Интересы Москвы в восточном направлении превосходят тактические задачи приграничной торговли. В этом контексте властям следует с большим вниманием относиться к внерегиональным игрокам, участвующим в экономике Дальнего Востока. В особенности Индии.
Тихоокеанская Россия вовлечена множеством связей с «китайской и японской цивилизациями». Соседние страны, за исключением Северной Кореи, составляют основу внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока. Но если говорить о других крупных экономиках, особенно в условиях санкционного давления со стороны ряда государств ЕС и США, то прежде всего стоит вспомнить об Индии.
Индия несколько повысила свою экономическую активность в ДФО. Если доля этой страны в структуре экспорта в 2012 г. составляла 2,8%, то в 2016 г. — 4,4% (в абсолютном выражении составило 818,2 млн долларов). Импорт из дальневосточных регионов в 2016 г. составил всего 27,7 млн долларов, или 0,48%. Причем если объем внешней торговли России и Индии в 2017 г. начал возрастать, то в ДФО он практически не изменился. За 11 месяцев 2018 г. экспорт составил 661,5 млн долларов США (2,7% от общего объема экспорта). Импорт — 38,7 млн долларов, или 0,7%. По отношению ко всему объему российско-индийской торговли относительные показатели такого же товарооборота в ДФО, согласно предварительным оценкам, равнялись 7,5% в 2012 г., 11% в 2016 г. и 9% за 2018 г. Все это выглядит «крохами» для седьмой (Индия) и одиннадцатой (Россия) экономик мира.
Индийский бизнес сделал первые шаги в Тихоокеанской России и ожидает определенных результатов. Тем не менее то, что в течение пяти лет экономический потенциал российско-индийского сотрудничества на Дальнем Востоке РФ реализован по остаточному принципу, говорит о том, что необходимо донастраивать сложившиеся деловые отношения. Кроме того, присутствие Индии в Северо-Восточной Азии стабилизирует политическую ситуацию в регионе. Никто не ожидает, что Индия не даст японцам претендовать на Курилы, но напряженность вопроса снизит. Надо расширять сотрудничество.
Чем больше иностранных компаний и партнеров у нас, тем более диверсифицирована экономика. Индия — одна из крупных экономик, у страны есть свои геополитические амбиции. Никто не умаляет важность партнерства с ближайшими соседями: КНР, Южной Кореей, Японией. Но почему не работать с индийским бизнесом, который более лоялен к России, чем европейский или американский?
Участие индийских компаний в горнорудной отрасли ДФО РФ, на предприятиях судостроения, фармацевтики, в лесопереработке и сельскохозяйственной отрасли вместе с расширением участия в нефтегазовых проектах и обработке алмазов положительно повлияет на валовой региональный продукт. Индии участие в перечисленной экономической активности способно дать дополнительное оперативное пространство для крупных компаний, возможность усилить экспортную составляющую в рамках программы «Make in India» при замещении некоторых импортных позиций для России.
Следует отметить потенциал участия в военно-промышленном комплексе Тихоокеанской России и строительной отрасли, которая лишилась северокорейских рабочих из-за санкций, наложенных на КНДР. Большие перспективы имеет сотрудничество в науке и высшем образовании. Во всех упомянутых сферах индийская сторона имеет все шансы «подвинуть» основных участников внешнеэкономических отношений с ДФО и особенно позиции Китая в доле российского импорта. Если при этом будет достигнута договоренность о взаиморасчетах в национальных валютах, то индийские компании смогут занять лидирующее положение в торговле с Тихоокеанской Россией.
В свою очередь, политическая составляющая, по сути, является продолжением расширения экономического сотрудничества. Полагаю, что для Нью-Дели очевидно следующее: если Индия позиционирует себя как глобального игрока, направленность ее стратегических интересов должна ориентироваться в том числе на связи с государствами Тихоокеанского бассейна. В этом отношении развитие экономических связей укрепит культурное взаимодействие на Дальнем Востоке, даст новый импульс для военно-технического сотрудничества и придаст весомость планам руководства Индии по сотрудничеству с Сеулом, Пекином, Пхеньяном и Токио. Для России глобальная повестка в рамках двустороннего сотрудничества на Дальнем Востоке менее значима, но имеет важность непосредственно для укрепления партнерства Москвы и Нью-Дели.
В международной сфере нет дружеских отношений в чистом виде. Во внешней политике государства руководствуются своими национальными интересами. Но с момента появления независимой Индии в 1947 г. история российско-индийского сотрудничества может служить примером не только прагматики, но и действительно искренних отношений. В свою очередь, благодаря такому редкому сочетанию дружеского и прагматического подходов взаимодействие двух государств будет способствовать выстраиванию новой архитектуры безопасности в СВА, позволит решать с большим запасом прочности внутрирегиональные проблемы и станет залогом двустороннего сотрудничества по многим направлениям на следующие десятилетия.