2018-08-03T15:32:38+10:00 2018-08-03T15:32:38+10:00

«Здесь нельзя просто так купить машину и ставить ее возле дома»

А в выходные дни в этом известном городе не работают магазины

Восемь лет назад Даниил Пономаренко отправился из родного приморского города Артема учиться в Москву. Став ученым в области физики элементарных частиц, он теперь живет в Швейцарии и большую часть времени в году работает на Большом адронном коллайдере в Женеве.

«Ученые вообще очень много летают по миру. Всевозможные симпозиумы, конференции, школы и семинары, как правило, организуются в самых разнообразных и удивительных местах планеты. У меня прошлый год был не очень богат на конференции: всего 21 перелет и 4 поездки на поезде — в наших кругах это считается мало, — рассказал Даниил Пономаренко. — Есть ощущение, что некоторые профессора и лидеры научных групп просто живут в аэропортах и самолетах. Благодаря этому есть возможность посмотреть и сравнить разные страны.

Для богатых пенсионеров

Женева многолика. Она известна как «столица мира» — это название появилось благодаря штаб-квартирам ООН и Красного Креста; как научный центр — из-за лаборатории ядерной физики с Большим адронным коллайдером (CERN); как курорт вокруг озера Леман. Здесь проживают чуть менее 200 тыс. человек, более 40% которых — иностранцы. Вообще найти в Женеве «чистого» швейцарца довольно сложно, я знаю таких всего трех-четырех человек, да и то двое из них живут не в Женеве, а в соседнем городе Лозанне.

Мультинациональность и мультикультурность - на каждом шагу: при абсолютной миролюбивой атмосфере — совершенно нормально увидеть за одной барной стойкой мирно общающихся представителей разных наций. И все же при всей своей интернациональности Женева умудрилась сохранить особый дух и колорит.

После шести лет проживания в Москве в Женеве мне кажется довольно скучно. Для кого-то Женева — олицетворение элитарности, витрина Швейцарии, а вот Достоевский писал: «Женева на Женевском озере. Озеро удивительно, берега живописны, но сама Женева — верх скуки». Именно из-за сложившегося образа стерильного, правильного, скучного города — средоточия дипломатии, финансовой и часовой индустрии — Женева не пользуется большой популярностью среди туристов.

Если сравнивать Женеву с другими европейскими городами, где хорошо развита инфраструктура общественных пространств (удобные скамеечки, пешеходные улицы, скверы, набережные), даже если сравнивать с Москвой, которая последние три года ничем не уступает в этом Европе, Женева очень сильно проигрывает, несмотря на высокую концентрацию высококлассных горнолыжных курортов. Здесь много баров, ресторанчиков на любой вкус, с десяток парков, где народ большими компаниями проводит время — жарит барбекю, играет в волейбол, но нет такого драйва, как в больших мегаполисах.

Швейцария — одна из самых безопасных стран мира. Здесь дети спокойно катаются по городу на велосипедах в позднее время. Если вас не застанут дома при доставке товара, заказанного через Интернет, его просто оставят под вашей дверью. Но самое интересное — оплата при этом происходит только после того, как вы получили товар в руки (!). Здесь по умолчанию считается, что любой человек — честный и порядочный.

Словом, в Женеве хорошо проводить богатую старость. Но пока ты молод и энергичен — лучше жить в другом месте. Поэтому Женеву я не рассматриваю как постоянное место жительства, склоняюсь к Амстердаму. Там так же аккуратно, как и в Швейцарии, но есть море. Коллеги также советуют посетить Ванкувер в Канаде и район Бруклина в Нью-Йорке, где отслеживаются отсылки к Амстердаму.

Национальные особенности

У коренных швейцарцев я наблюдаю очень высокую национальную сознательность, педантичность, щепетильность, большое внимание к деталям. Здесь действуют выверенные годами, работающие законы, за нарушения которых введены высокие штрафы, а если ты, например, превысил допустимую скорость на дороге, то можно даже угодить в тюрьму.

Швейцарцы очень любят страховки, есть даже страховка на случай, если на тебя подадут в суд (она должна покрыть все твои судебные издержки). Страховки — не самое дешевое удовольствие, обычно на них уходит четверть зарплаты. Но тем не менее здесь придумали их на все возможные ситуации.

