2001-01-23T16:55:01+10:00 2001-01-23T16:55:01+10:00

Павел Пацвальд: «У нас есть возможность изменить жизнь к лучшему»

Приморский металлург о  внутреннем рынке, качестве стали и команде

Из личного архива героя публикации |  «У нас есть возможность изменить жизнь к лучшему»
Из личного архива героя публикации

Директор Владивостокского филиала ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" Павел Пацвальд прекрасно осознает, что его бизнес может процветать в будущем только при условии роста производства в России. На этом предприятии думают о том, кто будет покупать их металл через год или два. И не просто думают, а помогают тем, кто сегодня твердо стоит на ногах, но не имеет возможности развиваться из-за отсутствия свободных средств.

Павел Владимирович - человек немногословный. Однако, судя по всему, он всегда твердо знал, чего хочет. С будущей профессией определился еще в пятом классе - море влекло неудержимо. Окончив школу, работал мотористом, а затем механиком на судах морского флота, параллельно учился в ДВВИМУ. Если бы не перемены, происшедшие в нашей стране, скорее всего, до сих пор не покинул бы флот. Расставаться с морем было очень тяжело. Но, когда выстроенная годами система начала стремительно рушиться и вместо 6 механиков в его подчинении осталось всего 2, а для поддержания порядка на судне на нем приходилось просто жить, выбора уже не оставалось. Хотя на берегу для Пацвальда тепленького местечка никто не держал.

- Павел Владимирович, какое самое яркое впечатление осталось у вас от моряцкого периода жизни?

- Мой самый первый заграничный рейс - Сингапур. Мы 4 месяца простояли там в ремонте. Это было незабываемо. Представляете, что такое Сингапур для нас в 1985 году? Это просто удар по голове. Тогда я понял, что нужно жить как-то по-другому или хотя бы к этому стремиться.

- Руководить 6-ю механиками вы научились давно. А сколько человек сегодня в вашем подчинении?

- Филиал сам по себе - организация небольшая. Нас всего 12 человек. Однако обслуживают филиал сегодня более 200 человек. Дело в том, что мы дали жизнь многим организациям, которые теперь работают вместе с нами. Только на предприятии, которое ремонтирует испорченный во время перевозки груз (бывает и такое), трудится 20 человек. Или базы, которые перерабатывают нашу продукцию. Раньше они еле-еле выживали, а сейчас получают от нас заказы и стабильно работают. Формально все эти предприятия к нам не имеют отношения, однако живут исключительно за счет нас.

- Вы - моряк по призванию и вдруг резко переключаетесь на работу с металлом. Как это объяснить?

- Никто не может наперед знать свое будущее. Все случилось именно так, как случилось, и я ни о чем не жалею. Наш первый опыт сотрудничества с ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" произошел в 1992 году. После этого было принято решение создать структурное подразделение здесь, во Владивостоке. Основная задача филиала - представлять продукцию "НЛМК" в странах Юго-Восточной Азии, а также на Дальнем Востоке России.

- Какой рынок для вас предпочтительнее - российский или все-таки зарубежный?

- Конечно, российский. Дело в том, что на рынке Юго-Восточной Азии очень высока конкуренция. Даже наши давние партнерские отношения не слишком облегчают жизнь. К тому же мы прекрасно понимаем, что всегда будем там пасынками - каждая страна поддерживает своего производителя. Мне кажется, что правительство России только в последнее время начало понимать эту проблему. Большие надежды возлагаем на новый налоговый кодекс, который вступил в действие с 1 января.

Мы хотим продавать свою продукцию в России, но пока наш внутренний рынок не в состоянии потребить то количество продукции, которое выпускает "НЛМК". Однако замечу, что в последнее время наметился определенный перелом. За 2 года потребление металла на внутреннем рынке выросло более чем в 3 раза. Мы уже открыли представительство в Хабаровске, сейчас думаем о том, чтобы создать аналогичные структуры на Сахалине и в Петропавловске-Камчатском. Радует и тот факт, что на первый план вновь выходит доверие к партнеру (к поставщику ли, к покупателю - не суть важно). В минувшем году мы вернулись к системе годовых контрактов с каждым конкретным предприятием. В договоре мы четко расписываем, сколько им нужно продукции, и делаем соответствующие поставки, причем нередко в кредит. 

- "Новолипецкий металлургический комбинат" расположен от нас довольно далеко, а потому немногие знают о масштабах его деятельности. Что представляет собой ваше головное предприятие?

