Сергей Грац, президент производственно-коммерческой фирмы «Грац & Ко».
По знаку Зодиака — Лев, по восточному гороскопу — Тигр. Увлечения характерные — охота, рыбалка. Всегда старается выделять время для отдыха.
Любимый писатель — Стендаль.
Заочно окончил ДВВИМУ.
До того как заняться бизнесом, работал в ДВМП. Прошел путь от матроса до старшего помощника капитана. Был одним из самых молодых старпомов на флоте.
— Моя компания была образована 1 января 1991 года. Начинали работать с небольшого магазина на Русской. Занимались оптово-розничной торговлей. Постепенно разрастались, и дело дошло до того, что возникло до 18 филиалов компании по всей России. К сожалению, эта практика себя не оправдала и пришлось их упразднить. Головная контора компании «Грац» занимается оптовыми поставками. Работает магазин «Грация», тот самый, с которого все и начиналось.
* * *
— Основное направление деятельности нашей компании — это торговля экологически чистыми бытовыми красками из Америки. Ведь нигде в цивилизованном мире уже не используют обои, а красят стены этими красками. В чем их преимущество? При покрытии стен обоями вы сталкиваетесь с тем, что впоследствии ваша стена неизбежно засалится. Эффект этих красок прямо противоположен. Стены будут чистыми и красивыми.
Мы, кроме всего прочего, можем снабдить через сеть нашей розничной торговли любого потребителя необходимым для ремонта квартиры или дома инвентарем. Как видите, краски — далеко не единственное направление нашей деятельности. Цель наша — максимально облегчить труд человека. Все это чисто, удобно и довольно недорого.
У нас на подходе краска на акриловой основе. Гарантия на нее 20 лет. Такой краской в городе работает пока только компания «Владитал», приобретая ее за рубежом. Заняться красками побудило стремление перейти на новый уровень торговли. Настоящий бизнесмен всегда в поиске. И вот, бывая за границей, еще будучи на работе в Дальневосточном морском пароходстве, я видел, как делают бизнес за рубежом. Все оказалось очень просто. К положительным элементам нашей работы относится и то, что работаем мы практически напрямую с производителем. А наши конкуренты — нет.
* * *
— В своей деятельности мы ориентируемся на людей среднего класса. Так оно и есть. Я, в принципе, считаю, что политика такого рода в бизнесе наиболее выигрышна. Это и подтверждает положительный опыт наших западных коллег-предпринимателей. На Западе никто не станет выбирать себе клиентуру исключительно из богачей. Это невыгодно. Так действуют единицы. Для бедняков существует своя ниша в структуре экономики и системе потребления.
* * *
— Не менее важное направление развития компании — это организация поставки и продажи чистой воды населению.
Медики считают, 99% всех наших болезней случается из-за грязной воды. Речь идет о воде, которую мы употребляем при приготовлении пищи и пьем. Опять-таки о загранице: несмотря на то, что у них в большинстве кранов стоят фильтры, да и трубы там получше, люди воду, скажем так, для внутреннего употребления, покупают. А у нас ситуация еще круче. Невозможно сменить все старые ржавые трубы города на экологически чистые алюминиевые или пластиковые. Потребуются колоссальные затраты. Установить каждому дома водоочищающий фильтр тоже не получиться. Фильтр от НПО «Альтернатива», рекламируемый на ТВ, не всем доступен, цена на него в среднем $2 тысячи.
Кипячение не может оптимально очистить воду от вредных примесей. Вода должна кипеть минимум 10—15 минут, а мы привыкли сразу выключать, как только закипит. А сейчас в связи с подорожанием электроэнергии это все более и более оправдано.
Самое страшное в том, что кипячение спасает только от дизентерии. А остальные вредные примеси остаются. От такой инфекции, как дифтерия, кипячение не спасает. Для того чтобы спастись от нее, воду нужно кипятить не менее получаса. Это не только невыгодно, но и неудобно. Если вся Америка и Канада покупают чистую воду и живут, не болея, то почему мы не можем себе позволить то же самое?
