Шурыгин Александр Анатольевич, 31 год.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: г. Владивосток.
ОБРАЗОВАНИЕ: в 1992 г. окончил ДВПИ по специальности "механик-машиностроитель".
КАРЬЕРА: с 1991 г. - коммерческая деятельность. 1996-98 гг. - заместитель директора Дальневосточного государственного морского заповедника. 1997 г. - один из инициаторов создания Фонда развития Дальневосточного государственного морского заповедника. Первый председатель. По сегодняшний день - член Попечительского совета. С 1998 г. по сегодняшний день - генеральный директор научно-производственного предприятия ООО "Компания Марипродукт". 2001-02 гг. - учредитель и один из организаторов Некоммерческого фонда социальной помощи жителям Первореченского района г. Владивостока. Первый председатель. Декабрь 2001 г. - кандидат в депутаты ЗаКСа Приморского края по округу № 12, в результате голосования жителей округа набрал наибольшее количество голосов. Май-июнь 2002 г. - кандидат в депутаты ЗаКСа Приморского края по округу № 12, повторные выборы.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, две дочери.
СЕКРЕТ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ: "Общение с дочерьми, вера в свою команду, отсутствие за прожитые 32 года поступков, порочащих меня".
Александр Шурыгин - из той когорты бизнесменов, которые, не имея солидного первоначального капитала и блата, имеют ум, порядочность и готовность к разумному риску. За годы правления собственным предприятием "Марипродукт" особых богатств не нажил. Его семья до сих пор живет на 8-м этаже блочной 9-этажки в отдаленном районе. Однако его главный капитал - честное имя предпринимателя, по одному звонку которого безо всяких договоров деловой партнер отправит на расчетный счет фирмы приличную сумму. И этот капитал - всего дороже. Сегодня фамилию Шурыгина можно видеть в списках кандидатов в Законодательное собрание Приморья.
Коммерсант управлял заповедником
- Самый интересный пункт вашей биографии, на мой взгляд, - работа в Дальневосточном государственном морском заповеднике. Проработав некоторое время, вы ушли. Почему?
- История довольно длинная. В 1996 году от сердечной недостаточности скончался мой отец, только-только разменяв шестой десяток, он стоял у истоков создания заповедника. Руководство предложило мне продолжить его дело на посту заместителя директора. И я не смог отказать, поскольку чувствовал огромную ответственность и гордость за отца. Дело в том, что мой отец долгое время вынашивал идею по выращиванию гребешка и морской капусты на экспериментальном участке заповедника в Хасанском районе, но претворить ее в жизнь не успел. Я закупил молодь гребешка и высеял ее там, где планировал отец, построил три опорных пункта по охране заповедника, сделал капитальный ремонт подсобных помещений. Академия наук взяла эти участки под особый контроль - сейчас здесь запрещен любой промысел. Таким образом, задача была выполнена, исполнены планы и замыслы отца. После этого уже не было смысла оставаться в заповеднике.
- Понятно, скорее всего, вам стало тесно и вы пустились "в свободное плавание", создав свою фирму "Марипродукт".
- Да, тем более что я не научный специалист. Компания у нас небольшая, количество ее сотрудников составляет десять человек. Мы поставляем рыбопродукцию в Кемеровскую область в два этапа: морем с дальневосточных портов в Приморье, затем - по железной дороге - дальше. Годовой грузооборот компании составляет 4-5 тысяч тонн. "Марипродукт" обеспечивает все хладокомбинаты указанного региона, в том числе Кемеровский, Новокузнецкий и Прокопьевский. Так уж пожелали наши деловые партнеры. Стоит заметить, что руководству этих хладокомбинатов поступает масса предложений и от других поставщиков Дальнего Востока, однако они предпочитают работать с нами. Поставка больших объемов такого вида продукции является очень сложным процессом, и что бы ни случилось, рыба должна оставаться в надлежащим виде. Мы несем полную ответственность за доставку груза. Форс-мажорные обстоятельства никого не интересуют.
- По складу своего характера вы не авантюрист? Случались ли в жизни ситуации, когда приходилось идти ва-банк?
- Нет, я не игрок. Поставить все на карту - я бы не сказал, что это глупо, в определенных ситуациях это оправдывает себя, но я бы так не сделал. Не мой стиль поведения. Я не делаю прыжков и скачков в своем развитии. "Мое" - мягкое, поступательное движение, но своим путем. Главное - ни быть ни на кого похожим.
- И даже в детстве не было кумиров? Какой "багаж" вы получили от родителей?
- Пусть это не звучит хвалебно, но я родился лидером, во мне всегда присутствовало желание управлять. Я унаследовал от отца эту черту, единственного человека, на которого стремился быть похожим. Он был спокойным, честным, уверенным в себе - и люди к нему тянулись. Однажды я услышал, как о нем отозвались: "большой, умный человек". Для меня, пацана, такая характеристика человеческих дел показалась идеалом, к которому я всю жизнь пытаюсь приблизиться. По большому счету, мы общались по душам, может быть, раза три в жизни. Он не из тех, кто много говорил, да и многое необязательно было проговаривать. Он уверял делом, своими поступками, жизнью. Считаю, что достаточно хорошо понимал его.
