В 2003 г. ОАО «Владивостокский морской торговый порт» введет в эксплуатацию еще один контейнерный терминал. После этого на территории порта можно будет построить только еще один аналогичный терминал. Дальнейшее развитие ВМТП его президент и генеральный директор Михаил Робканов видит в реализации уже подзабытого общественностью проекта строительства ОАО «Владивостокский индустриальный порт».
— Михаил Федорович, для начала скажите честно, примете ли вы предложение северокорейских руководителей возглавить порт Раджин?
— Этот вопрос мне в последнее время задают достаточно часто. Но дело в том, что товарищ Ким Чен Ир, совершая визиты в Россию и посещая те или иные российские предприятия, делает предложения о работе в КНДР всем руководителям компаний, где ему нравится. Наш порт, как вы знаете, очень нравится главе Северной Кореи. И он действительно и причем неоднократно предлагал мне стать руководителем порта Раджин, но мне через несколько лет уходить на пенсию, поэтому всерьез рассматривать предложение товарища Ким Чен Ира, думаю, нелогично. Хотя, безусловно, мне очень лестно, что товарищ Ким Чен Ир так высоко оценивает мои профессиональные навыки...
— Как вы считаете, каким образом скажется на положении приморских портов строительство Транскорейской магистрали?
— Первое. Я не так давно вернулся из Южной Кореи, где задавал похожие вопросы российским специалистам, работающим над этим проектом. Ответ получен однозначный — железная дорога пройдет по южной части корейского полуострова, то есть в сторону Китая. Наш, российский, участок пока никто даже и не рассматривал всерьез. Второе. Для восстановления железнодорожного полотна в Северной Корее необходимы огромные деньги. Плюс грандиозных затрат требует само соединение в единое целое дорог КНДР и Республики Кореи. Цена вопроса — примерно $2 млрд. Как вы сами понимаете, в ближайшее время такие средства вряд ли будут найдены.
И, наконец, последнее. Порты Приморья — это экспортно-ориентированные порты, через которые в основном перегружаются металл, лес, уголь. Эти грузы по большей части идут в Тайвань, Китай, Малайзию. Грузопоток на Корейский полуостров нельзя назвать слишком большим, поэтому мы не очень пугаемся соединения железных дорог КНДР и Республики Кореи, хотя, конечно, все возможно. Тем не менее работы с транзитными грузами хватит всем портам, так что никакой трагедии я здесь не вижу.
— Какой вы видите роль порта Зарубино, проект модернизации которого недавно широко обсуждался на самом высоком уровне?
— На мой взгляд, Зарубинский порт будет развиваться как транзитный порт для Китая. Исключительно. Это контейнеры и зерно. Как известно, Китай экспортирует кукурузу и рис, а импортирует пшеницу. И чем быстрее эта стройка начнется, тем быстрее мы получим этот рынок.
— Вы согласны с мнением губернатора Приморья, что этот проект должен финансировать исключительно российский капитал?
— Полностью. Никакого иностранного капитала в Зарубинском порту не должно быть и близко, в особенности китайского. Нельзя допускать усиления китайского экономического присутствия на нашей территории, поскольку в самом ближайшем будущем оно трансформируется в территориальную проблему.
— ВМТП является одним из акционеров приснопамятного ОАО «Владинпорт». Вам, наверное, известно, на какой стадии находится реализация этого проекта?
— Действительно, наряду с ДВЖД, ОАО «Дальневосточный банк» и другими предприятиями Дальнего Востока ВМТП является одним из собственников «Владинпорта». Могу сказать, что эта компания сегодня действует, у «Владинпорта» есть генеральный директор, разработан бизнес-план, сделан землеотвод. Сегодня мы рассматриваем этот проект, как ружье, висящее на стене. Это своего рода резерв. Для полного запуска «Владинпорта» в действие нужно порядка $180 млн, для начала работы — гораздо меньше. Один из путей развития «Владинпорта» — использование его территории для развития ВМТП. Дело в том, что площадей, имеющихся сегодня в распоряжении у ВМТП, хватит только на строительство двух контейнерных терминалов. Причем один терминал мы введем в эксплуатацию уже в 2003 г. Больше места у нас нет. Поэтому проект «Владинпорт» обязательно будет претворен в жизнь.
— После череды скандалов вновь заработал пункт пропуска на Морском вокзале. Вам удалось решить все проблемы с пограничниками?
— У руководства порта никогда не было никаких проблем с Федеральной пограничной службой России. Дело в том, что государство до сих пор не определило, кто конкретно должен управлять пунктами пропуска, но при этом пытается заставить бизнесменов платить за их надлежащее оснащение. Пытались заставить и нас, но мы никогда и ни с кем не будем говорить на языке ультиматума. А вот если бы нас попросили вложить деньги в порядке спонсорской помощи, то, конечно, порт пошел бы навстречу, но...
В итоге же расплачиваться пришлось коммерсантам, которые заинтересованы в стабильной работе пункта пропуска. После его закрытия турфирмы, специализирующиеся на оказании услуг по доставке иномарок в Приморье, были вынуждены обеспечить оформление соответствующих процедур непосредственно на судах. А это оказалось весьма дорого. Поэтому они были вынуждены вместе с Морской администрацией порта Владивосток вложить свои деньги в оснащение пункта.
Но такой подход к делу, я убежден, абсолютно неприемлем. Мы все платим налоги в бюджет и вправе рассчитывать на то, что государство, в свою очередь, также должно выполнять свои функции перед нами.