Инесса Бабич: «Пиар можно назвать "искусством мозгов"»

Глава PR-агентства о престиже, политике и важности знакомств
из личного архива героя публикации | «Пиар можно назвать "искусством мозгов"»
из личного архива героя публикации
Анкета
Бабич Инесса Альбертовна
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: г. Райчихинск Амурской области
ОБРАЗОВАНИЕ: ДВГУ, факультет журналистики, спецфак "Общая и прикладная психология", аспирантура по специальности "Социология управления" ДВГУ. Стажировка в Японии: "Практика ведения внешней торговли".
КАРЬЕРА: председатель студенческого профкома ВГМУ, заместитель генерального директора Школы Бизнеса. Преподавательская деятельность, консультирование по вопросам стратегии и тактики предвыборных компаний, корпоративному имиджу, заместитель директора по связям с общественностью и развитию ИМО ВГУЭС. Директор по маркетингу и развитию киноконцертного комплекса "Иллюзион". Генеральный директор ООО "Эпикур". Декабрь 1999- январь 2001 гг. - генеральный директор ООО "PR-центр "Медиа-кит". С января 2001 г. по настоящее время - генеральный директор ООО "PR-агентство Бабич и Партнеры".
ХОББИ: коллекционирует нэцке, хохлому, гжель, редкие книги.
ДЕВИЗ: правило Юлия Цезаря: "Великие дела надо совершать не раздумывая, чтобы мысль об опасности не ослабляла отвагу и быстроту".
МЕЧТА: открыть свой джаз-клуб.
АВТОМОБИЛЬ: служебный.

"Мировой опыт на рынке PR и рекламы показывает благоприятную тенденцию в заключении контрактов на проведение PR и рекламных кампаний между PR-агентствами и компаниями. В России опыт такого сотрудничества наблюдается в столице и других крупных городах целое десятилетие. Зато рынок PR (связи с общественностью) Дальневосточного региона, который сейчас находится в стадии становления, судя по всему, преподносит немало сюрпризов. Каким он будет? На 100% это зависит от компаний, которые придут сюда раньше всех. Приоритетное право освоения и формирования рынка принадлежит именно им", - считает первый владивостокский специалист по связям с общественностью (PR) Инесса Бабич.

Разве для уважающей себя компании "имидж ничто"? - Не скажите! Иносказательно суть PR можно выразить в следующем: "... если из вас сделали Серого Волка, то переделать вас в Красную Шапочку уже нереально. Но развить образ до породистой восточноевропейской овчарки вполне возможно". 

PR - кропотливая работа на перспективу

- Инесса Альбертовна, чем связи с общественностью (PR) отличаются от рекламы?

- Реклама наиболее эффективна в том случае, когда необходимо продвижение товара, контакт с покупателем. Это сиюминутная прибыль. Реклама выступает одним из средств достижения стоящих перед PR целей. Рекламу определяют как "стратегию желания" в отличие от связей с общественностью "стратегией доверия".

Иными словами, цели и эффекты рекламы сиюминутны и узконаправленны, а цели PR - решать крупные стратегические задачи по взаимодействию с общественностью.

Привлечение PR-агентства для продвижения на рынке своих услуг - это, прежде всего, не только престижно, но и звучит как заявление о стабильности компании, ее основательности, прогрессивности и грамотной профессиональной политике руководства компании.

- Многие приморцы знакомы с понятием "PR", к сожалению, главным образом, только по политическим выборам, где связи с общественностью часто проявляются не с лучшей стороны. Каково ваше мнение по поводу политического PR? 

- Каждый строит собственное дело исходя из своей внутренней философии. Отношение к политическому PR, по меньшей мере, осторожное, несмотря на то что в последнее время спрос на эти услуги как никогда высок. Агентство не планирует делать ставку на данное направление. Если кто-либо из наших клиентов, находящихся на комплексном PR-обслуживании, захочет попробовать свои силы в политике, разумеется, его продвижением занимается наша компания.

Бизнес-PR - основная наша специализация.

- Какие профессиональные качества должны преобладать у специалиста по связям с общественностью? Дар убеждения, креативность или же все-таки стратегическое мышление и деловой подход? И вообще, PR - это больше искусство или бизнес?

- PR можно назвать "искусством мозгов". Исходя из этого, PR-специалисту необходимо прежде всего обладать организаторскими способностями, представительской внешностью, хорошим вкусом, умением управлять, быстро оценивать ситуацию и принимать правильные решения. PR - это не столько креативная работа, как многие считают, сколько организаторская. Творческое начало здесь присутствует, скорее, в самой разработке стратегической схемы. Конечно, креатив как таковой тоже необходим, но он накладывается уже на основу большой аналитической работы. Для PR-специалиста, предпочтительнее все-таки иметь экономическое или юридическое образование. Что касается меня, то, хотя у меня и филологическое образование, я всегда имела склонность к экономике и прикладной психологии и специализировалась именно по экономическим вопросам. Еще в студенчестве я публиковала много материалов о производственных проблемах приморских заводов. Мне всегда хотелось идти не по легкому пути, как большинство, а по сложному, где нужно думать, анализировать и принимать ответственные решения. 

