева — Универсам», «3-я Рабочая — Автовокзал», «Окатовая — Баляева — пр-т 100-лет Владивостоку» и другие. Ожидается, что пополнение автопарка МУПВ «ВПОПАТ-1» увеличит конкуренцию на рынке услуг по перевозке пассажиров, что в свою очередь подстегнет частных перевозчиков оказывать услуги на должном уровне. Сейчас соотношение коммерческого и муниципального автомобильного пассажирского транспорта составляет 89% и 11% соответственно. После закупки автобусов доля муниципального автопарка должна увеличиться до 30-35%. Кроме того, 200 автобусов — это 400 дополнительных рабочих мест для водителей (по два человека на смену). Так что такая мера имеет еще и социальный эффект в сфере обеспечения занятости населения.

Комитет по бюджету, налогам и финансам поддержал данное предложение. При этом комитетом и Думой будет осуществляться контроль за ходом выполнения этих планов управлением транспорта администрации города Владивостока. Однако нужно понимать, что работа по формированию новой автобусной сети может быть завершена только после введения в эксплуатацию всех новых дорог. А это уже «краевые» полномочия.

Пять карт для отходов

— На что планируется направить 15 млн бюджетных ассигнований, предусмотренных по разделу «Охрана окружающей среды»?

— За счет данных средств будут финансироваться мероприятия двух муниципальных целевых программ: «Сохранение и развитие зеленых насаждений в городе Владивостоке» и «Совершенствование системы обращения с отходами». Необходимо отметить, что в рамках второй из названных программ планируется доработать проектно-сметную документацию на строительство 2-й карты полигона ТБО. Напомню, что строительство объекта велось в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 года. Летом этого года полигон ТБО с земельным участком стал муниципальной собственностью.

Современный комплекс существенно облегчил для города «мусорную» проблему. Но говорить о том, что она решена полностью, рано. Только незначительная часть ТБО поступает во вторичную переработку, а остальной мусор по-прежнему идет под пресс, и готовые брикеты складируются на специальном полигоне. При этом, согласно докладу администрации, размер 1-й карты, площадь которой составляет 58,5 га, позволит без проблем принимать отходы весь 2013 год. Всего же для удовлетворения потребностей города в утилизации отходов необходимо пять карт. Сумма, необходимая для строительства, составляет порядка 500 млн рублей на одну карту полигона. Очевидно, что такие расходы городскому бюджету не потянуть, под эти цели необходимо софинансирование из вышестоящего бюджета. Выработка совместных с администрацией города решений, направление предложений по софинансированию в краевые органы власти — это задачи, решать которые нужно в 2013 году.

Деньги на спорт

— Владимир Владимирович, какова доля расходов на физкультуру и спорт в общем объеме расходов бюджета Владивостокского городского округа на 2013 год и на что планируется направить средства?

— По сравнению с 2012 годом расходы на организацию массового спорта увеличатся на 24 млн и составят 177 с лишним млн рублей. Основная часть из них будет направлена на выполнение муниципального задания муниципальными спортивными учреждениями. Их четыре: СДЮСШ единоборств, «Амазонка», «Центр спортивной подготовки по различным видам спорта» и «Центр развития физкультуры и массового спорта, в том числе по техническим видам спорта».

Так, секция по мотоспорту может рассчитывать на 18,5 млн рублей для закупки новых мотоциклов, приобретение запчастей и новых двигателей. В спорткомплексе «Юность» в 2012 году планируется завершить работы по гидроизоляции крыши и малой чаши бассейна, в 2013 году в планах доведение «до ума» большого бассейна и введение его в действие. Продолжатся работы по реконструкции стадиона «Строитель». Напомню, что в рамках муниципальной целевой программы «Спортивный Владивосток» в текущем году был отремонтирован вход и фасад, начаты работы по ремонту теплосетей, проходящих под стадионом. По результатам долгих судебных разбирательств часть помещений освобождена от сторонних организаций, там сейчас делается ремонт, чтобы в новом 2013 году принять в спортивные секции порядка 176 детей.

