2010-03-16T16:14:28+10:00 2010-03-16T16:14:28+10:00

Михаил Робканов: «В порту все настоящее. Люди, работа... и деньги»

Почетный президент порта о достижениях в жизни, работе и о стивидорном бизнесе

Из личного архива героя публикации |  «В порту все настоящее. Люди, работа... и деньги»
Из личного архива героя публикации

Возглавив в 1985 г. Владивостокский морской торговый порт (ВМТП), Михаил Робканов на протяжении 21 года успешно воплощал в жизнь модель социально ответственного бизнеса. Портовикам выплачивалась достойная зарплата, обеспечивались обширные социальные гарантии. Все начатое им продолжается и теперь. Сам же Робканов ныне — почетный президент ВМТП. Свои должностные обязанности обозначает так: «занимаюсь стратегическим развитием порта, людьми порта, ну и на хозяйство порта обращаю внимание».

21 марта Михаилу Федоровичу Робканову — 60. О своих достижениях в жизни, работе, а также о стивидорном бизнесе он рассказал корр. «К».

— Михаил Федорович, в свое время все порты страны были неотъемлемой частью пароходств. Владивостокский порт не исключение. На страницах вашей трудовой книжки рядом с аббревиатурой ВМТП периодически появляется ДВМП. Могло ли так случиться, что сегодня перед нами был бы не Робканов-портовик, а Робканов-моряк?

— Для меня портовик и моряк — фигуры взаимодополняющие. Я родился на Сахалине, жил на берегу Татарского пролива, по которому курсировали суда. Каждый день наблюдая за этим, я просто «заболел» морем. Меня объяли чувства морской романтики, приключений. Появилось уважение к бесстрашным людям, профессия которых — моряки. В общем, я особо не колебался в вопросе «кем быть?». Мечта стала реальностью в конце 60-х годов прошлого столетия, после окончания Владивостокского мореходного училища. Штурманом я поступил на работу в ДВМП, а затем, в начале 70-х, заочно получая высшее образование по специальности «эксплуатация водного транспорта», пришел работать в порт.

Начал с самой маленькой должности, которая была на тот момент: сменный помощник заведующего складом. Потом «стивидорил» и «диспетчерил». Со временем был назначен начальником контейнерного причала ВМТП. Вот здесь уже началось познание тех самых проблем и забот, касающихся руководителя. С учетом того что в то время обработка контейнерных грузов только-только начинала практиковаться в советских портах, нам приходилось практически с нуля выстраивать технологию перевалки контейнеров. Этот опыт потом пригодился, когда я уже стал начальником контейнерного отдела порта. Через некоторое время, поскольку владивостокский порт входил в состав Дальневосточного морского пароходства, я был переведен на работу в ДВМП. Кстати, стал заместителем начальника портового хозяйства ДВМП в 26 лет.

— Через столько лет работы в порту вы можете сказать, что вам нравится в нем и что не нравится?

— Это вопрос из разряда: что вам нравится и не нравится в вашем ребенке? Ответить на этот вопрос невозможно. Грязь где-то в порту — не нравится. Когда не следят за техникой, разбивают стенки на складах — не нравится. Но когда покупаем новые краны и вагоны с зерном выгружаем одним махом — разве это может не нравиться? Когда буксир новый строим — разве это может не нравиться? Когда никого не сокращаем в очередной кризис, не «замораживаем» инвестиционные и социальные проекты — это может не нравиться?
Сегодня порт чистый, аккуратный, сервис — на высоком уровне. Для нас сегодня не проблема перегрузить 8 тыс. тонн металла в сутки, а когда-то это была недостижимая мечта. Рекордом считалось 3-4 тыс. тонн в сутки, а в ВМТП сейчас рекорд — 25 тыс. тонн. Но чтобы выйти на такой уровень, требуются слаженная работа, четкая организация, современные производственные мощности. Поэтому ВМТП вкладывает огромные средства в инфраструктуру, обновляет перегрузочную технику.

ВМТП — единственное в отрасли предприятие, подписавшее коллективный договор на условиях на 100% компенсировать в зарплате рабочим годовую инфляцию и плюс еще доплачивать 5% годовых к тарифной ставке. Вот за это я рад, вот это приятно.

