Игорь Иванов: «Внешнеэкономическая деятельность — это то, что я хорошо знаю»

Человек из СовФеда об идеальном чиновнике, размере кабинетов и старой дружбе
из личного архива героя публикации | «Внешнеэкономическая деятельность — это то, что я хорошо знаю»
из личного архива героя публикации
АНКЕТА
Иванов Игорь Владимирович, 38 лет.
Место рождения: Алтайский край, город Бийск.
Образование: Академия народного хозяйства при правительстве РФ (Москва, 1994); ДВГМА, специальность «менеджмент» (1998); гуманитарный университет им. Натальи Нестеровой (Москва, 1998), кандидат психологических наук (2002).
Карьера: после срочной службы в Афганистане (участник боевых действий, 1983-1985) приехал в Приморье. Докер-механизатор во Владивостокском морском торговом порту, матрос на судах ДМП (1986). С 1989 г. — в торгово-промышленных компаниях края. С 1996 г. — председатель совета директоров ОАО «Владхлеб». Вице-губернатор (2001), первый вице-губернатор Приморского края (2003). Представитель губернатора в верхней палате федерального собрания, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности (2004).
Состав семьи: жена, сын 15 лет и дочь 11 месяцев.
Главное личное достоинство: работоспособность.
Главный недостаток: иногда курю.
Кем мечтал стать в детстве: руководителем. Хотел командовать — кем и в каком качестве, не важно.

На прошлой неделе Владивосток посетил Игорь Иванов. Тезка и однофамилец экс-министра иностранных дел. Тоже величина, хоть и меньшая. В недавнем прошлом один из умнейших и образованных вице-губернаторов Приморского края. Сегодня — «человек Дарькина» в высших эшелонах власти, руководитель второго по значимости (после бюджетного) комитета в верхней палате парламента. Побывав в городе, который стал для него карьерным трамплином, господин Иванов дал эксклюзивное интервью «К».

«Я доступен для старых друзей»

— Три месяца назад вас назначили представителем губернатора Приморского края в Совете Федерации. На днях — заместителем председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности. Сделав столь стремительную карьеру в высших эшелонах власти, вы остались для старых друзей «прежним»?

— Абсолютно. Тот, кто забывает прошлое, не имеет будущего. Моя карьера, деятельность не сказываются глубинно на отношениях с друзьями. Все по-настоящему ценное, что есть у человека — его семья и друзья. Нужно дорожить этим.

— Допустим, кто-нибудь из моряков (см. «Анкету» господина Иванова. — Прим. авт.) предложит вам «выпить рюмочку, вспомнить былое»...

— Хочу подтвердить, что так и происходит всякий раз, когда я приезжаю во Владивосток. Особых ограничений нет, но мешает, в первую очередь, занятость. На сегодняшний день, как бы сильно я ни хотел, у меня нет физической возможности для тесного общения. И все же я вполне доступен для старых друзей.

— Чего вам недостает в столице?

— Моря. Я очень люблю море, хотя родился в Сибири, и не думал, что так к нему привыкну.

— А к жизни в главном городе страны уже привыкли? Чувствуете себя москвичом?

— Ощущения от Москвы для меня не новы. Я временно прописан там с 1999 года. Что касается условий жизни, то из соцпакета государственного чиновника высокого уровня довольствуюсь только служебным автомобилем и возможностью бесплатного проезда по стране. Проживаю в собственной квартире.

«Мой кабинет меньше, чем у Манилова»

— Какое наследство вам досталось от предшественника? (Игорь Иванов сменил на посту представителя главы региона в Совете Федерации Валерия Манилова. — Прим. ред.)

— Кабинет я попросил на Большой Дмитровке, в основном здании Совета Федерации. Считаю, что для эффективности работы там помещение лучше, хотя оно и меньше, чем на Новом Арбате, где работал Манилов. В верхней палате российского парламента Валерий Леонидович отстаивал главным образом интересы приморского ВПК. Мой профиль — это экономика, создание условий для развития тех или иных сфер деятельности, в том числе коммерческих.