Комитетом поддержана практика финансирования ремонта и содержания так называемых плоскостных открытых сооружений или, попросту говоря, «хоккейных коробок», которые располагаются в жилых районах или около школ. Всего их сейчас 75, в 2013 году перечень пополнится еще 12 такими спортивными сооружениями. На их ремонт запланировано 43 млн рублей.

— Спортивные федерации продолжат получать субсидии из местного бюджета?

— Да, субсидии некоммерческим спортивным организациям на проведение соревнований предусмотрены и на 2013 год. Однако размер их в сумме 3 млн рублей, на мой взгляд, по-прежнему скуден и не покрывает реальных затрат. А ведь эти деньги идут на проведение знаковых для города спортивных мероприятий, в которых участвуют в том числе иногородние и даже иностранные команды и спортсмены. Эффект стимулирования от таких субсидий крайне низок. Цель субсидирования спортивных федераций — «затянуть» в наш город проведение каких-то значимых для спортивного сообщества мероприятий — соревнований общероссийского, международного уровня, юниорских спартакиад, командных встреч. Чем больше таких мероприятий, тем больше интерес к спорту у детей, тем большим будет эффект от популяризации спорта. Поэтому нами подготовлены предложения об увеличении суммы расходов по этой статье хотя бы до уровня 2011 года (до 6 млн рублей). Надо изыскать эти средства у других ГРБСов или по другим разделам бюджета, но не путем уменьшения расходов по спорту.

У каждого своя роль

— Скажите, а как обстоят дела с финансированием ремонта дорог?

— В бюджете на 2013 год под эти цели заложен 1 млрд рублей, в том числе 173 млн планируется направить на капитальный ремонт дорог (это дороги на о. Русском, Рудневский мост, Маяк — Токаревская кошка, Снеговая до пересечения с дорогой в районе п. Горностай); 550 млн рублей — на содержание дорог и дорожных сооружений; 363 млн рублей — на текущий ремонт дорог (это порядка 106 тыс. м2 дорог и 60 подпорных стен).

Все те дорожные работы, которые были начаты в прошлом году, будут завершены в текущем и в 2013 году. Понятное дело, что при дефицитном бюджете эти затраты непомерно высоки для города. Однако мы рассчитываем на поступление межбюджетных трансфертов на эти цели. В частности, субсидии из краевого бюджета. Речь идет об ассигнованиях на проектирование, строительство и реконструкцию дорог общего пользования, капремонт дорог населенных пунктов.

— Как проходит рассмотрение бюджета в комитете по бюджету, налогам и финансам Думы города Владивостока? Какие еще вопросы решаются в рамках его заседаний?

— Все темы и поводы для заседаний нашего комитета в конечном итоге направлены на социально-экономическое развитие города и улучшение жизни населения. У решений комитета по бюджету может быть самая разная специфика. Ведь работа над бюджетом гораздо глубже, чем простое распределение денег.
Наша общая и главная задача — принять реальный бюджет, который бы обеспечивал сбалансированное развитие всех отраслей городского хозяйства. У каждого в этом процессе своя роль. Бюджетополучатели предоставляют «смету» расходов на новый финансовый год в управление финансов и экономики администрации. Там верстают проект бюджета, который, согласно действующему законодательству, утверждается Думой городского округа.

В процессе рассмотрения проекта бюджета комитетом все основные структурные подразделения администрации, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, подробно отчитываются по своим запланированным на очередной год расходам перед депутатами. Контрольно-счетная палата города Владивостока проводит свою проверку и затем докладывает об итогах на заседаниях комитета.

В ходе заседаний, на которых рассматривался проект бюджета Владивостока на 2013 год и плановый период, депутаты получили четкое представление о соподчиненности ГРБСов, распорядителей и получателей бюджетных средств, вплоть до каждого муниципального учреждения. Данные сведения, а также масса иной дополнительной информации предоставлялись администрацией по запросу бюджетного комитета. Все заседания комитета и Думы являются открытыми, результаты рассмотрения вопросов в форме как официальных пресс-релизов, так и заметок независимых корреспондентов отражаются в прессе и в интернете.

 

Иван КОРОТАЕВ

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