- Комбинат входит в тройку крупнейших производителей металлопроката в стране. Работает на первородном сырье. В лучшие времена он выпускал более 9 миллионов тонн стали в год. Сейчас около 7-7,5. Мы специализируемся на плоском прокате и по этому показателю являемся одними из ведущих в отрасли. В ассортименте нашей продукции - горячекатаная сталь, судосталь, холоднокатаная сталь. Последняя применяется и для автомобилестроения. Ее охотно покупают как отечественные автомобилестроители, так и зарубежные, в том числе всемирно известный концерн "Форд". Производим высокотехнологичные электротехнические стали, трансформаторную и динамную сталь. "НЛМК" - единственное предприятие в России, которое производит сталь с полимерным покрытием очень высокого качества.

- Когда-то наша страна славилась на весь мир как мощная металлургическая держава. А как дела обстоят сейчас?

- Лидирующие позиции, конечно, утеряны. На сегодняшний день Россия находится где-то на седьмой-восьмой строчке в табели о рангах. Негативную роль на международном рынке сыграли случайные поставщики российского металла (было время, когда этим занимались все, кому не лень). Это дало возможность некоторым нашим конкурентам муссировать тему качества российской продукции. Однако, несмотря на все это, наш производитель остается серьезной фигурой на мировом рынке.

Россия производит продукцию высокого качества, которая весьма и весьма конкурентоспособна, что подтверждают многие иностранные эксперты, в том числе и такие видные, как LLOYD, TUV (не так давно мы получили соответствующее заключение и от китайской Академии наук).

- На рекламной продукции "Новолипецкого металлургического комбината" обязательно значится слово Stinol. Это как-то связано с холодильниками известной марки?

- Действительно, в 80-х годах нашим предприятием совместно с итальянской фирмой "Мерлони" был построен завод холодильников. Однако для нас это слово имеет другое значение. Сложная аббревиатура Stinol расшифровывается как Steel and Iron Novolipetsk (сталь и чугун Новолипецка).

- Как быстро вы определились с составом своей команды?

- Настоящая команда, в которой уверен, собирается годами. Надо привыкнуть к человеку, посмотреть ему в глаза, понять, что он чувствует, как воспринимает ситуацию. Процентов 30-40 моего рабочего времени уходит на беседы с сотрудниками. Наверное, это самое сложное: донести до подчиненного свою точку зрения и выяснить его взгляд на какой-то конкретный происходящий процесс. Для меня очень важно, чтобы сотрудники понимали движение компании вперед точно так же, как понимаю это я. Они должны выполнять свою работу осмысленно, дышать со мной одним воздухом. На сегодняшний день можно сказать, что команда у нас существует, и очень серьезная. Многие работают с момента основания фирмы. За все это время из компании ушло всего несколько человек.

- Вы легко расстаетесь с людьми?

- Если человек выдержал испытательный срок, то впоследствии только два фактора могут потребовать его удаления из коллектива. Либо он вор, либо просто стал хамом и ставит себя выше всех на свете. Последний вариант - это самое страшное. Ну а все остальное становится ясно почти сразу. Чтобы разглядеть в человеке профессионала, достаточно месяца-двух. В противном случае в этот период расстаться с ним можно, в общем-то, безболезненно - он еще не прижился в коллективе.

- Вы могли бы обозначить ваш круг общения?

- В основном - это соратники. Так получилось, что все мои друзья работают вместе со мной. Но есть в филиале и те, с кем я познакомился при приеме на работу. Я от них не скрываю ни своих планов, ни своего отношения к ним. И стараюсь, чтобы это было взаимно.

- Многие руководители на ключевые посты стремятся поставить своих людей. Ваше отношение к этому?

- На ключевых постах должны стоять профессионалы. Если же вы имеете в виду личную преданность, то преданность, которая заключается в том, чтобы быстро принести кофе, меня просто раздражает. Я с большим доверием отнесусь к подчиненному, который готов спорить и отстаивать свою точку зрения до хрипоты.

- В начале разговора вы нарисовали картину процветающего предприятия. Скажите, а у филиала бывали черные дни?

- Я трезво смотрю на вещи и прекрасно понимаю, что благополучие нашей компании - это прежде всего заслуга руководителей комбината. Они еще в конце 80-годов поняли, что Владивосток - очень перспективная точка на карте. Что же касается черных дней, то до 1998 года не раз вставал вопрос о закрытии нашего филиала. Рубль тогда не стоил тех денег, которые за него платили, себестоимость продукции подчас превышала ее продажную стоимость, а транспортные расходы ставили нашу деятельность на грань рентабельности. Причем проблему железнодорожных перевозок ощущает вся металлургическая отрасль. На сегодняшний день металлургия занимает третье место по поступлениям в казну после нефтяников и газовиков, являясь при этом не сырьевой, а высокотехнологичной отраслью. Но находится в гораздо худших условиях, чем другие отрасли. Например, газовики и нефтяники работают по трубопроводам, и там четко определены правила игры. Самое главное - есть конкуренция. А вот предприятия черной металлургии, которые сосредоточены  в центре страны, вынуждены пользоваться услугами железной дороги. А она на сегодняшний день является монополистом, который просто выкручивает руки.

