В Приморье идут последние приготовления к третьему Тихоокеанскому туристскому форуму (ТТФ), который пройдет с 18 по 21 мая на территории ДВФУ. В программу форума традиционно включены несколько блоков: деловая часть, куда впервые интегрирован Международный форум стран Северо-Восточной Азии, XXI Международная туристская выставка Pacific International Tourism Expo, выставка яхтенного спорта и отдыха Vladivostok Boat Show и фестиваль «День путешественника». А главной задачей станет развитие трансграничных маршрутов между странами Северо-Восточной Азии, Дальним Востоком и Сибирью. Из чего будут состоять туристские продукты и как Приморье будет себя позиционировать, «К» рассказал Константин Шестаков, директор краевого департамента туризма.
— Константин Владимирович, делегатов из каких стран в этом году примет ТТФ?
— В этом году Тихоокеанский туристский форум объединился с Международным форумом стран Северо-Восточной Азии, в рамках этих мероприятий свое присутствие подтвердили более 60 экспертов из Республики Корея, Японии и Китая, Малайзии, Индонезии, Гуама, Макао, Вьетнама, Республики Индия и других стран. Спикеры распределились по мероприятиям деловой программы ТТФ.
— А сколько всего гостей ожидается во время проведения мероприятий ТТФ-2017?
— По примеру прошлого и позапрошлого года мы ожидаем, что участниками всех мероприятий — деловой программы, международной туристской выставки Pacific International Tourism Expo, выставки яхтенного спорта и отдыха Vladivostok Boat Show и фестиваля «День путешественника» — станут не менее 40 тыс. посетителей. В 2016 г., напомню, ТТФ посетили около 43 тыс. человек.
— Какие мероприятия запланированы в рамках деловой программы форума?
— Пленарное заседание, работа трех секций по основным туристским проектам, два круглых стола по вопросам экологии и практики реализации проектов в сфере туризма. Кроме того, совместно с Международным аэропортом Владивосток организован диалог с 15 туристическими и авиакомпаниями, которые еще не представлены на рынке Дальнего Востока, — это наши стратегические партнеры. Все понимают, что чем больше авиакомпаний придет на наш рынок, тем успешнее будет развиваться туристская отрасль региона.
На пленарном заседании делегаты туристского форума стран Северо-Восточной Азии объединятся с нашими коллегами федерального уровня. Свое присутствие уже подтвердил Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму. А со стороны наших партнеров будет присутствовать заместитель руководителя Национальной туристской организации Японии, представители Государственного управления туризма КНР и другие спикеры. Диалог будет посвящен тем вызовам, которые стоят перед нами в преддверии начала туристского сезона.
Одна из трех тематических сессий форума будет посвящена перспективам развития российско-китайского туризма. Здесь эксперты обеих стран обсудят улучшение качества обслуживания гостей из Поднебесной на территории российских регионов.
В рамках второй сессии разговор пойдет о сотрудничестве с Республикой Корея. Особое внимание будет уделено развитию спортивного туризма. Сейчас туристские потоки упускаются, спорт не рассматривается как туристский продукт.
Темой третьей сессии станет взаимодействие РФ с Японией в сфере туризма. Мы обсудим развитие российско-японского круизного туризма, паромного сообщения, представим японскую версию онлайн-гида Приморского края. В рамках гуманитарного сотрудничества с Японией мы продолжаем ряд встреч с JATA — самой крупной в Японии ассоциацией, объединяющей японских туроператоров. Для гостей ТТФ мы планируем представить туристические достопримечательности Владивостокской агломерации — костяк из объектов культуры, спорта и туристских объектов.
Кроме того, по договоренности с Ростуризмом ТТФ посетит группа топовых блогеров, которые осветят работу форума и потенциал проекта «Восточное кольцо России». Акцентировать внимание они будут на экологическом туризме.
— Есть мнение, что «Восточное кольцо» — это утопия, попытка объединить необъединяемое. Как вы прокомментируете такую позицию?