Власть подставила

— На экспертном совете в ЗС ПК в 2009 году вы заявили, что порты кто-то подставляет. И действительно, сначала ввели запретительные таможенные пошлины на ввоз автомобилей, затем сократили, за исключением одного, таможенные посты по оформлению металлолома. Кроме того, хотели ввести запрет на проезд большегрузов в торговый порт. Но вот кто подставил порты, вы так и не сказали?!

— Подставила власть. Вот давайте все рассмотрим более детально.

Была выработана вполне четкая система по доставке праворульных автомобилей. ВМТП построил десятиэтажный склад, исходя из простой логики: мы знали, что через какой-то период будут введены запретительные пошлины, и государство четко обозначило время. И ведь сработало: возраст ввозимых машин начал снижаться. Кроме этого стало появляться все больше новых машин с левым рулем. Но государство решило форсировать события. В итоге — эволюционный процесс был разрушен. Сотни тысяч людей, занятых в автомобильном бизнесе, остались без работы. И главное — что дало взамен государство? Цех по сборке машин на территории Дальзавода? Но это же просто мизер, да и непонятно еще какого качества. Возможно, на западе страны вариант с «отверточной» сборкой автомобилей и имел бы успех. Но для Дальнего Востока, где весь автобизнес был построен на импортных автомобилях, необходимо что-то другое. Но над этим не думали. Просто задавили — и все. А тут еще местные власти решили запретить во Владивостоке движение большегрузных автомобилей в дневное время. Но почему никто не подумал, что легковая машина просто возит людей, а любой большегруз дает людям работу, дает им деньги?

— Как вы считаете, задачи, которые решает чиновный контингент Приморского края, соответствуют тому вознаграждению, что он получает?

— Я не знаю, сколько чиновники получают. Но чиновников слишком много — в этом я твердо убежден. При этом власть погрязла в коррупции настолько, что если в ближайшее время ничего не сделать с этой проблемой, то государство просто развалится. Не помогут и государственные холдинги, если они будут давить на малый бизнес. Ассоциация ВМТП — тоже своего рода холдинг, но мы его создали сами, а главное — вокруг организации начали появляться малые предприятия, которых уже 57. Крупные приморские компании сегодня не создают вокруг себя подобные кластеры...

— У нас и предприятий крупных не осталось...

— К сожалению, вы правы. За последние 15 лет список крупных налогоплательщиков в Приморском крае изменился до неузнаваемости. Если раньше главную роль в нем играли промышленники, то сейчас — госструктуры. Другими словами, компании, которые получают деньги из федерального бюджета, то есть из наших же налогов, являются и крупнейшими налогоплательщиками. А все потому, что страна сидит на нефтегазовой игле.

Стараться надо, и не будет стыдно

— Сегодня как-то померк лозунг «социальная ответственность бизнеса». На ваш взгляд, почему?

— В ВМТП он не померк. Мы продолжаем интенсивно работать в этом направлении. Но если говорить в целом, то вы правы, социально ответственных предприятий стало мало. Это тоже идет от власти.

— Вы считаете себя состоятельным человек? Многое можете себе позволить?

— Есть автомобиль Toyota Hilux Surf, которому 10 лет. Его не стыдно показать другим и достаточно для меня. Есть квартира. Есть взрослые дети и маленькие внуки. Так что человек я состоятельный.

— Имидж преуспевающих людей, в том числе и чиновников, служит неким показателем жизненного благополучия, которого хотят достичь многие. Как вы считаете, дорогая одежда, престижная марка автомобиля — это необходимые составляющие?

— Для состоявшихся людей это не обязательно. Надо быть трудолюбивым, культурным, пунктуальным, интеллектуально и физически развитым.

— На ваш взгляд, какое место занимает ВМТП в транспортной отрасли России?

— Находкинский порт начал работать с 1947 года, Восточный порт — с 1974-го. А ВМТП создавался 112 лет назад указом императора Николая II как окончание Транссиба. Свое важнейшее стратегическое значение ВМТП не утратил.

— Сейчас, с высоты прожитых лет, как вы оцениваете свой вклад в портовое дело?

— Это пусть историки рассудят. Я старался во всяком случае, и мне не стыдно за то, что сделал. Уверен, что плевать в спину мне не будут.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