- Вас в детстве не дразнили "правильным"?
- Нет, я был нормальным подростком, занимался спортом: хоккей, волейбол, футбол, рукопашный бой... Конечно, не в ущерб школьным знаниям. Учился легко, но за пятерками никогда не гнался - не видел в этом смысла.
Улыбка дороже имиджа супостата
- Когда "тихий троечник" почувствовал в себе задатки лидера?
- Честно сказать, даже не помню. В 1992 году закончил институт и сразу начал работать самостоятельно. До работы в заповеднике некоторое время трудился в ООО "Востокрыбфлот", сейчас такого предприятия уже нет. Сразу - на руководящем посту, соучредитель. Но не считаю себя "чистым" лидером. Лидерство ведь подкрепляется единством рабочего коллектива, просто я чуть больше беру ответственности на себя. А в общем, мы команда.
- Считается, что руководитель должен уметь ударить кулаком по столу, чтобы повысить свой вес. Как зарабатывали авторитет?
- Я как раз не такой: ни разу не повышал голоса на подчиненных. Какой-то цели добиваюсь личным примером. Авторитет зарабатывал своей искренностью: никогда не боялся показать своего незнания или слабости. Поэтому в трудных ситуациях спрашивал совета у коллектива, выносил вопрос на обсуждение. Может быть, поэтому последнее слово коллектив оставляет за мной. И потом, я довольно часто пересматриваю свои убеждения, для начальника это не признак слабоволия, а проявление гибкости, приспосабливания к ситуации. Меня очень легко убедить в чем-либо. Если вижу, что не прав, признаюсь в этом. Признание своих ошибок происходит безболезненно. Сейчас ошибок делаю меньше, чем раньше. Все же с возрастом человек набирается опыта, гипотетически с годами неправильных шагов должно быть меньше.
- Вы просто идеальный руководитель. Неужели у вас нет недостатков? Что считаете своим козырем в работе?
- Нет, недостатки все же есть, иначе люди подумают, что я их ловко маскирую. Козырь - всегда хорошее настроение. Я просто не отказываюсь от того, что мне дает жизнь. Руководя фирмой, я остаюсь нормальным человеком. У многих работа занимает часть жизни или всю жизнь, я успеваю все - отправлять рыбу в Кемерово, заниматься детьми, ездить на рыбалку.
Как получается? Я не фанат работы, не трудоголик. Жертвовать своими личными привязанностями, добиваться цели какими-то страшными жертвами, сидя ночами в офисе, забросив семью - такого нет. Последний всплеск трудолюбия, припоминаю, был в институте, во время сдачи сессии, и то эти "жертвы", как их называют, я воспринимал легко, спокойно. Что касается преимуществ перед своими конкурентами в предвыборной кампании, то самым главным в своем арсенале считаю отсутствие силовых методов, угроз, всей этой дикости, которую я себе позволить не могу. Я не люблю, когда что-то делается грубо, отрицательно отношусь к черному PR'у, клеветать и обманывать - не мое.
- Ради чего вы могли бы изменить самому себе?
- Я вообще никогда не иду против себя. А цена... Дороги люди, семья, мама, друзья, поступиться ими, их жизнями я бы не смог. Ради достижения своих целей, амбиций - нет. Предпочту быть бедным, но греха на себя не возьму. Для меня материальное благо - далеко не на первом месте. Громкое имя... Я не придаю этому особое значение. Конечно, приятно, когда люди тебя узнают, но еще приятнее, когда тебя искренне благодарят. Я бы не хотел останавливаться в своих благих делах. Многие говорят: "Вот ты скоро станешь знаменитым и изменишься, как многие наши политики". Я их не пытаюсь убеждать в обратном... Спрашивая, они сами улыбаются. Не хотел бы в себе таких изменений, для меня это - самое страшное. Гораздо важнее, чтобы друзья, общаясь со мной, воспринимали меня как нормального человека.
В Думу - с библейскими законами
- Когда люди берут на себя обязательства за жизнь других, спрос с таких людей больше и жизненных сил им требуется больше, чем "простым" людям. Они как герои. Вы чувствуете уверенность в себе, выразив желание стать депутатом Законодательного собрания?
- Чувствую в себе потенциал и потребность в том, чтобы бороться за жизнь тех людей, которые работают в этом городе, где живут мои родители, мои дети. А то, что сил у всех разное количество, - это другой вопрос, но любая помощь, как говорят, зачтется. Кто-то сможет починить лавочку во дворе, а кто-то настоять на том, чтобы приняли его реформу. Как будет выглядеть добро, не имеет значения. Приносить его, помогать людям, не прося ничего взамен - очень тяжело морально и эмоционально, мне так кажется. Но потом тебе же от этого на душе легче. Не подумайте, что состою в какой-то христианской секте, это общечеловеческие законы жизни. Библию, кстати, так и не удосужился прочесть.