Наша чистая вода будет очищаться шестью разными фильтрами. Будут удаляться пыль, ржавчина, соединения тяжелых металлов, ультрафиолетовые фильтры будут обеззараживать воду. Вся эта очистка, естественно, будет проходить без применения хлорки. После всей этой серии очисток будет получаться обыкновенная чистая вода годная к употреблению. Примерно 1 декабря подойдут контейнеры с необходимым оборудованием, и работа закипит.
Стоимость нашей воды будет невысока. Десятилитровая канистра будет стоить всего $2. Потребность одной средней семьи в месяц в такой воде будет составлять в среднем восемь таких канистр. Я не думаю, что 80—70 тысяч рублей за здоровье в течение месяца это такие уж большие деньги. Эта программа, как и все что я делаю, рассчитана на средний класс.
* * *
— Само собой есть вероятность, что эта услуга может показаться слишком диковинной для нашего потребителя. Прямо завтра никто у нас покупать эту воду не будет. Никто, к сожалению, не побежит к нам с бидоном, и никто в драку, стоя в очереди за нашей водой, не ввяжется. Все это будет не быстро и не легко. Но, учитывая, что мы не первый день работаем и какие-то накопления имеем, мы можем себе позволить давать рекламу три, пять, шесть месяцев.
Надо провести разъяснительную работу среди населения. Мы прекрасно понимаем, на какой риск идем. Торговля чистой водой не будет бизнесом, приносящим моментальную прибыль. Эта не куриные окорочка и не сахар. Тем не менее вложения в этот проект мы делаем очень серьезные. Только для организации работы двух точек по очистке воду требуется сумма порядка $60 тысяч.
Мы заручились поддержкой краевой санэпидемстанции. Многие врачи идут нам навстречу в наших начинаниях. Понимают, что вода заражена, грязная, одним словом, негодная, но ничего поделать не могут. Потому что другой воды нет. Ведь невозможно закрыть все рестораны и столовые из-за этого. Поэтому врачи готовы выступать с интервью, объяснять, что это такое. Доказать народу, что он должен быть здоровым, мы сумеем. Наконец, я полагаю, что наши люди не настолько бескультурны, чтобы не понимать, как важно заботиться о своем здоровье. И это вселяет в нас уверенность в верности выбранного пути. Тем более что все просчитано.
* * *
— Возьмите такую популярную в последнее время «Монастырскую» воду. Объемы ее продаж сегодня через сеть коммерческих киосков очень велики. А ведь полтора литра ее стоят шесть— семь тысяч рублей. 10 литров нашей воды будут стоить девять тысяч. И покупают «монастырку» не столько потому, что она газированная, а потому, что чистая и ее спокойно можно пить.
* * *
— Два года назад мы приняли участие в общественной организации «Форум». Это организация, цель которой — осуществлять помощь студентам, ученым, всячески поощряя их деятельность. Она поддерживает различные научные проекты, короче, благотворительная организация. Я участвую в совете, как представитель своей фирмы. Эта организация позволяет бизнесменам общаться с друг другом не на уровне бизнеса, а на уровне культуры. Это своего рода гуманитарный фонд. Участие в делах «Форума» всегда строится на добровольных началах. Никакой обязаловки. Можете помочь — хорошо, нет — ничего страшного.
* * *
— Как руководитель я многого хотел бы еще добиться. Я, пожалуй, больше руководитель, чем коммерсант. Я всегда говорю, что не торгую, а руковожу. Для торговли у меня работает коммерческий директор, знающий обстановку на рынке, ведающий товарами. Для ведения калькуляций у меня есть бухгалтер. А моя задача — направить людей, организовать их, быть за них в ответе. Я всегда учитываю в работе так называемые мягкие факторы в бизнесе, например национальный характер русского человека. От этого никуда не денешься. За долгие годы мы привыкли к безалаберности, и теперь расставание с таким мировоззрением происходит чрезвычайно болезненно. Долгое время я не мог убедить некоторых своих работников в том, что нельзя продавать недоброкачественный товар. Пока они сами не поняли это...