— На своей первой пресс-конференции в качестве сенатора вы отметили, что особое внимание будете уделять транспортной инфраструктуре Приморья и развитию отношений со странами АТР.

— Хочу отослать ваших читателей к программе социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 годы «Тихоокеанская Россия». В ней мы четко структурировали направления, по которым экономика Приморья могла бы выйти на качественно новый уровень. Именно тем семи направлениям я и уделяю внимание концептуально. Что касается транспортной отрасли, то она всегда была моей специализацией. А внешнеэкономическая деятельность — это то, что я хорошо знаю.

— В какой степени положения упомянутой вами программы реалистичны?

— Было бы некорректным подходить ко всем стратегиям, которые создаются на территории Российской Федерации, с точки зрения их реализации в стопроцентном объеме. Они выполнялись с разным процентом — от 30 до 60-80. Правильнее утверждать, что эти стратегии должны быть скорректированы во времени. Внешняя среда, мир в целом меняются очень быстро. В этом смысле условия и факторы, которые будут влиять на решение поставленных задач через 5-10 лет, концептуально прописаны в нашей стратегии. Это некий альтернативный маршрут, по которому нужно двигаться экономике края. Разрабатываются сырьевые программы, есть сроки и задачи, которые определил губернатор. И в рамках данных программ будет реализован этот посыл.

— В числе прочих представителей власти вы побывали на площадке Приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК) «Пограничный — Суйфэньхе», который краевая администрация обещает построить уже в 2005 году. Насколько, по вашему мнению, перспективен этот проект?

— Он амбициозный, во времени «долгоиграющий» — на несколько десятилетий. Суммарные затраты оцениваются на уровне $69 миллионов. ЗАО «Информационно-аналитическое агентство «Приморье», выступившее движущей силой проекта ПТЭК с российской стороны, намерено соблюсти паритет в инвестициях: 50% даст Китай, 50% — Россия. Поскольку государственных инвестиций на строительство ПТЭК не предусмотрено, администрация Приморского края сейчас разрабатывает программу — на какой основе привлекать средства отечественного бизнеса? Ведь сегодня через Пограничный в Суйфэньхе едут не только из Приморья, а из всех регионов Дальнего Востока — от Якутии до Камчатки.

«Надо сработаться с министром транспорта»

— Нынешнее российское правительство строится на трех уровнях. Каким образом эта реструктуризация отразится на вашей работе? Что, теперь представителям регионов придется обивать пороги не только министерств, но и федеральных служб и агентств?

— Я убежден в том, что новая система управления в структурах федеральной власти будет намного эффективнее с точки зрения прохождения команд по принятию решений. Полномочия, данные сегодня министерствам, отнесены к уровню вице-премьера. Руководители федеральных служб — это министры, и решения, которые они принимают, будут выноситься в правительство и иметь отношение к его компетенции. Отраслевым министерством для меня является Минэкономразвития. Уровень работы комитета Совета Федерации по экономическому развитию предпринимательства и собственности затрагивает как министра, так и его замов и, конечно, руководителя управления департамента. Поэтому вопросы, которыми я занимался в администрации края, как бы транспарентны тем вопросам, которыми я занимаюсь в Совете Федерации сегодня.

— Не окажутся ли напрасными ваши прошлые связи? Не придется ли наводить мосты с новыми ключевыми фигурами?

— Вряд ли. Основная часть работающих сегодня руководителей департаментов и управлений, заместителей министров останется. Это первое. Во-вторых, есть новый министр транспорта. С ним, я согласен, мне необходимо и важно выстраивать рабочие отношения. А в сфере экономики и финансов я не вижу больших изменений.

— Как поведут себя персоналии?