- Насколько я знаю, не существует какого-то конкретного способа оценить качество PR-деятельности, и сам поиск критериев качества PR сравнивается с поиском мифического "философского камня", не так ли?

- В PR не существует четких оценочных критериев. Вложения - в престиж. И тем не менее результат всей PR-кампании, безусловно, есть, только он становится заметен в будущем. Создание положительной репутации - дело очень тонкое и кропотливое. И все же есть некоторые формальные показатели потенциальной успешности PR-деятельности, которыми и стоит руководствоваться клиенту при выборе PR-агентства. Эти показатели таковы: PR-агентство обязательно должно быть независимым - это значит, что его владельцами не являются ни средство массовой информации, ни рекламодатель, ни поставщики услуг. Такая независимость позволяет ему привносить в бизнес заказчика постороннюю объективную точку зрения. Имеют огромное значение профессиональный опыт и деловые связи сотрудников агентства, участие в рейтингах на федеральном уровне и даже форма собственности компании. Кроме того, для сотрудников данного агентства должны быть четко разработаны должностные инструкции, а для консультантов разработана система тестов, оценивающих их профессиональный уровень.

Самое восточное PR-агентство России 

- Существует ли у вашего агентства какая-то приоритетная специализация?

Это - инвестиционный PR. Соседство с Японией, Кореей и Китаем обещает Приморью и всему Дальнему Востоку определенные перспективы, проблема в том, как ими воспользоваться. Сегодня многие иностранные инвесторы готовы вложить ощутимые суммы в развитие наших предприятий. Сложность лишь в том, что наши компании не всегда умеют себя достойно подать. В связи с этим вспоминается эпизод, который произошел несколько лет назад на одном из заводов Приморского края. Я тогда работала по заказу для энергетического комплекса и очень много ездила по краю. Мы вместе с потенциальными инвесторами совершали экскурсию по заводу, и внимание иностранных гостей привлек сейф с огромным замком, скорее всего, их привлек именно этот амбарный замок. Начальник цеха, который проводил презентацию о надежности и перспективах развития завода, тут же прокомментировал: "Воруют у нас все, не успеешь оглянуться, вот и замки везде, только и это не помогает". Глава иностранной делегации, который до этого общался только через переводчика, в шоковом состоянии произнес на чисто русском языке: "Инесса, вы мечтаете заниматься PR-ом на Дальнем Востоке. Я уверен, у вас будет очень много работы". То ли пророчество сбывается, то ли мы хорошо работаем, но у нас действительно очень много заказов на разработку инвестиционных проектов, как от российских, так и зарубежных компаний, а это значит, что инвестиционный PR и наша помощь необходимы.

Именно этому был посвящен инвестиционный семинар "Иностранные инвестиции и их роль в развитии судоходных компаний Дальнего Востока". Его основной целью являлась презентация компании "Ардис", привлечение к ней внимания иностранных инвесторов. На протяжении подготовительного этапа мы разработали WEB-сайт, презентационные пакеты. В числе приглашенных на семинар были Николай Иванович Фокин - доцент кафедры экономики и финансов стран АТР, подготовивший совместно с японским студентом Кубота Коичи, который проходил стажировку в нашем агентстве, доклад об экспорте японского капитала и инвестиционной активности. Кстати, идея привлекать научный потенциал для разработки инвестиционных пакетов очень плодотворна и агентство собирается использовать ее и дальше.

Также в семинаре участвовали представители МИД во Владивостоке, представители администрации, комитета судоходства, портов, связи и транспорта администрации Приморского края, и атташе по вопросам экономики Генерального консульства Японии, менеджеры крупных дальневосточных компаний. Российским компаниям необходимы инвестиции, иностранные компании готовы вкладывать, но у них недостаточно информации об инвестиционном рынке России, отдельных компаниях, они просто не сориентированы в наших реалиях. Цель проводившегося семинара - познакомить эти две стороны друг с другом - несомненно, выполнена.

- "PR-агентство Бабич и Партнеры" занимает 71-е место среди 111 лучших российских PR-агентств, более того, московские эксперты называют вас "самым восточным PR-агентством России", прокомментируйте столь широкую известность.  

