В Приморье всерьез задались благой целью — построить рыбный рынок. Буквально за месяц такие предложения озвучили два новоиспеченных потенциальных инвестора. Но данный вопрос будоражит умы многих в крае, ничего в оном не меняя, очень давно. Конца проектам в ближайшем будущем не предвидится?
На прошлой неделе председатель совета директоров южнокорейской компании «Ханаро холдингс» Чжон Чхан Дэ сообщил о разработке проекта во Владивостоке, который, по примеру подобных мировых практик, включает в себя строительство рыбного рынка для розничной торговли, ресторанов, фуд-кортов и специальных помещений для хранения свежей рыбы. «Компания уже готова приступить к строительству, если будет в короткие сроки предоставлен участок под реализацию проекта и все льготы в рамках режима свободного порта Владивосток», — обозначил Чжон Чхан Дэ.
Ранее идею рыбного рынка в краевом центре выдвинули представители петербургского холдинга Ginza Project. Управляющий партнер компании Олег Предтеченский отметил, что рынок может стать местной достопримечательностью, вмещая в себе хорошую локацию и удобную парковку. Для реализации было выбрано несколько территорий, в том числе Корабельная набережная и земельный участок на ул. Татарской.
Однако инициаторы проектов замахнулись на архисложную задачу: тут ведь шаг влево, шаг вправо — и можно легко скатиться в суесловие. На той же Татарской ООО «ДВ Комбинат» несколько лет назад вознамерилось создать рыбный рынок, но занялось в итоге складированием порожних вагонов. Концепцию популярного в азиатских странах объекта на Корабельной набережной в прошлом году также представила японская KIYOMURA Corporation. И проект тоже канул в небытие. Как и поручение президента Владимира Путина по поводу создания рыбного рынка во Владивостоке.
Вообще, рыбный рынок часто становится жертвой проектного полтергейста. В свое время объект хотели возвести в бухте Патрокл, потом в Артеме. Но после долгих и жарких дебатов власть решилась-таки «перезагрузиться» и начала ловить рыбу в непонятном кластере в бухте Суходол Шкотовского района. По естественным причинам это ей не удалось. Если так будет продолжаться, то рыбный рынок станет самым загадочным проектом в истории Приморья.
«Ни у кого не хватает воображения придумать рынок молока, рынок мяса, рынок хлеба, а вот рыбный почему-то возьми да подай. Есть рынок продуктов питания, есть рынок стройматериалов, есть рынок жилья, недвижимости. Но если специально развивать и рыбный рынок — это будут просто разговоры. Уже лет 20 они идут», — заявил первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр Васьков.
Георгий Мартынов, президент АРПП: «Сначала нужно сойтись в определении — что такое рыбный рынок? Если мы хотим сделать его как в Японии — тогда это, наверное, аукционная торговля. Модель сродни японской на данный момент и ближайшие годы у нас невозможна. Кроме того, эта оптовая система рыбных рынков, которая существуют в каждой префектуре, подкреплена законами. Немаловажно углубиться и в традиции этой страны, изучить ее географическое положение. Занимаются японцы данным видом деятельности далеко не первый десяток лет.
Азиатские страны вообще обеспечивают для своих рынков несколько условий. В первую очередь, вся рыбная продукция должна быть легальной. Во-вторых, соблюдение всех санитарно-гигиенических требований. Эти две задачи никогда не будут решены за счет мелких рыбных базаров. Владивосток завален крабом и креветкой. Мы же понимаем, что это поймано не на севере Охотского моря, как иногда заверяют продавцы.
У нас достаточно более жесткие санитарные требования, нежели в азиатских странах. Получить сертификат очень сложно, и занимать этот процесс будет много времени. Значит, придется пересматривать и ветеринарное законодательство. Придется также объяснять населению, что покупатель может положить рыбу на сковородку, а оттуда может вылезти какой-нибудь червячок. Именно поэтому рыба продается замороженной, потому что при термической обработке все эти элементы погибают. Это один из факторов, почему разработка рыбного рынка невозможна».
Анастасия ЯЩЕНКО