2013-06-26T11:34:20+11:00 2013-06-26T11:34:20+11:00

Закуска без пива

Рынок снеков достиг успеха благодаря агрессивной экспансии в рознице, а также высокой динамике продаж пива. Сейчас же перед приморскими компаниями (производителями и продавцами) стоит новая задача — отвязаться от пенного напитка и не зависеть от его конъюнктуры. Ведь алкогольный рынок ждут репрессии.\n

Историю полноценного рынка снеков принято вести с начала 2000-х. До этого сухие закуски в Приморском крае были представлены только импортными чипсами, несколькими марками орешков и самыми простыми сухариками. А потом ассортимент закусок стал быстро расширяться. За несколько лет отряд снеков пополнился сушеными кальмарами, гренками, сухофруктами, тортильями, соломками, разными видами соленого печенья. На магазинных полках возникли десятки марок, объемы продаж которых поражают воображение.

Хотя все снеки конкурируют между собой, особенно напряженная борьба велась и ведется между чипсами и сухариками. Так сложилось, что почти все чипсы импортировались, а сухарики производились только российскими компаниями. Одно время эти сегменты практически не пересекались: в отличие от чипсов, сухарики считались самой простой и дешевой закуской. Но в результате серьезного подорожания хлеба рентабельность производства сухариков резко снизилась. Компаниям пришлось делать выбор: либо снижать качество продукции, либо выводить сухарики в более высокий сегмент. В результате сухарики оказались в одном ценовом сегменте с чипсами. Конкуренция пошла рынку на пользу: появились сухарики с разнообразными вкусовыми добавками, в удобной упаковке. Сейчас в сухарном сегменте сформирована и самая широкая для рынка снеков ассортиментная линейка.

Ольга Медведчикова, директор по маркетингу ОАО «Владхлеб»: «Сегодня все большее количество покупателей обращают внимание на упаковку товара, на это же делают ставку и крупные ритейлеры. В этом году у нас в планах стоит замена упаковки на снековую линейку в соответствии с требованиями рынка. Это позволит нам стать ближе к покупателю и помочь ему решить проблему выбора. Мы выделяем несколько ассортиментных линеек, чтобы у потребителя сформировалось четкое представление о нашем ассортименте.

Особенностью приморского рынка снеков является развитие сегментов, не характерных для других регионов страны. К традиционной снековой продукции, как правило, относят чипсы, крипсы, поп-корн и их производные. В крае же активно развиваются сегменты снеков из морепродуктов, семечки и орехи, а также традиционные для российского рынка сухарно-бараночные изделия, в том числе сушки и сухари. Рост данной категории обусловлен тенденцией к активному росту рынка полезных снеков.

«На данный момент рынок снеков меняется, но из-за протяженности страны тенденции в каждом регионе свои, — утверждает Алексей Комиссаров, директор ООО «НОРИ». — Так, например, рынок Санкт-Петербурга, с которым мы работаем уже более пяти лет, в большей степени переходит на полезные снеки (чипсы из сушеной морской капусты, фруктовые снеки и энергетические батончики). Усилия поставщиков данной группы товаров по продвижению во Владивостоке оказываются тщетны. На западе потребитель уже наелся фаст-фуда и хочет вести здоровый образ жизни, в то время как у нас эта тенденция не набрала должных оборотов».

Не реализовав себя на приморском рынке, компании стремятся на федеральный. Но и там испытывают определенные трудности. «Чтобы завести три позиции в федеральной сети Москвы, необходимо оплатить разовый вход. Это около 700 тыс. рублей, — сказал Комиссаров. — В течение года придется производить дополнительные оплаты за каталоги, рекламу и прочее в размере аналогичной суммы. Таким образом, чтобы «отбить» расходы на сеть, иной раз уходит три года. Это жесточайшие условия. Конечно, все это сказывается на ценообразовании продуктов, так как все эти расходы необходимо компенсировать наценкой. И на выходе конечный потребитель получает пачку арахиса в глазури по цене 120 рублей, при цене на полке во Владивостоке в 37 рублей. Как говорится, выводы очевидны».

Спрос снековой продукции в каждом регионе разный. Например, в Сибири более популярны ореховая группа и сушеные морепродукты, а в СЗФО — капуста, ввиду насыщенности региона суши-барами и ресторанами азиатской кухни. Что касается Владивостока, за последние три года здесь активизировались компании, специализирующиеся на чипсах из сушеной морской капусты, а также те, кто поставляет товар из Японии и Южной Кореи.

Производители снеков хотят верить, что динамика потребления пива уже не оказывает на них существенного влияния. Но значительная часть потребителей по-прежнему употребляет снеки только в сочетании с пивом. Правда же в том, что снековые компании разными способами пытаются «отойти» от пивного рынка.

Геннадий Ким, директор ООО «Аквамарин»: «Снеки окупаются за счет цены и качества продукции. В улучшении качества большую роль играет технология производства, приходится постоянно ее разрабатывать, следить за новыми тенденциями. Конкуренция имеется практически во всех сферах деятельности, а в торговле она особенно остро ощущается. Иногда покупателю выгоднее приобретать товар нашего конкурента из другого региона, причина того — сроки доставки. Но при реализации снеков как таковых проблем не возникает. Порой не хватает той или иной позиции, но поскольку поставки регулярны, это легко исправить».

Пока очевидно, что рынок сухих закусок в некотором отношении уже перерос рынок пива: существуют категории потребителей (например, дети), которые полюбили снеки и воспринимают их как самостоятельный продукт. Наличие таких потребителей можно считать победой снековых компаний. И это же позволяет им надеяться на рост продаж.

Наталья КОМИССАРОВА
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