Ситуация с коронавирусом заставила перестраиваться всю экономику Приморского края. Акцент теперь делается на внутренние резервы и человеческий капитал. Как далеко с этим багажом сможет шагнуть регион, рассказал заместитель председателя регионального правительства Константин Шестаков.
— Константин Владимирович, недавно в крае принят очередной пакет поддержки предпринимательства. Оцените его эффект.
— Оценивать эффект можно будет после того, как мы максимально широко выйдем за рамки тех ограничений, которые сегодня действуют. Как можно оценить эффект от поддержки туристической отрасли, если предприниматели по этому направлению фактически не действуют?
Оказали ли они позитивное влияние? Безусловно. Мы отталкиваемся от того, что снижается объем налоговых платежей, которые так или иначе должны быть произведены. Например, налог на имущество уплачивается по факту наличия собственности. Мы дали возможность пострадавшим отраслям не платить данный налог в 2020 г. Уверен, что иначе количество банкротств предприятий, обладающих объектами недвижимости, после того как мораторий на банкротство будет снят, было бы кратно выше.
— Уменьшается ли в Приморье количество субъектов предпринимательской деятельности?
— Снижения здесь не отмечается. Более того, если раньше у нас было 88 тыс. субъектов предпринимательства, то сегодня — 89,5 тыс. Напомню, что все меры поддержки, как федеральные, так и краевые, направлены на сохранение рабочих мест, деятельности предприятий как таковых. А вот какой будет оборот, выручка, как себя предприятия будут чувствовать, – это другой вопрос. Все это будет понятно ближе к концу года.
— То есть получение мер господдержки – это еще и мера стимулирования самоорганизации?
— Совершенно верно. В прошлом году мы недосчитались 1 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. И не потому, что они закрывались, а потому, что несвоевременно сдавали отчетность и вышли из реестра МСП. Меры поддержки дисциплинируют, чтобы быть в строю и работать легально.
— Каковы самые популярные у приморских предпринимателей меры поддержки?
— Это те кредитные продукты, которые в разное время были предоставлены нашему бизнесу. Для их получения важно сохранить тот персонал, который был до начала ограничительных мер. По большому счету, государство пошло на то, чтобы через механизмы субсидий прощать этот кредит.
Если мы говорим о поддержке на региональном уровне, то популярен соцнайм. Более 1000 человек обратились за подобной мерой поддержки. Таким образом, вы можете не только сохранить команду, но и решить задачи, до которых раньше не доходили руки.
Взять туристские компании, гостиницы. Раньше не было возможности заняться благоустройством, ремонтом или облагораживанием территории. Теперь вы можете взять кредит, людям из собственного персонала делегировать новый функционал. К примеру, человек был менеджером по туризму, а теперь занимается благоустройством или документоведением в гостинице.
— Есть ли данные по промышленному производству: насколько пострадали здесь различные сферы деятельности?
— Правительством Приморья было сделано все возможное, чтобы промышленность работала. Ни на день не прекращали работу предприятия, которые имеют непрерывный цикл производства, предприятия, выполняющие гособоронзаказ, судостроительные, судоремонтные, горнодобывающие компании.
Промышленники прошли этот период ответственно и стабильно, что является плодом совместной работы как производственников, так и правительства. Обеспечение санитарно-эпидемиологической, производственной безопасности в достаточно сложное время потребовало больших усилий и вложений. Как видите, не возникло острых и крупных вспышек заболевания коронавирусом на предприятиях, мы даже точечно не останавливали производство.
Безусловно, все это сказалось на экономических показателях. Как ни парадоксально, на пользу пошло повышение курса доллара по отношению к национальной валюте. Многие предприятия являются экспортерами, и та выручка, которую они получают, увеличилась.
Показатели по 2020 г., которые мы прогнозируем, выше 2019 г. Рост составит 15–18%. Мы не допустили сокращения штатной численности предприятий. Ни одно предприятие, за исключением штатных технологических циклов, не высвободило рабочих в критичном объеме.
Поддержка, которую оказывало государство, в качестве кредитов, направленных на сохранение кадров, помогла промышленным предприятиям показать стабильный результат по итогам полугодия.
— А что скажете о бюджете Приморского края?
— Поступления налоговых и неналоговых доходов в первом полугодии составили 42 млрд рублей, что на 9,7% ниже уровня первого полугодия 2019 г. Оперативная прогнозная оценка ВРП за январь – май – 901 млрд рублей, что составляет 98% относительно аналогичного периода прошлого года.
Промышленность работала, благодаря чему мы потеряли не сильно. Велики убытки в торговле, туристической отрасли, зато хорошие результаты в транспорте, телекоммуникации и связи.
Мы насчитали пять «волн» поддержки, которая оказана бизнесу, а это 4,5 млрд руб. недополученных бюджетом доходов. Снижение оборотов по некоторым направлениям не могло не сказаться. К примеру, показательным примером служат кондитерские изделия, которые в 2019 г. широко экспортировались, в том числе в Китай. Ограничительные меры не способствуют увеличению спроса на шоколад. Спрос на кондитерские изделия упал в Приморье и КНР. По данному направлению мы покажем фактическое снижение, это объективно.