— Если рассматривать «Восточное кольцо» как туристический продукт, то, возможно, этот тезис и применим. Но мы говорим о том, что это национальный проект, в рамках которого по примеру конструктора будет представлено огромное количество туристских продуктов. Например, уже существует проект Приморский край — Саха (Якутия): несколько дней турист проводит во Владивостоке, а потом летит в Республику Саха (Якутия) в рамках ежегодного мероприятия «Бриллиантовая неделя». Есть также и лыжный тур Владивосток — Южно-Сахалинск — Камчатка. Кроме того, Приморский край взял на себя почетное обязательство сформировать план мероприятий по реализации проекта «Восточное кольцо». Уже подписаны соглашения с 12 субъектами Российской Федерации, учитывающие все пожелания и замечания. Есть и план-график. Ожидается, что его главы 12 регионов подпишут в рамках Восточного экономического форума.
«Восточное кольцо России» — это та форма, которая дает возможность решать совместные задачи и цели 12 регионов, в том числе на федеральном уровне. При такой консолидированной позиции значительно проще продвигать туристические услуги и за рубежом, где коллективные стенды обходятся дешевле, а выглядят эффектнее и красочнее.
— Насколько ярким будет «День путешественника»?
— «День путешественника» рассчитан не только на представителей туристической отрасли, но и на жителей и гостей Приморья. Они смогут провести хороший семейный уик-энд, при этом получить огромный пласт информации о туризме Приморского края и «Восточном кольце». Так, 19 мая на набережной ДВФУ пройдет кулинарный фестиваль с дегустацией кухонь разных народов, мастер-классов по дальневосточной, китайской и корейской кухне. Участие подтвердили уже 10 ресторанов. Мы подготовили яркую программу для гостей — взрослых и детей будут развлекать 25 персонажей. Будет организована выставка декоративно-прикладного искусства. 20 мая в бухте Аякс будет проводиться мастер-класс по гребле на лодках «Дракон», с 12 до 14 состоится заезд для любительских команд, а с 14 до 17 уже каждый сможет поупражняться в этом виде спорта. Будет мастер-класс по SUP-серфингу, предусмотрена и гребная регата.
— Казино Tigre de Cristal стало генеральным спонсором выставки Pacific International Tourism Expo. Какой вклад в развитие региона вносит игорная зона «Приморье»?
— Tigre de Cristal по итогам года перечислил более 124 млн рублей налога на игорный бизнес и более 448 млн рублей во внебюджетные и бюджетные фонды — от деятельности игорного комплекса. Игорная зона обеспечивает порядка 1000 приморцев рабочими местами. Если в первое время львиную долю общего числа менеджеров Tigre de Cristal составляли иностранцы, то сейчас их замещают уже местные сотрудники. Стоит отметить, что оказание услуг в игорной зоне находится на очень высоком уровне. Да и сам факт успешно реализованного проекта с использованием иностранных инвестиций для инвестиционного и туристского потенциала Приморья, безусловно, очень позитивный.
— В регионе большое значение придается развитию круизного туризма. Что делается в этом направлении?
— Круизный туризм станет одной из главных тем ТТФ. Это обусловлено тем, что данный вид туристического сегмента в Северно-Восточной Азии показывает ежегодный рост в 10%, а сам Владивосток стал интересен операторам круизных лайнеров. Только в 2017 г. иностранные экскурсионные лайнеры посетят морской порт Владивосток 14 раз. И это только те судозаходы, которые уже официально подтверждены. В сравнении с прошлым годом количество визитов иностранных лайнеров увеличится почти в три раза. И важно не упустить этот момент, нарастить связи. Как одно из предложений — в рамках «Восточного кольца России» договориться о продвижении туристических маршрутов и представлении турпотенциала Тихоокеанской России на рынках Северо-Восточной Азии.
— Вы упомянули вызовы, с которыми сталкивается туриндустрия. Что именно имеется в виду?
