Первый вопрос, который у меня всегда возникает, когда наc обязывают вводить ЕГАИС, онлайн-кассы, «Меркурий» или еще что-то подобное, — в чем смысл?
Недавно мне прислали шутку: «Где логика в России? Мы самая большая по площади страна, а машину припарковать негде». Единственное логическое обоснование у меня сложилось: эти нововведения под благими намерениями создаются для закрытия всех небольших магазинов и всего малого бизнеса; в чьих это интересах, остается лишь догадываться.
Мой магазин уже почти три года использует ЕГАИС, и я как владелец бизнеса испытал все «прелести» этой системы контроля, которая оказалась на деле сырой и недоработанной. Подключение к ЕГАИС — довольно дорогое удовольствие, на момент ее принятия один кассовый терминал стоил в среднем около 30 тыс. рублей. Создана она была для того, чтобы усилить борьбу с поддельным алкоголем, но возникает вопрос: личность, которая занимается торговлей контрафактом, вряд ли будет легализировать свою деятельность. А законопослушные игроки рынка обязаны нести тяжкое бремя всех этих нововведений.
По закону, розничная продажа пива не требует лицензирования, но если вы не поставили ЕГАИС, не можете торговать пивом — где логика? Вот пример: продажа каждой бутылки должна осуществляться в онлайн-режиме, в момент продажи кассовый терминал мгновенно отправляет данные в ЕГАИС, а в первые годы работы ЕГАИС мы были обязаны в жесткие сроки подавать декларации о продажах алкоголя и пива за квартал и год. Это колоссальный объем информации, и не каждый руководитель или бухгалтер мог это сделать. Рынок отреагировал мгновенно: появились специалисты по подаче деклараций — и за эту работу надо платить отдельно. За несдачу в срок деклараций — штраф. Мой магазин уже получил штраф, потому что просрочил сдачу декларации по продажам, причем сумма немаленькая — 50 тыс. рублей.
Или онлайн-кассы. На текущий момент действует закон о торговле, в котором четко написано: торговля сельхозпродукцией не требует применения ККМ с выдачей чека. Со вступлением 54-ФЗ в силу при продаже овощей, молока и т. д. каждый магазин должен выдать чек на бумажном носителе и в электронном виде. Возьмем формат торговли придомового магазина: это формат удобен для жителей, когда человеку нужно, условно, купить булку хлеба, литр молока и, допустим, килограмм картофеля — ему не надо ехать в большой магазин, стоять в пробках, искать место для парковки и наматывать километры по большим площадям за такой небольшой покупкой. Удобно? На мой взгляд — безусловно!
Так вот, согласно проведенному мной анализу, именно такие покупки составляют 90–95% всех продаж придомовых магазинов, павильонов. Где логика внедрения онлайн-касс для придомовой торговли? Много лет со всех средств массовой информации нам твердят: стране нужно развитие малого и среднего бизнеса, но без розничной торговли этот процесс невозможен! Наши приморские предприятия, производители продуктов, другие крупные поставщики получают ветеринарное свидетельство на сырье, из которого изготавливают продукцию сельхозназначения. Согласно закону о торговле, они могут продавать ее и без чеков — закон разрешает, к примеру, организовать лоточную торговлю такого товара.
Соответственно, возникает вопрос: зачем понадобилось внедрять онлайн-кассы? Во всех этих новых внедрениях я вижу только одно намерение — залезть в карман предпринимателю, а следовательно, населению страны, причем если сегодня очередное новшество вы используете бесплатно, через год может быть введена какая-то абонентская плата. Когда слышу заявления о том, что бизнесу хотят упростить жизнь, у меня появляется скептическая улыбка: с каждым годом появляются только новые сложности и контроль становится жестче. Много говорится о прозрачности, но как далеко мы можем зайти? Следующий этап — поход в магазин за хлебом с паспортом и со справкой из ЖЭУ, в присутствии контролера?
Корова дала молоко, его привезли на завод — потом мы будем маркировать каждую корову? Или каждую свинью? Чтобы снова все расходы в конечном итоге перелегли на карман покупателя?
Я знаком с ветконтролем за рубежом, когда ветеринары выдают сертификат один раз — на бойне, на мясокомбинате, и каждая партия товара получает отметку об этом сертификате на каждом ящике. Посмотрим на любой развитый азиатский рынок — Сингапур, Корею, Китай и другие страны. Например, Китай: множество небольших закусочных, кафе, в которых прямо в помещении содержатся куры — можешь заказать свежее яйцо или выбираешь курицу и тебе ее приготовят. Алкоголь в магазинах «Севен-элевен» продается? Продается. Для законной реализации достаточно купить лицензию на несколько лет, и вопрос будет закрыт. Акцизные марки в некоторых странах есть, но опять же они не касаются розницы — акцизную марку наносит производитель. А у нас — везде контроль: производитель — контроль, оптовик — контроль, розница — опять контроль! Это уже перебор!
В Приморье деревенские магазины отказываются от продажи алкоголя, потому что, во-первых, лицензия стоит очень дорого, во-вторых, не везде в селах есть Интернет. Система ЕГАИС, как и «Меркурий», требует постоянного подключения к Интернету, а у провайдеров случаются аварии. Нет Интернета — и я не могу продавать алкоголь, потому что разработчики ЕГАИС не предусмотрели выгрузку данных в какой-то специальный файл, не подумали о том, чтобы подстраховать предпринимателя. То есть я сейчас несу убытки из-за кабеля, порвавшегося у оператора. Можно иметь дублирующий выход в Интернет, платить второму провайдеру, только это двойные расходы. Для информации: цена на услуги провайдеров для магазина в три раза выше, чем для населения.
Если мы говорим о борьбе с контрафактом, любой человек может организовать, к примеру, ночную торговлю любым алкоголем, в том числе поддельным. Следовательно, ЕГАИС — неэффективная мера контроля, потому что она создает больше сложностей, чем пользы, как для предпринимателей, так и для контролирующих органов.
Усиление контроля в розничной торговле только усугубляет без того сложную ситуацию в небольших магазинах. В стране бушует экономический кризис, население экономит на всем, в том числе и на еде, а маленькие магазины сразу проигрывают конкуренцию по цене, так как все поставщики формируют отпускные цены в прямой зависимости от объемов продаж. Обратите внимание на большое количество уже закрытых магазинов, а один магазин — это как минимум 3–5 рабочих мест, и это целая отрасль, так как у всех производителей и крупных поставщиков существует огромный штат торговых агентов и службы доставки. Розница — это саморегулируемый рынок: конкуренция на нем большая, и покупатель пойдет туда, где чисто, красиво и не продается контрафакт. Самый главный контролер — это потребитель!
Президент говорит понятные и правильные вещи, но его указы не исполняются. Каждое утро для большинства трудоспособного населения главный интерес — это курс доллара к рублю, ведь из-за этого курса видно, насколько поднимутся цены в наших магазинах или насколько каждый россиянин станет беднее. Страна все покупает за рубежом, и не за рубли! Промышленности почти нет. Всю страну одевает и кормит Китай, будто нет у нас достойных фермеров и портных! Когда-то наша космическая отрасль была впереди планеты всей. Но мы не слышим больше о достижениях России в космосе, кроме непонятной мне системы ГЛОНАСС. И все эти проблемы имеют одни корни. Если в экономике страны ничего не поменяется, где будут работать наши дети? В Газпроме или «Роснефти» на всех мест не хватит.