— Подсчитаны ли потери туристической индустрии Приморья во время пандемии?
— За первое полугодие – минус 78,2%. Убытки по отрасли порядка 8 млрд рублей, по смежным – около 17 млрд. Это цифры по отношению к аналогичному периоду прошлого года, который был особенно показателен в части развития туризма.
Хотел бы сказать, насколько ответственными оказались наши туроператоры. Из тысячи людей, которые пришли к нам по соцнайму, половина работала в гостиницах, турбизнесе. Компании, которые работают 10–15 лет, хотят остаться, сохранить работников и дать им возможность держаться на плаву, не уйти в какое-то другое направление.
– В Приморье есть нелегально ведущие деятельность базы отдыха, но уже открыты гостиницы. В то же время прекратил движение популярный у хабаровчан поезд «Океан». Когда он возобновит движение?
— Мы готовы выйти с инициативой о возобновлении движения этого поезда, но только после того, как санитарно-эпидемиологическая обстановка в Приморье позволит Роспотребнадзору снять ограничения. Мы не можем сейчас дать возможность приехать в регион соседям. Есть гостиницы, которые прошли классификацию и открылись – их около 100. Но это не совсем те средства коллективного размещения, к которым традиционно привыкли жители Дальнего Востока, когда они посещают Приморье.
Гостиница в центре Владивостока – не то, на что рассчитывают жители Хабаровского края, Амурской, Сахалинской, Новосибирской областей, принимая решение о том, чтобы провести в Приморье несколько пляжных недель.
— О развитии внутреннего туризма. Какие конкурентные преимущества по сравнению с Сочи, Крымом может предложить Приморье?
— Хотелось бы пойти по пути формирования профессионального пакетного тура, рейсов с крупным чартерным оператором, который помог бы нам усилить тот поток, который мы традиционно принимаем в рамках летнего сезона.
В нынешнем году и впредь планируем сделать некое традиционное предложение от региона на базе ежегодных гастрономических фестивалей. Крупные туроператоры, уверен, с большим интересом обратят внимание на эту возможность, поскольку на территории России таких продуктов немного. Мы хотели бы сделать акцент на морепродуктах, которые важны для региона и уже достаточно развиты в разведении на предприятиях марикультуры: устрицы, мидии, крабы.
Ведутся переговоры с компанией «Русский минтай», которой хотим предложить подобный формат – «Фестиваль минтая». Также в планах – проведение «Фестиваля тайги». Несколько предложений мы уже сформировали. Хотелось бы, чтобы здесь сочетались возможности производителей, отельеров, рестораторов, операторов, транспортных компаний. В Ростуризме говорят о том, что с удовольствием поддержали бы подобный туристский продукт, например, в плане субсидий на организацию чартерных линий. Общее одобрение есть, и мы работаем в этом ключе.
Представьте, как было бы здорово. Вам хочется полететь на пять дней в какую-то точку России и попробовать морепродукты недорого, но в очень качественном ресторанном исполнении. Сразу возникает образ Приморского края. Это автоматически бы дало возможность нашим отельерам и рестораторам развернуться и почувствовать новые возможности от событийного туризма. Ну а для событийщиков, которые не могут пока вернуться в рабочий режим, это было бы большим праздником.
— Насколько успешно продвигался проект «Восточное кольцо»?
— Недавно мы обсуждали этот бренд с профильными министрами дальневосточных регионов. Решили, что Приморский край, безусловно, нужен всем как транспортный туристский хаб. Требуется ли формировать туризм под «зонтиком», который именуется «Восточное кольцо»? Ввиду того, что не так много партнеров, готовых идти с нами в ногу, – возможно, не имеет смысла. Продвигать Дальний Восток и, как центр туристской активности, Приморье и Владивосток — наша задача. Это мы будем делать всегда.
Мы очень часто презентуем наши туристские возможности совместно с партнерами по ДФО. Очень важно, чтобы продвигались Камчатка, Сахалин, Бурятия, Якутия. Турпотоки будут проходить через Владивосток, и мы получим свою толику «туристского счастья» в любом случае. Потому мы рады продвигать любой проект, под любым названием, который нас объединяет. Наверное, в русле сотрудничества с крупными федеральными операторами нам в большей степени нужно отойти от непонятных крупных зонтичных брендов и перейти к понятным профессиональным пакетным турам, которые бы объединяли несколько регионов. Это будет намного эффективнее.
— Если говорить о последствиях пандемии, то какие уроки для себя вынесли члены правительства Приморья?
— Самые разные. После остановок грузовиков с помидорами и огурцами стало понятно, что только собственные тепличные хозяйства могут обеспечить Приморский край. Прежде мы делали упор в развитии туризма на въездном направлении, на международные и круизные компании. Оказалось, что мы должны быть более широки в своих взглядах, перенести акцент на внутренние направления. Думаю, у нас все получится.