— Их несколько. Во-первых, высокая стоимость авиаперелетов, что существенно осложняет создание турпродуктов. Во-вторых, несмотря на то, что мы начали работу по консолидированному продвижению «Восточного кольца», оно должно быть кратно выше. Должна быть очень серьезная координация на федеральном уровне. У нас есть стратегические партнеры, с которыми мы пока не работаем. Сделать это возможно на уровне Российской Федерации. Ростуризм и Министерство культуры определенную работу в этом направлении, конечно, ведут, но нам-то нужно сделать акцент на себе, на «Восточном кольце России», сделать так, чтобы этот проект стал одним из важных на Дальнем Востоке.
— Тема внутреннего туризма в России вошла в моду, каждый регион считает необходимым иметь стратегию развития этой отрасли. Однако недовольство качеством сервиса у туристов и путешественников все еще велико. Почему?
— К сожалению, вы правы, мы в 90-е и многие годы 2000-х потеряли опыт гостеприимства. Речь не идет о «широкой русской душе» или о традициях тех же коренных народностей, которые формировались веками и представляют собой часть их ментальности. Я говорю о гостеприимстве как искусстве делать правильный туристический продукт.
— Из чего состоит этот правильный туристический продукт?
— Прежде всего, это проживание, питание, трансфер, то есть способ передвижения и соответствующая этому способу инфраструктура: например, если это автомобильное путешествие, то должны быть качественные дороги, туалеты, кафе, заправки. Туристические объекты должны быть в нормальном виде, чтобы их показывать, чтобы было о чем рассказать. Это система туристической информации и навигации: дорожные знаки, информация в логистических центрах, гостиницах, аэропортах, на вокзалах. Кроме того, стоит задача повышения качества услуг в коллективных средствах размещения, особенно на базах отдыха.
Все это для нас — еще один вызов. Ведь перед нами стоит задача создать на Дальнем Востоке туристский хаб, через нас же проходят потоки туристов из стран АТР в Россию и обратно. И инфраструктура у нас должна быть развита кратно выше, чем в регионах, которые туристскими хабами не являются.
— В 2016 г. в Приморском крае побывало больше туристов, чем все население региона. Какие прогнозы на 2017-й?
— В этом году мы должны перейти планку в 3,5–3,7 млн человек. Это очень внушительная цифра, то есть туризм в Приморье становится весомой отраслью. Составляющих дальнейшего развития много, но, мне кажется, надо изменить отношение к этой индустрии общества. Сложился такой стереотип, что туризм как бизнес — это игрушка, и в нем, как в футболе и хоккее, все разбираются. Поверьте, это далеко не так. Нужно время, знания и опыт, чтобы организовать чужой отдых.
— Какого эффекта вы ожидаете от ТТФ-2017?
— Все наши предложения по итогам ТТФ мы направим в Ростуризм и Минвостокразвития. Помимо озвученных выше задач, конечно, обозначим и ускоренное применение режима tax free — то, что необходимо как отрасли в целом, так и инвесторам, которые организовывают крупные инвестиционные проекты в сфере туризма на территории региона. Если говорить об эффекте, то его можно оценить по прошлогоднему ТТФ. Например, решение по коммерческому использованию маломерных судов. Явилось ли отправной точкой то, что мы донесли проблему до федерального руководства после ТТФ-2016, — вопрос. Но мы точно высказали консолидированное предложение от всех субъектов Дальнего Востока России. И многим из нас это было необходимо. В прошлом году в рамках сессии, посвященной круизному туризму, мы говорили, что Приморью нужно больше портов, которые позволят судам проводить 72 безвизовых часа. И теперь Хасанский район (порт Зарубино) имеет возможность принимать безвизовые суда.
Тихоокеанский туристский форум — это площадка, которая позволяет продвигать многие амбициозные идеи не только Приморского края, но и Дальнего Востока в целом. Вопросов, которые мы выносим на дискуссии, очень много, и важно, что у нас есть возможность высказать свою позицию перед представителями федеральных властей.
Ксения СУХИХ