2019-04-30T11:57:43+10:00 2019-04-30T11:57:43+10:00

Владимир Макаренко: «Аудиофилия — это болезнь, чреватая большими тратами»

фото: А. Шеринберг |  «Аудиофилия — это болезнь, чреватая большими тратами»
фото: А. Шеринберг

В апреле мир отметил День музыкального магазина (Record Store Day). И пусть этот день (третья суббота апреля) празднуют лишь с 2008 г., он все же далеко не символический для целой индустрии: речь идет о стремлении множества производителей, продавцов и потребителей музыки разных направлений противостоять интернет-пиратству и, если брать шире, воспитывать в людях стремление к качеству. О различных аспектах аудиофильского потребления корр. «К» побеседовал с Владимиром Макаренко, экспертом Digital Hall во Владивостоке.

— Мне кажется, что большинство людей вообще не различит отличий в звуках из тех или иных аппаратов, которыми вы торгуете в своем магазине: поет и поет, ну, громче или тише — это максимум. Или я ошибаюсь?

— На слух можно различать даже влияние на звук различных проводов — межблочных и силовых. Звук — это такая штука: пока ты не послушаешь музыку в определенном качестве, то не поймешь. Но как только ты услышал, то уже не захочешь меньшего.

Конечно, каждый, кому это интересно в принципе, должен определить для себя сам — есть ли для него смысл экспериментировать. Шансон можно слушать и с айфона. А вот тем, кто любит классику, джаз или рок, в этом смысле жить непросто: улучшение домашней аудиосистемы, даже незначительное, может привести к приличным затратам. Рано или поздно человек, который идет по этому пути, задумывается, стоит ли дальше модернизировать или остановиться на том, что есть.

Аудиофилия — это серьезное увлечение, даже, можно сказать, болезнь, чреватая большими тратами. Некоторые постоянно обновляют систему, каждый год, десятилетиями.

— Не совсем понимаю, зачем тратить большие деньги на незначительные улучшения.

— Все дело в эмоциях! Когда человек открывает большую глубину музыки, он испытывает непередаваемые ощущения.

— Если говорить об аппаратуре класса Hi-End, то есть самой дорогой, где цены могут исчисляться десятками и сотнями тысяч долларов, то кто ваш покупатель?

— В основном это взрослые люди. Не обязательно богатые, но, конечно, и не самые нуждающиеся. Но и необязательно сразу покупать супердорогие вещи. Можно взять простой усилитель, потом осознать, что придется поменять аппаратную часть или колонки на более качественные, и далее потихонечку расти в этом деле. А самые дорогие вещи покупают, конечно, люди действительно понимающие. Их в Приморье не так мало, как может показаться тем, кто с этим миром никогда не сталкивался.

А вот за пластинками идут и молодые люди, порой еще с родителями.

— Насколько быстро устаревает музыкальная аппаратура?

— Вот, к примеру, японская марка перед вами. Колонкам примерно 10 лет, они в идеальном состоянии достались нам от первого владельца. Сейчас их цена на вторичном европейском рынке крайне высока. Это связано с определенными характеристиками звучания. Любопытно, что в этой сфере критерии качества порой довольно субъективны. Хотя в колонках такого типа стоят конденсаторы и прочие элементы из материалов, которые сейчас не производятся. Тем не менее цена зависит в том числе и от мнения в «тусовке» аудиофилов, которая, к слову, во всем мире немаленькая.

— Если человек купил аппаратуру еще 15 лет назад и его все устраивает, то есть ли смысл покупать новую за те же деньги? Может, технологии ушли далеко вперед, или принципиально другой звук будет доступен лишь за кратно большие суммы?

— Если у вас аналоговая система и вы делаете всю необходимую профилактику, то, возможно, достаточно лишь поменять иголку на проигрывателе. А вот с цифровой аппаратурой иначе. Например, кинотеатральное направление постоянно меняется: когда вышел стандарт Dolby Digital, это было революцией. А сейчас у нас Dolby Atmos, и все кинотеатры, построенные 20 лет назад, требуют изменения: выросло число колонок, усложнились процессоры.

Люди устали от MP3. Этот формат быстро взлетел на вершину популярности, но и так же быстро оттуда скатился по причине низкого качества звучания

— Как научиться разбираться во всем этом?

— Думаю, без помощи экспертов и магазинов вроде нашего начинающему аудиофилу не обойтись.

— Большинству достаточно звука с телефонов или обычных наушников.

— Тем не менее все больше тех, кто хочет купить качественный компакт-диск или виниловый проигрыватель. Есть подделки, от которых многих людей коробит, как и от бесплатной музыки из Интернета. И кстати, что касается телефонов: в карман можно положить усилитель для наушников и слушать музыку в более высоком качестве. Возможно, вы не увидите подобного в автобусе, но в самолетах, особенно в бизнес-классе, на столике у пассажира вполне могут лежать наушники за 250 тыс. рублей. Даже 10 тысяч долларов за наушники — это сегодня не предел. Сейчас из продажи начали исчезать поддельные портативные колонки: люди идут покупать что-то дороже, потому что это звучит лучше.

— Это правда, что растут продажи виниловых пластинок, или это какая­-то реклама продукта? По-моему, пластинки, как бобины и кассеты, это пройденный этап музыкальной эволюции.

— Правда. Аналоговая система с виниловой пластинкой звучит лучше, чем такая же по стоимости цифровая система. Чтобы добиться качества звучания, сопоставимого с хорошей пластинкой, воспроизводимой на настроенном и не самом дорогом аппарате, нужно в первую очередь найти файл соответствующего качества, который, если его официально покупать, обойдется не дешевле винила. Второе — это аппаратура: если проигрыватель винила стоит 25 тыс. рублей, то к нему идет усилитель за 50 тыс. с колонками за столько же, аналогичный звук в «цифре» мы можем получить с проигрывателя, который сам по себе дороже 100 тыс. рублей.

В отличие от бобин, которые сегодня в мире производят всего два завода, пластинки — это с некоторых пор снова массовый продукт. Значимый фактор — ностальгия.

Еще один момент: люди устали от MP3. Этот формат быстро взлетел на вершину популярности, но и так же быстро оттуда скатился по причине низкого качества звучания. Как только появилась возможность, например, купить приличные наушники за $300, люди стали различать разницу. Появился FLAC, потом несжатые форматы — Losless, и пошло развитие цифровой музыки высокого качества. Но, как я уже говорил, в этом сегменте дорогая аппаратура. А любую современную пластинку можно воспроизвести и на старом советском проигрывателе. К нам через день приходят в поисках иголок и других запчастей для старых аппаратов. Люди хотят ощутить те чувства, что испытывали 20–30 лет назад и о которых они внезапно вспомнили. Какие-то базовые потребности они удовлетворили, и захотелось положительных эмоций.

Думаю, все это вместе и сложилось в общую тенденцию увлечения музыкой в качественном звучании.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