Вообще железная дорога - эта тема для отдельного разговора, поэтому приведу всего лишь один пример. Большая часть металла с Урала и из средней полосы России доставляется азиатскому получателю через Черное море! Потому что так дешевле. Но в итоге-то все "транспортные" деньги остаются на Украине.

Вот и получается, что в Москве тонна металла стоит 5 тысяч рублей, а на Дальнем Востоке уже 9-10 тысяч. Честно говоря, меня удивляет непонимание некоторыми руководителями важности этого вопроса. Ведь чем лучше у нас будут дороги (как автомобильные, так и железнодорожные), тем активнее мы сможем общаться между собой, тем быстрее сможем перемещать товары. Тем меньше будет стоимость, тем выше будет потребление населения, тем быстрее будет оборот средств. Это же ясно как день!

Посмотрите, до воссоединения Северной и Южной Кореи еще очень далеко, а восстановление железной дороги, которая связывала Юг и Север, уже идет полным ходом. Люди понимают: коммуникации прежде всего! А что у нас? Количество перевозимых железной дорогой грузов сегодня в несколько раз меньше, чем это было в 80-х годах. Железнодорожники работают всего 4 дня в неделю. Мы увеличиваем грузопотоки в наш регион, а они просто физически не в состоянии с ними справиться. И бьет это прежде всего по Владивостоку, которому сам Бог велел зарабатывать на переработке грузов. Хотя понятно, что у железнодорожников масса проблем, как и у всех.

- Вы рассуждаете о проблемах черной металлургии, как о своих собственных. Вам быстро удалось погрузиться в ранее незнакомую отрасль?

- Пришлось быстро. Сейчас даже трудно сказать, где я провожу больше времени: во Владивостоке или на головном предприятии. Присутствую там на различных заседаниях, поэтому обо всех проблемах знаю не понаслышке. Металлургической отрасли очень повезло, что на сегодняшний день собственниками предприятий в подавляющем большинстве являются истинные профессионалы. И по образованию, и по состоянию души. Например, команда управленцев "НЛМК" практически полностью сейчас состоит из металлургов.

- Нередко случается, что руководитель регионального представительства, отделения или филиала, потрудившись несколько лет в провинции, стремится перебраться в центр и продолжить карьеру в головном предприятии.

- У меня другая ситуация. Все перспективные планы, которые я разрабатываю, связаны с Дальним Востоком и Приморьем.  

- Ваши планы - не коммерческая тайна?

- Отнюдь. Один из них - это строительство в Приморье металлургического сервисного центра. Такая практика существует во всем мире. Сюда привозят, скажем так, полуфабрикат, сталь в огромных рулонах тонн по 15-20. А здесь она разделывается под тот размер, который непосредственно нужен местному потребителю. Дело в том, что значительно дешевле сразу привезти какой-то большой груз, который заполнит вагон на все 100%. Планируем наладить здесь производство стройматериалов из привезенного сырья, скажем металлочерепицы. Огромнейшая выгода и краю, и городу: рабочие места, налоги в бюджет.

- Практика показывает, что для осуществления грандиозных планов, тем более производственных, всегда лучше заручиться поддержкой местных властей...

- В последнее время мы ощущаем внимание к нашему филиалу со стороны руководства города. И мы очень ценим ту поддержку, которую нам оказывает городская администрация. Наверное, это закономерно, ведь мы ежемесячно отчисляем в местные бюджеты весьма солидные суммы. Ведь в чем разница между филиалом и теми организациями (даже заводами), которые отправляют металл на экспорт? Они не очень интересны краю. Потому что все тарифы оплачиваются в тех регионах, откуда везется металл - например, с завода "Запсиб" в Новокузнецке. В этом случае все деньги остаются у Западно-Сибирской железной дороги. Все таможенные пошлины, налоги на прибыль и на производство проплачиваются там, в их местные бюджеты. И сюда груз приходит уже задекларированным и быстро уходит. У нас же, наоборот, весь металл приходит сюда, здесь он перерабатывается, подготавливается и только после этого реализуется конечным потребителям. Формирование конечной стоимости, оплата налогов, все производство здесь в крае.

- Вы достаточно обеспеченный человек. У вас никогда не возникало желания уехать из страны?

- Хорошо там, где нас нет. Помните анекдот про червяка, который спрашивает у мамы: "А почему мы так живем?" А она ему отвечает: "Есть, сынок, такое понятие - Родина". Этот анекдот приходил мне на ум во время первых поездок за границу. И я не хотел бы всю жизнь прожить в грязи. Сейчас я убежден, что Родину делаем мы с вами. У нас у всех есть возможность переменить нашу жизнь к лучшему.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