Во Владивосток из Москвы в командировку приехал Игорь Иванов. Тезка и однофамилец экс-министра иностранных дел. Тоже величина, хоть и меньшая. В недавнем прошлом один из вице-губернаторов Приморского края. Сегодня — «человек Дарькина» в высших эшелонах власти, руководитель второго по значимости (после бюджетного) комитета в верхней палате парламента.
«Я доступен для старых друзей»
— Вас назначили представителем губернатора Приморского края в Совете Федерации. Спустя некоторое время — заместителем председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности. Сделав столь стремительную карьеру в высших эшелонах власти, вы остались для старых друзей прежним?
— Абсолютно. Тот, кто забывает прошлое, не имеет будущего. Моя карьера, деятельность не сказываются глубинно на отношениях с друзьями. Все по-настоящему ценное, что есть у человека, — его семья и друзья. Нужно дорожить этим.
— Допустим, кто-нибудь из моряков (см. «анкету» г-на Иванова. — Прим. «К») предложит вам «выпить рюмочку, вспомнить былое»...
— Так и происходит всякий раз, когда я приезжаю во Владивосток. Особых ограничений нет, но мешает в первую очередь занятость. На сегодняшний день, как бы сильно я ни хотел, у меня нет физической возможности для тесного общения.
— Чего вам недостает в столице?
— Моря. Я очень люблю море, хотя родился в Сибири. Не думал, что так к нему привыкну.
— А к жизни в главном городе страны привыкли? Чувствуете себя москвичом?
— Ощущения от Москвы для меня не новы. Я временно прописан там с 1999 года. Что касается условий жизни, то из соцпакета чиновника довольствуюсь только служебным автомобилем и возможностью бесплатного проезда по стране. Проживаю в собственной квартире.
«Мой кабинет меньше, чем у Манилова»
— Какое наследство вам досталось от предшественника? (Иванов сменил на посту представителя главы региона в Совете Федерации Валерия Манилова. — Прим. «К»)
— Кабинет я попросил на Большой Дмитровке, в основном здании Совета Федерации. Считаю, что для эффективности работы там помещение лучше, хотя оно и меньше, чем на Новом Арбате, где работал Манилов. В верхней палате российского парламента Валерий Леонидович отстаивал главным образом интересы приморского ВПК. Мой профиль — экономика.
— В числе прочих представителей власти вы побывали на площадке приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК) «Пограничный — Суйфэньхе», который краевая администрация обещает сдать в 2005 году. Насколько перспективен этот проект?
— Он амбициозный, во времени «долгоиграющий» — на несколько десятилетий. Суммарные затраты оцениваются на уровне $69 миллионов. ЗАО «Информационно-аналитическое агентство «Приморье», выступившее движущей силой проекта с российской стороны, намерено соблюсти паритет в инвестициях: 50% даст Китай, 50% — Россия. Поскольку государственных инвестиций на строительство ПТЭК не предусмотрено, администрация края сейчас разрабатывает программу — на какой основе привлекать средства отечественного бизнеса? Ведь сегодня через Пограничный в Суйфэньхе едут не только из Приморья, а из всех регионов Дальнего Востока — от Якутии до Камчатки.
«Надо сработаться с министром транспорта»
— Каким образом проводящаяся сегодня реструктуризация правительства отразится на вашей работе? Теперь представителям регионов придется обивать пороги не только министерств, но и федеральных служб и агентств?
— Убежден, что новая система управления будет эффективнее с точки зрения прохождения команд по принятию решений. Полномочия, данные министерствам, отнесены к уровню вице-премьера. Руководители федеральных служб — это министры, и решения, которые они принимают, будут выноситься в правительство. Отраслевым министерством для меня является Минэкономразвития. Уровень работы Комитета Совета Федерации по экономическому развитию предпринимательства и собственности затрагивает как министра, так и его замов и, конечно, руководителя управления департамента. Поэтому вопросы, которыми я занимался в администрации края, как бы транспарентны тем вопросам, которыми я занимаюсь в Совете Федерации.
