Татьяна Липатова, директор комплекса отдыха «Маяк» (г. Владивосток).
Родилась в 1973 г. в Польше в семье командированного туда приморского судостроителя.
Во Владивосток прибыла в 1977 г. Здесь же окончила среднюю школу № 7. Первое высшее образование получала в ДВГУ, а затем в Дальрыбвтузе по специальности «Водные биоресурсы и аквакультура». В 1996 г. закончила Международную бизнес-академию по специальности «Менеджер-управляющий высшего звена барного и ресторанного дела, гостиничного и туристического бизнеса».
В разные годы много работала в сегменте HoReCa, а также в области рекламы, пиара, событийного маркетинга, вела собственный бизнес. Данную позицию занимает с 2011 г.
Владеет английским языком.
Воспитывает сына и дочь.
Она выкладывается на работе в таком месте, куда другие устремляются, чтобы о работе забыть. Липатова видит в целом и в частностях то, как должен работать форматный комплекс отдыха.
— Мне довелось организовывать совершенно новый на Дальнем Востоке тип базы отдыха и руководить им. Палатки, походы, рюкзаки и кеды, сырые матрацы в покосившихся домиках местных баз — все это в прошлом. Наш рекреационный рынок давно готов к значительной эволюции, а мы с коллегами стали первопроходцами.
— Татьяна Валерьевна, почему, даже ощутив вкус развития собственного дела, вы в итоге все равно пришли на позицию нанятого руководителя?
— «Волшебное место работы» — с этим чувством началась моя карьера здесь, с ним же и продолжаю. Море, лес, чистый воздух... Хотя по каким только областям не пролегал мой путь к «Маяку»! Дважды я открывала собственный бизнес: первый в столице Приморья салон татуировки и пирсинга «Адреналин», а после — собственное событийное агентство «Топсайдер». Опыт был довольно успешным, однако оба раза все заканчивалось с выходом в декретный отпуск. Не доводилось найти себе адекватную замену, менеджера, который бы горел этими проектами, как я сама.
До прихода в комплекс отдыха я получила навыки гостиничного дела, практикуясь в ведущих в свое время отелях: в «Акфес Сейо», например, ощутила, что такое индустрия гостеприимства по-японски, изучив два талмуда жесткого протокола, а во «Влад Мотор Инн» почерпнула особенности североамериканского формата. Много энергии вкладывала, управляя легендарным некогда клубом BSB. Но также огромным пластом моей жизни и карьеры стала работа в области событийного маркетинга. В какой-то момент меня просто рвало на две части: не отпускал сегмент HoReCa, и в то же время магнитом была организаторская работа в «событийке» — фестивали, мероприятия премиального уровня и т. п.
И вот четыре года назад мне предложили руководить комплексом отдыха нового формата, создаваемым с нуля. Разве можно было отказаться от такой интереснейшей работы? Тем более что именно здесь впервые в моей жизни стала возможной квинтэссенция применения всех моих навыков, опыта из разных сфер, творческих и руководительских задатков.
— Построить современный комплекс, кажется, сегодня не проблема, если есть капитал. А вот наладить соответствующий сервис — здесь одним директором не обойтись, требуется еще и кадровый ресурс.
— Да, очень туго в крае с менеджерским составом, особенно верхнего и среднего звена. Но все-таки толковых людей мы нашли. Принципиально отказываюсь от найма приезжих «звезд» — большой риск обзавестись работником с психологией временщика, да еще и с барскими замашками типа «меня пригласили сюда, значит, я круче вас, местных». Предпочитаю выучивать кадры, приветствую людей без опыта работы, но с нужным нам профессиональным образованием. Пусть тот же электрик (об администраторах, горничных и официантах вообще молчу) хорошо свое дело знает, а как в рамках высокого сервиса ему выглядеть и как с гостями при случае общаться — мы его хорошо обучили.
Новая волна
— Как вы бы охарактеризовали вашу рыночную нишу?
— Идет явное и стремительное развитие, но пока многое непонятно. Появилась на рынке новая по сути и форме волна игроков — мы, «Теплое море», «ПримРинг». Заявляют о себе и масштабные проекты, такие как игровая зона и океанариум. Так или иначе, все связаны с эксплуатацией приморского природного потенциала в премиум-формате или около того. Образно могу сравнить приморский рынок рекреационных услуг с дрожжевым тестом в квашне: бурный процесс идет, бродит, так сказать, но пока все бесформенно. Посмотрим, что получится.
