2017-02-07T00:01:10+10:00 2017-02-07T00:01:10+10:00

Удивительные растения приморской тайги

Будет жить лес — будут жить и его сказания

Многие растения приморской тайги широко использовались местным населением в хозяйстве и были широко известны за пределами территории. Сакральное значение таких растений и их применение со временем сошло на нет, но оставило яркий след в истории Приморья.

Оберег полей

Пожалуй, самым распространенным культурным растением древнего Приморья можно считать разновидность мяты — периллу нанкинскую (Perilla nankinensis, по-китайски «суцзы»). Именно эта трава в огромных объемах культивировалась в долине нынешней реки Партизанской, что и дало ей, по мнению исследователя Владимира Арсеньева, название Су («цветущая река периллы»), а городу в ее долине — Сучэн (Сучан) («город периллы»). Русские называли периллу «суза».

Юрий Дё, потомок корейцев из Сидими, ныне проживающий в Казахстане, рассказал корр. «К»: «Особое место среди культивируемых корейцами растений занимала суза (корейское называние — егома, латинское — перилла). Эту масличную культуру корейцы считали священным растением, поскольку оно «имело свойства охранять поля, отгоняя от них злых духов, могущих повредить посевы».

Остро пахнущую культуру обычно высаживали вокруг полей со злаковыми культурами, что защищало их от скота и вредителей-насекомых. Выращивали сузу и на специальных участках для получения семян, из которых вырабатывалось масло, считавшееся весьма полезным и даже целебным для здоровья.

Перилла ценится прежде всего как масличное растение: в ее семенах содержится до 45% быстро высыхающего масла, которое используется для производства лаков и олифы, а также изготовления типографских красок, водонепроницаемых тканей. Из периллового масла делают полупрозрачную маслянистую бумагу типа пергамента».

Во времена династии Цин (1644–1912 гг.) маньчжуры, населявшие нынешний северо-восточный Китай и Приморье, проводили специальный ежегодный праздник — День исхода припасов (День окончания продовольствия), когда все военные и чиновники должны были есть сузу, жаренную в масле с чесноком, и рис, завернутый в ее листья. Праздник проводился в каждый 26-й день восьмого месяца по лунному календарю.

Существует легенда, что в XVII веке войска основателя империи маньчжуров Нурхаци оказались без провианта. Тогда военачальник обратился к населению с просьбой о помощи. Крестьяне стали свозить рис, но более никакого провианта не было. Тогда воины стали заворачивать рис в листья в обилии произраставшей вокруг периллы. Это позволило им набраться сил и победить. В честь данного события, позволившего пережить трудности и одержать победу, и был объявлен национальный праздник маньчжуров. Рис чиновникам в этот день подобало есть руками, без палочек, в память о том, что именно простая пища явилась причиной победы. Есть в благодарность о дарованном и не забывать о перенесенных трудностях.

Со временем обряд, введенный для чиновников и военных, получил широкое распространение среди обычного люда и стал общенациональным праздником.

Праздник является чисто маньчжурским и в Китае основательно забыт, но на северо-востоке началось возрождение древних традиций. Праздновали этот праздник раньше и в долине реки, производящей в обилии данную траву, — Сучанской, ныне Партизанской.

Многие жители поселков Приморья до сих пор помнят, что их бабушки готовили салаты из этой травы, жарили семена периллы, как мак, добавляя в печенье. Однако само название этой травы практически забыто, да и употребление сошло на нет. Хотя в приграничном с Приморьем Китае производство периллы нанкинской является довольно объемным и представляет из себя развитую статью сельского хозяйства провинций Хэйлунцзян и Цзилинь.

Цветок, который не сгорает

«Чем выше мы подымались, тем растительность становилась скуднее. Лесные великаны теперь остались позади. Вместо них появились рододендроны (Rhododendron dahuri-cum L.) с кожистыми, иногда зимующими листьями и белая ясеница (Dictamnus albus L.). Туртыгин сел около одного куста и стал закуривать трубку. Едва он чиркнул спичку, как окружающие куст эфирные масла вспыхнули с шумом бесцветным пламенем. Это понравилось стрелкам, и они стали устраивать такие фейерверки около каждого куста. Наконец я остановил их, прося поберечь спички. Если непривычный человек в безветренный жаркий день попадет в заросли этого растения, с ним может сделаться дурно: так много выделяется эфирного масла», — вспоминал Владимир Арсеньев о своем путешествии в горах Сихотэ-Алиня в 1906 г.

Оказывается, что ясенец белый и есть та самая «неопалимая купина» из Библии — несгораемый куст, в котором Бог явился Моисею. Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку десять заповедей. Моисей увидел ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении — вывести народ израильский из египетского рабства — и наградил его даром чудотворения и пророчества.

Смысл огня купины в том, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного — того, чего это пламя касается. Огонь купины — это и есть священное сияние образов.

Иконы «Неопалимая купина» на Руси писались в благодарность от избавления от пожаров, а ныне являются официальными иконами МЧС и покровительницами пожарных. По словам главы департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС РФ Виктора Климкина, икона Божьей Матери «Неопалимая купина» действительно помогает при пожарах. Так, например, «в 2010 г. был случай в Костромской области, когда жители одной из деревень вышли к огню с образом во время пожара, и пламя не задело деревню».

Храм Иконы Божьей Матери «Неопалимая купина» в Приморье находится в селе Рощино. Корр. «К» расспросил многих жителей Находки, постоянно проводящих свои выходные в тайге. На удивление, большинство опрошенных не замечало в лесу столь интересного растения или же не знало его названия, истории и сакральных свойств.

Вечнозеленый Чинихэ

Раньше из омелы делали жидкий экстракт, обладающий тонизирующим действием, и варили так называемый птичий клей. Этим клеем ловили птиц. Сама ягода омелы также «ловила» своим клеем птиц. Поедая ее ягоды, они пачкают клейкой ягодной массой свой клюв, и затем, перелетая с дерева на дерево и очищая клюв о ветви, пачкают ветви этим клейким веществом, так называемым висцином, в котором находятся зародыши омелы. Висцин на ветвях подсыхает, приклеивая к ней зародыш, который через некоторое время начинает прорастать внутрь дерева, паразитируя на нем и становясь вечнозеленой омелой.

Именно вечнозеленость этого растения, способность приживаться на других деревьях послужили причиной для придания этому растению определенного сакрального образа у местных аборигенов. По мнению удэгейцев, ветка омелы является душой демиурга и мифического хозяина растений Чинихэ.

В Европе омела до сих пор имеет сакральное растение, с которым издавна связаны красивые рождественские поверья и ритуалы. Поэтому во многих странах каждый год в декабре покупают изящную веточку омелы и, принеся ее домой, подвешивают где-нибудь повыше. И каждый раз, проходя под омелой, обязательно целуются, как предписывает старинная традиция.

Ну а с гибелью леса, естественно, гибнет и душа хозяина всех растений Чинихэ. Поэтому беречь лес — одна из насущных потребностей будущих поколений.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»