- Зачем вы идете в Законодательное собрание?
- Для меня очевидно, что краевой законодательный орган нуждается в притоке свежих сил, чуждых политики, которые бы занимались не раздиранием краевого бюджета на части, а его наполнением. Я предприниматель, коммерсант и уверен, что в Законодательном собрании нужно будет подходить к вопросам с хозяйственной позиции. Одно дело - где-то попросить средств, и совершенно другое - заработать их и отдать нуждающимся. Ведь тем человек и отличается от животного, что помогает слабому. Я считаю, что надо давать специальные стипендии отличникам, персональные пенсии - старикам. Я вижу пожилых людей, которым нужна помощь. Еще одна проблема - молодежь. Я вспоминаю свою юность: у нас в Первореченском районе были спортивные площадки, различные секции, у меня не было времени для улицы. Сейчас этого нет. Поэтому необходимо больше уделять внимания молодому поколению, ведь сегодня большинство предоставлено самим себе и, как следствие, попадают под негативное влияние.
- Чем поддержите человека, оказавшегося в трудной ситуации?
- Действием, реальным оказанием помощи. Я не знаю, как сейчас убедить людей голосовать за меня. PR в данном случае - слабый помощник. Надо доказать, что ты действительно что-то можешь, даже без большого финансирования. Для меня главное - показать людям, что я что-то смогу сделать для них, даже если у меня не будет депутатского мандата, просто, как обыкновенный человек.
- У вас есть конкретная программа?
- Безусловно. Я собираюсь разработать и вынести на обсуждение собрания проекты законов о поддержке жилищно-коммунального комплекса, адресной социальной помощи пенсионерам, инвалидам и матерям-одиночкам, а также здравоохранения, образования и молодежной политики. Следующий пункт моей программы - коренным образом упростить систему получения жилищных субсидий. Каким образом? Я считаю, что ее необходимо максимально централизовать. Для этого следует разработать и вынести на обсуждение Законодательного собрания проект соответствующего закона. Что касается своего района, то его в первую очередь надо благоустраивать, чем мы, собственно, и занимаемся до сегодняшнего дня. Придомовые территории, внутриквартальные дороги, уличное освещение на территории округа - все это нам под силу.
- Если вас выберут, способны ли вы изменить общественное мнение о политике как о чем-то грязном?
- Кстати, слышал о себе, что если я окажусь в Законодательном собрании, то о приморских политиках мнение изменится в лучшую сторону. Правда, я об этом не думаю. Думать надо о близких людях- я имею в виду простых людей, а не тех, с кем ты близок по социальному статусу.
- Вы достаточно молоды. Не станет ли это обстоятельство препятствием в достижении ваших целей?
- Я не считаю, что у наших политиков опыта больше, чем у меня. Я так же, как и они, учился жить в новой стране в условиях, и не думаю, что они понимают больше, чем я. Они также узнавали все заново. У меня нет проблем в общении со своими сотрудниками, старше меня по возрасту. Главное - чтобы человек добросовестно выполнял свою работу, здраво рассуждал.
- Понятие патриотизм в устах наших соотечественников сегодня звучит с долей сарказма. Как вы относитесь к такой реакции людей?
- Я бы родину никогда не променял, даже мысли такой не возникало. Конечно, со школьных времен понятие это сильно изменилось, раньше мы считали за счастье родиться в Советском Союзе, именно чувство патриотизма заставляло людей работать в малооплачиваемых местах. А в том бардаке, в котором живем, мы виноваты сами. Я люблю место, где я родился. Не представляю себе летний отдых без моря. Была возможность сравнить с морским отдыхом за границей, но наш, приморский, мне ближе.
- Вы упомянули рыбалку. Относитесь ли вы к тем людям, которые, достигая определенного уровня достатка, начинают следить за модой, в том числе за модой отдыха?
- Нет, определенно. Я, к примеру, люблю посидеть в кафе, попеть в караоке. Что мною движет? Свои собственные пристрастия, а не стремление засветиться в модной тусовке в общении с респектабельными людьми. Чтобы заниматься охотой, я не ждал, когда придет мода на этот вид отдыха. Я выезжаю очень часто на рыбалку, на природу не на джипе, а на уазике - мне кажется, он больше подходит для таких целей. И у меня нет стремления после рассказывать, где я был и как провел выходные, только ради того, чтобы показать, что в плане модного отдыха я не отстаю от других. Действую по велению души и сердца.
Оплачено из избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного собрания Приморского края избирательного округа № 12 А. Шурыгина.