— Кто будет в более выгодной позиции — вы, как первооткрыватели, или новые игроки?
— Однозначно можно сказать лишь то, что новичкам будет легче в этой рыночной нише, чем пришлось нам. Мы начинали в буквальном и переносном смысле продираться сквозь нетронутые дебри, а те, кто откроются вслед за нами, пойдут по уже проторенному пути, смогут учесть наш опыт и ошибки. Это позволит потенциальным инвесторам даже сократить вложения в новые комплексы отдыха, чего не могли себе позволить мы, потому что были первыми.
— На что еще стоит делать ставку в комплексе отдыха, помимо цивилизованного формата?
— Изначально мы постарались задать очень высокую планку себе, чтобы продержаться как можно дольше вне конкуренции. Но и этот успех не вечен. Осознавая это, создаем все новые «фишки», от центра детского творчества на территории базы отдыха до нефритового хаммама и ресторации высокого уровня. Это в инфраструктурном плане. А в идеологическом делаем ставку, конечно, на экологичность отдыха. Например, раз уж наш комплекс расположился не просто у моря, а практически еще и в лесу, полном дальневосточных редких растений, мы работаем над оформлением естественного дендрария. Скоро во время прогулки здесь можно будет увидеть таблички на местных эндемиках с информацией об их уникальности.
По морю житейскому
— Обусловлено ли такое внимание к экологической составляющей на «Маяке» вашим личным отношением к природе?
— Безусловно. И мой богатый опыт походов по дальневосточным диким местам, и первое высшее образование в области биоресурсов очень помогают мне сейчас. И не только с формированием экоформата здесь, но даже в плане ресторации: я точно знаю, какие дары моря, в какой сезон и в каком приготовлении можно есть. Не собираюсь посягать на творчество шеф-повара, но могу контролировать многие процессы.
— Наши люди в недавнем прошлом привыкли отдыхать на природе, у моря, неизменно с «шашлычком, коньячком», а порой и бурными выяснениями отношений после этого. Ведете ли вы специальную работу относительно культурного уровня гостей?
— Этим занимаемся системно. Мы обустроили здесь все так, что людям с дебоширскими наклонностями у нас просто некомфортно — ряд строгих запретительных правил уже отфильтровывает публику, как и имидж «дорогого места». Или, например, желание откушать принесенную из дома котлетку на бортике бассейна отобьет сам вид гламурных див, загорающих вокруг. Мы рады всем гостям, а между тем нацелены на определенную, «свою» аудиторию, которая оценит по достоинству то, что здесь из динамиков слышен джаз, а не шансон, что к нам можно не только приехать на авто, но и приплыть по морю на собственной яхте или катере, пришвартоваться в нашей марине.
— Зачем столько внимания здесь уделяется детскому отдыху? Это эффективный маркетинговый ход?
— Я сама, как и многие приморские родители, испытывала трудности с выбором пункта, где можно отдохнуть с детьми активно, на природе, но безопасно и цивилизованно. И вот появилась у меня профессиональная возможность обустроить такое место — так, как для себя.
В личном фарватере
— Со своими детьми вы тоже проводите выходные в этом комплексе?
— Бывает. Предпочитаю нагрянуть без предупреждения в роли клиента, заселяемся с детьми в разные номера. Но чаще всего такой отдых превращается для меня в очередную инспекцию. После чек-аута всегда пишу длинный список замечаний и пожеланий для своих коллег — нет предела совершенству.
— Для вас лично что является лучшим отдыхом?
— Могу назвать себя иллюстрацией классической профессиональной деформации. Во время пребывания в любом ресторане, кафе, отеле, базе отдыха, на любом фестивале или рауте во мне неизменно и даже помимо моей воли включается въедливый и педантичный директор, внимание которого обращается даже на мельчайшие недочеты. По-настоящему отдыхать, абстрагироваться от профессиональной сферы возможно для меня лишь дома...
— ...и выключив сотовый телефон?
— Нет и нет. Я на связи с коллегами, а порой и лично с ВИП-гостями, 24 часа в сутки семь дней в неделю. Иного в индустрии гостеприимства высокого уровня, по-моему, и быть не может.