— Я думаю, что все они сосредоточат внимание на тех задачах, которые решали ранее.

Административная реформа сводится к тому, чтобы эффективнее принимать решения и выполнять их в сжатые сроки. Никто сегодня не говорит, что программа развития России до 2010 года — концептуально и во внешней политике — претерпит изменения.

Курс страны, как подчеркнул президент, не меняется. Мы говорим о том, что главная составляющая всех реформ — экономическая. Поэтому все, кто сегодня обличен властью и полномочиями, в их числе новые люди, будут заниматься тем же. Возможна какая-то коррекция, но я не думаю, что вдруг понадобится делать что-то заново, с чистого листа.

— Кстати, о листе. Центральные газеты писали, что в правительстве Касьянова бумага с решением по тому или иному вопросу проходила до 600 согласований. (Господин Иванов понимающе кивает.) Как вы полагаете, в ходе административной реформы эта цифра уменьшится насколько?

— Думаю, в два-три раза. Это хороший минимальный показатель.

«Всегда буду заниматься экономикой»

— Ваша нынешняя должность представляется вам последней?

— Когда меня пригласили на должность вице-губернатора, курирующего внешнеэкономическую деятельность, транспорт, связь и туризм, это виделось как благо. Потом, отработав во власти чуть больше трех лет, я определил для себя горизонт, который виден с окончанием срока губернатора Сергея Дарькина, — ведь в Совете Федерации я представляю его интересы. Что потом?.. Для меня понятно, что я всегда буду заниматься экономикой. Потому что мне это интересно. Потому что я трачу на это все свое время, включая свободное. А вот в каком качестве... Я думаю, этот вопрос значим, но со временем его можно оценить по-разному.

— Иванов-чиновник и Иванов-экономист — они антагонисты или фигуры, дополняющие друг друга?

— Я думаю, что сегодня у них однонаправленные векторы.

— Ваш идеал современного чиновника?

— Прежде всего, он должен быть эффективным менеджером. Этого требует иная, нежели несколько лет назад, экономика. Президентские и другие обучающие программы, запущенные 10 лет назад, изменили представления об управленческой деятельности. Например, управление объектами и бизнесом и управление проектами — это разные вещи. Наш концептуальный подход — управлять именно проектами, и в этом есть глубокий смысл. Премьер сказал об этом, назначая министром транспорта и связи Игоря Левитина из «Северстальтранса»: «Он был эффективным бизнесменом, а сегодня пусть поработает на страну в качестве эффективного государственного чиновника».

— Тенденция последних лет — активное стремление руководителей крупных компаний занять министерские посты. Чем, по-вашему, это объясняется? Желанием отстаивать интересы, в первую очередь, собственного бизнеса? Или кадровым голодом в структурах власти?

— Раньше бизнес воспринимал власть как некий инструмент, который недосягаем для него, и выстраивал отношения с нею, следуя партийным методам и соответствующему стилю управления. Сегодня масштабный бизнес становится социально значимым, и решение задач, которые обеспечат во власти правила игры для этого бизнеса, становится важным для людей, которые им занимаются. Поэтому они идут во власть. По-моему, это очень хорошо — иметь опыт работы в бизнесе, затем во власти — как, в принципе, во всем мире и происходит — и снова возвращаться в бизнес. От этого экономика страны будет выздоравливать, социальные проблемы — выравниваться, а жизнь простых людей — становиться лучше.

БЛИЦ
— Сколько длится рабочий день сенатора Иванова?
— Не менее 12 часов.
— Вы спортивный человек?
— Зимой два раза в неделю встаю на лыжи. 10-20 километров коньковым способом — хорошо нагружает физически. Также люблю горные лыжи.
— Как поддерживаете форму летом?
— Занимаюсь бегом, посещаю спортзал.
— Избавились от вредных привычек?
— Думаю, что у каждого человека они есть. Важно знать, сколько их у тебя и как с ними бороться.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