— Придется наводить мосты с новыми ключевыми фигурами?
— Вряд ли. Основная часть работающих сегодня руководителей департаментов и управлений, заместителей министров останется. Это первое. Во-вторых, есть новый министр транспорта. С ним, я согласен, мне необходимо и важно выстраивать рабочие отношения. А в сфере экономики и финансов я не вижу больших изменений.
— Как поведут себя персоналии?
— Думаю, они сосредоточат внимание на тех задачах, которые решали ранее. Административная реформа сводится к тому, чтобы эффективнее принимать решения и выполнять их в сжатые сроки. Возможна какая-то коррекция, но я не думаю, что вдруг понадобится делать что-то заново, с чистого листа.
— Кстати, о листе. Центральные газеты писали, что в правительстве Касьянова бумага с решением по тому или иному вопросу проходила до 600 согласований. Как вы полагаете, в ходе административной реформы эта цифра уменьшится?
— Думаю, в два—три раза. Это хороший минимальный показатель.
«Всегда буду заниматься экономикой»
— Ваша нынешняя должность представляется вам последней?
— Когда меня пригласили на должность вице-губернатора, курирующего внешнеэкономическую деятельность, транспорт, связь и туризм, это виделось как благо. Потом, отработав во власти чуть больше трех лет, я определил для себя горизонт, который виден с окончанием срока губернатора Дарькина, ведь в Совете Федерации я представляю его интересы. Что потом? Для меня понятно, что я всегда буду заниматься экономикой. Потому что мне это интересно. Потому что я трачу на это все свое время, включая свободное. А вот в каком качестве... Я думаю, это вопрос значим, но со временем его можно оценить по-разному.
— Иванов-чиновник и Иванов-экономист — они антагонисты или фигуры, дополняющие друг друга?
— Думаю, что сегодня у них однонаправленные векторы.
— Ваш идеал современного чиновника?
— Прежде всего, он должен быть эффективным менеджером. Президентские и другие обучающие программы, запущенные 10 лет назад, изменили представление об управленческой деятельности. Например, управление объектами и бизнесом и управление проектами — это разные вещи. Наш концептуальный подход — управлять именно проектами, и в этом есть глубокий смысл. Премьер сказал об этом, назначая министром транспорта и связи Игоря Левитина из «Северстальтранса»: «Он был эффективным бизнесменом, а сегодня пусть поработает на страну в качестве эффективного государственного чиновника».
— Тенденция последних лет — активное стремление руководителей крупных компаний занять властные посты. Чем, по-вашему, это объясняется? Желанием отстаивать интересы в первую очередь собственного бизнеса? Или кадровым голодом в структурах власти?
— Раньше бизнес воспринимал власть как некий инструмент, который не досягаем для него, и выстраивал отношения с нею, следуя партийным методам и соответствующему стилю управления. Сегодня масштабный бизнес становится социально значимым, и решение задач, которые обеспечат во власти правила игры для этого бизнеса, становится важным для людей, которые им занимаются. Поэтому они идут во власть. По-моему, это очень хорошо — иметь опыт работы в бизнесе, затем во власти — как, в принципе, во всем мире и происходит — и снова возвращаться в бизнес. От этого экономика страны будет выздоравливать, социальные проблемы — выравниваться, а жизнь простых людей — становиться лучше.
БЛИЦ
— Сколько длится рабочий день сенатора Иванова?
— Не менее 12 часов.
— Вы спортивный человек?
— Зимой два раза в неделю встаю на лыжи. 10 – 20 километров коньковым способом — хорошо нагружает физически. Также люблю горные лыжи.
— Как поддерживаете форму летом?
— Занимаюсь бегом, посещаю спортзал.
— Избавились от вредных привычек?
— У каждого человека они есть. Важно знать, сколько их у тебя и как с ними бороться.