Здесь гораздо проще с бюрократией. Подавляющая часть вопросов решается по телефону или через электронную почту. Начиная от заключения контракта на аренду жилья и заканчивая оформлением страховки на автомобиль — просто нужно позвонить в страховую компанию, сказать, что купил машину, назвать номер. Через некоторое время ты получаешь по электронной почте договор, который ты должен подписать, отсканировать и так же по почте отправить обратно. Все просто.

В Швейцарии нет постоянно действующей армии. Существует мобилизационная система — все мужчины военнообязанные и проходят раз в год какие-то тренинги. Это выглядит очень забавно, когда едешь, к примеру, в поезде, а вокруг тебя люди в форме и с автоматами, которые при этом совершенно дружелюбно и радостно общаются. Об оружии: в безопасной Швейцарии практически у всех оно есть.

Еще что меня постоянно удивляет: я часто провожу время в Альпах и вижу много маленьких детей, которые очень неплохо носятся по горнолыжным склонам. В местных школах, кстати, один из предметов программы — занятия на лыжах в Альпах. Было бы прикольно сделать что-нибудь подобное во Владивостоке, но только связанное с морем.

Транспорт

В этой стране абсолютная педантичность ко времени приезда и отъезда транспорта: если какой-нибудь поезд из Германии едет через Швейцарию и опаздывает на пару часов, его просто останавливают где-нибудь на границе, высаживают всех пассажиров и говорят: «Этот поезд опоздал на несколько часов. Если мы пустим его дальше по Швейцарии, он собьет нам все графики движения. Ваши билеты действительны, просьба продолжить путешествие другими нашими поездами».

В свое время Женева ввела высокую плату за парковку в городе. Нельзя просто так купить машину и ставить ее возле дома, где вы живете, — за это нужно платить порядка 250 долларов в месяц. Есть бесплатные места для парковки, но их довольно сложно найти, и занимают их очень быстро. Ограничивая таким образом въезд автомобилей в город, власти оберегают застройки XV–XVI века. Вопрос передвижения здесь решает очень хорошо развитая система общественного транспорта. Доехать куда-либо на трамвае, автобусе или троллейбусе не составляет никакой проблемы. Нужно лишь открыть мобильное приложение с графиком движения транспорта. Что-то подобное сейчас есть в Москве. Жаль, не во Владивостоке.

В Женеве популярны велосипеды, для езды на этом транспорте отлично организована инфраструктура: начиная с велодорожек и парковок для велосипедов и заканчивая специальными нишами для крепления в поездах. Конечно, количество велосипедов в Женеве не идет ни в какое сравнение с Амстердамом.

Ложка дегтя

Самый главный минус, с которым я сразу же столкнулся, когда впервые приехал в Женеву (а было это в субботу), — в выходные дни здесь не работают магазины. Женева просто вымирает. Все жители разъезжаются — кто в горы, кто в Италию. Выручают магазинчики на заправках или вокзалах.

И да, в Швейцарии все очень дорого. Проживание с питанием — основная статья расходов. Недорогих хостелов тут практически нет. В Женеве находятся штаб-квартиры множества международных организаций, поэтому приток людей постоянен, а сравнительно недорогие номера разбирают очень быстро. Понятия сезонных цен тут не существует — дорого всегда, просто в некоторые периоды становится еще дороже.

Что еще для меня, как приморца, важно — в Женеве есть горы, но нет моря. За морем приходится ездить на автомобиле в Италию, летать в Испанию. Не хватает пян-се и «Милкиса», как бы странно это ни звучало. В Москве, кстати, недавно появилась сеть по продаже пян-се, и это здорово, этакая экспансия через Владивосток. А «Милкис» мне привозят из Сеула друзья по работе.

Еще в Женеве мне не хватает спортивных японских авто. Здесь вообще проблема со спортивными автомобилями, поскольку гонки в Швейцарии запрещены, и, самое главное, такие автомобили обходятся крайне дорого владельцам, поскольку на них очень высокие налоги и дорогие страховки. Тем не менее на дорогах здесь все равно не скучно — очень много европейской классики: BMW, Mercedes, всевозможных раритетных автомобилей всех цветов и оттенков.

О Приморье

Приморье для меня — это такой собирательный образ: море, большие расстояния, чайки, тигры, дикий коктейль природы северных и южных широт (лианы на елках — это что-то крышесносное), высокая тропическая влажность и необходимость «дышать жабрами», огромные медузы в море, прыжки со скал. Абсолютно сумасшедшая атмосфера в августе, когда во Владивостоке начинается лето и люди наконец-то двигаются на моря. Это что-то очень крутое. Люблю Приморье и буду стараться приезжать сюда из любой точки мира».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