- Пожалуй, такая репутация нашего агентства - это еще один наглядный пример успешного пиара. "PR-агентство Бабич и Партнеры" буквально за год стало известным и авторитетным не только в Приморье, но и в столице, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Москвичи нас окрестили "самым восточным PR-агентством" не только потому, что мы первые профессиональные PR-специалисты на Дальнем Востоке, а еще и потому что мы прекрасно отдаем себе отчет в том, насколько важна инвестиционная привлекательность региона, и стремимся продвигать весь Приморский край на мировом рынке, и, помимо этого, активно выходим на PR-рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. PR-сопровождение и организация международной выставки "Старый друг, новый партнер - префектура Симанэ, Япония", посвященной 10-летнему юбилею со дня подписания Меморандума о дружбе и сотрудничестве между приморским краем и префектурой Симанэ; PR-сопровождение выставки икебаны и представления барабанной музыки Общества сохранения традиции искусства игры на барабане "Эдзо Дайко Кусиро-Хоккайдо" - вот наши акции. В условиях растущей конкуренции ориентация на японские компании может оказаться очень эффективной.

Мы не просто заявляем, что мы единственное региональное агентство полного цикла, занимающееся консалтингом и PR-ом, и хотим стать первыми на рынке, мы четко понимаем, в каком сегменте хотим лидировать, мы работаем!

На счету нашего агентства множество успешно проведенных промо-акций для компаний "Майский чай", "Сибирский чай", "Coca-Cola", "Braun" и так далее. Кроме того, мы впервые внедрили во Владивостоке такое новшество, как семинар для оптовиков, дающий возможность выгодно представить продукцию той или иной компании оптовикам.  

В настоящее время агентство интенсивно растет, значительно расширяя зону своего влияния. Уже сейчас мы имеем представительства в Хабаровске, Находке, Арсеньеве, Якутске, Москве, Санкт-Петербурге.

У нас есть опыт реализации совместных проектов с крупнейшей консультационной группой России - "ЮНИКОН/МС", клиентами которой являются Центробанк России, "Газпром", "Алроса". У нас была возможность оценить уровень консультантов при ведении совместных работ. И мы прекрасно понимаем, что за 2 года работы 71-е место из 111 лучших агентств России - это только начало.

- Несколько слов о корпоративном стиле вашего агентства.

- Поскольку мы занимаемся созданием имиджа для других, то в первую очередь сами должны быть воплощением совершенства имиджа, хорошего тона и выдержанного стиля во всем, начиная от расцветки офисных папок и заканчивая своим поведением и манерой общения. Наш корпоративный стиль я бы охарактеризовала как сочетание японской вежливости и тактичности, столичной сдержанности и деловой элегантности и, наконец, владивостокского жизнелюбия и терпимости к окружающим - мы стремимся брать все самое лучшее. Основной коллектив агентства составляет 7 человек, причем мы стараемся, чтобы это число сотрудников оставалось неизменным. Остальных специалистов - экспертов-консультантов, журналистов, юристов, маркетологов - мы приглашаем со стороны, причем обязательно учитываем их профессионализм. 

PR - ювелирное оттачивание ума

- Любая деятельность так или иначе накладывает свой отпечаток на личность человека. Какие "пиаровские" качества появились в вашем характере за три года работы?

- Благодаря PR я приобрела довольно много хорошего и ценного. Дар убеждения и коммуникабельность стали, пожалуй, еще ярче. Но самое главное, пожалуй, то, что PR - это постоянная работа ума, я бы даже сказала, его ювелирное оттачивание: стратегическое мышление, поиск нестандартных ходов - это как раз те "пиаровские" качества, которые никогда не бывают лишними в обычной жизни. И еще, у меня появилось желание делать из любого события праздник, презентацию, грандиозное шоу - будь то рождественская вечеринка дома или же просто покупка нового платья.

- Для вас самой "PR-агентство Бабич и Партнеры" - это больше промоушн своего имени или же самореализация в профессии?

- Прежде всего, это, конечно, самореализация. Если когда-то может быть и было стремление сделать громкое имя, то сейчас все эти "звездные болезни" уже далеко позади. Кроме того, когда в офисе непрерывно звонит телефон и постоянно произносят: "PR-агентство Бабич и Партнеры", добрый день!", то мое имя уже перестает принадлежать лично мне - оно становится "собственностью" компании, ее брэндом, а это, согласитесь, очень ко многому обязывает, и, прежде всего, самого директора. Я просто ОБЯЗАНА выполнять свою работу на "отлично", ведь за ней стоит мое имя. А россияне привыкли все-таки больше доверять имени и личности.

- Кем вы видите себя примерно лет через пять? Не планируете ли в перспективе перебраться в столицу?

- В Москву я люблю ездить в деловые командировки. В будущем, лет через пять, я уверена, что "PR-агентство Бабич и Партнеры" еще больше расширит сеть своих представительств по Дальнему Востоку и будет специализироваться преимущественно на PR-консалтинге. И войдет в первые ряды PR-агентств России.

Для себя же лично я предпочла бы быть всегда счастливой, любимой, богатой и независимой, и всех, кто обращается к нам, сделать такими же.