Дальневосточный филиал ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» приступил к реализации программы создания металло-сервисного центра, основной задачей которого является выстраивание механизма инфраструктуры оптово-розничных продаж. По словам директора ДВ филиала ОАО «НЛМК» Павла Пацвальда, суть нововведения заключается в ликвидации посреднического звена между российскими производителями металла и их конечными потребителями.
— Павел Владимирович, каковы итоги работы Дальневосточного филиала ОАО «НЛМК» на внутреннем рынке в 2002 году?
— Надо сказать, что внутренний рынок в 2002 году не оправдал наших ожиданий, хотя отрасли народного хозяйства Приморья — потребители нашей продукции — дали некоторый рост. Так, в прошлом году мы планировали рост объемов продаж на 35-40%, но по ряду причин нам не удалось достигнуть поставленных целей.
— И в чем же причина?
— Для начала замечу, что особой трагедии для нас здесь нет, поскольку объемы продаж филиала и в 2001, и в 2002 годах остались практически на одном и том же уровне. Хотя некоторые наши конкуренты на этом рынке снизили свои обороты почти в 2 раза.
Если же говорить о причинах, так сказать, стагнации, то, во-первых, это дефицит металла, как на российском, так и на мировом рынках. Но при этом внешний рынок способен предложить более конкурентоспособные цены, нежели внутренний. Так, если брать, к примеру, холоднокатаную сталь, которая необходима для автомобильной промышленности, то российский ВАЗ был бы рад ее получить. Однако тем же «Опелю» или «Шкоде» она нужна тоже, и при этом последние готовы платить значительно больше, чем ВАЗ. И сегодня приходится констатировать, что практически вся металлургическая промышленность России работает на экспорт: весь российский металл уже продан почти по май этого года.
— Каковы объемы экспортных поставок Новолипецкого металлургического комбината?
— Около 60%. Прежде всего, это связано с тем, что мы производим высокотехнологичную продукцию, которая востребована в развитых странах.
— Таким образом, можно резюмировать, что ДФ филиалу НЛМК нет нужды прикладывать особые усилия для завоевания дальневосточного рынка?
— Не совсем так. Внутренний рынок для нас является весьма важным направлением. Но наряду с дефицитом металла есть и еще одна причина того, что, в частности, наше предприятие не смогло предложить приморскому рынку металл в достаточном количестве. К сожалению, российская экономика до сих пор так и не смогла восстановить горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами. Сегодня напрочь отсутствуют механизмы долгосрочных договоров, каких-либо плановых взаимоотношений. Экономика функционирует спонтанно.
В итоге мы не можем сколько-нибудь точно просчитать потребности приморского рынка в металле, а значит, не в состоянии насытить его. Первопричина происходящего — отсутствие у промышленности оборотных средств.
Ведь что получается? Если у компании нет денег, то она ничего и не планирует, появились — начинается поиск металла. А что такое произвести металл? Существует производственный цикл, иногда занимающий до 45 дней. Потом необходимо выпущенный металл доставить по железной дороге, разгрузить и только потом реализовать. Итого общий цикл может занять до 3-х месяцев. А металл необходим именно сегодня, поскольку деньги появились тоже сегодня. Потребители начинают дергаться... Но если мы не можем прогнозировать потребности рынка, то, соответственно, не станем завозить продукцию, замораживая тем самым свои оборотные средства. В итоге возникает ажиотажный спрос, и цена на металл увеличивается на 20-30%. Кто от этого выигрывает? Только перепродавцы.
Выход из сложившейся ситуации — возобновление системы долгосрочных договоров.
— Какие отрасли промышленности Приморья являются потребителями продукции НЛМК?
— Прежде всего, это большая и малая энергетика, объекты ЖКХ, судоремонтная промышленность.
— Кстати. Насколько пострадал НЛМК и его Дальневосточный филиал от антидемпинговых расследований против российской стали, которые проводились в США и Китае?
— Новолипецкий комбинат в этой ситуации пострадал меньше всех остальных производителей металла, поскольку часть его продукции — в частности электротехническая сталь — вообще выведена из-под расследования. Дело в том, что у этой продукции нет аналогов за рубежом.
— Как известно, у вас были планы по созданию в Приморье перерабатывающих мощностей?
— Действительно, и сегодня стоит задача реконструкции металлобазы на Океанской и создание полноценного металло-сервисного центра. Основная задача этих подразделений — создание масштабной инфраструктуры продаж на Дальнем Востоке.
— Что вы под этим понимаете?
— Дело в том, что до недавнего времени мы занимались практически только оптовыми продажами, иначе говоря, не доходили до конечного потребителя нашей продукции. Металлобаза и металло-сервисный центр позволят нам донести наш металл и изделия из него до конкретного предприятия. Поясню на примерах.
Конкретной коммунальной службе конкретного района Приморья не нужен эшелон труб, но ей необходимо несколько сот метров труб конкретного размера. Поэтому мы уже установили на Океанской первый станок по разматыванию проволоки, вскоре заработают несколько гильотин для рубки стального листа и агрегаты для разрезки труб по типоразмерам. Таким образом, потребители смогут получить уже конечную продукцию, которую можно будет сразу применить при производстве тех или иных работ.
Могу отметить, что преимущества такой формы работы с нами уже в полной мере оценило один из ведущих производителей металла на Дальнем Востоке — ОАО «Амурсталь».
— Не идет ли сотрудничество с конкурирующей фирмой вразрез с политикой головного предприятия?
— Как я уже говорил выше, на рынке наблюдается существенный дефицит металла. И потом глупо было бы везти из Липецка продукцию, которая производится практически под боком. Более того, замечу, что мы уже имеем положительный опыт работы с «Амурсталью» по давальческому сырью — первая партия сырья успешно переработана и реализована.
— Каковы планы филиала на 2003 год?
— В текущем году мы планируем увеличить объемы продаж в Приморье, как минимум, на треть.
— Недавно во Владивостоке начала свою работу компания «Вся русская сталь», скажите, в чем ее назначение? Ведь, по сути, и ДВ-НЛМК, и «Вся русская сталь» призваны заниматься оптово-розничными продажами металлопродукции...
— Как я уже говорил выше, ДВ-НЛМК до недавнего времени концентрировал свои усилия на оптовых продажах продукции головного предприятия. «Вся русская сталь» призвана соединить в одну технологическую цепочку производителя и конечного потребителя, исключив из нее посредническое звено. Более того, «Вся русская сталь» будет заниматься реализацией продукции не только НЛМК, а нескольких крупных российских производителей металла.
— Иначе говоря, речь идет о создании торгового дома?
— В принципе, да. Фактически мы возвращаемся к старому — к системе Госснаба. Производитель — оптовая база — потребитель.
— Каковы дальнейшие перспективы обустройства Спортивной набережной с участием ДВ филиала НЛМК?
— Реконструкция части территории набережной, которую мы провели в прошлом году — это, так сказать, показательный этап работы в этом направлении. В дальнейшем мы планируем разместить на этой территории развлекательный комплекс, в который будет входить все: кафе, детские площадки, аттракционы и так далее.
В будущем мы надеемся с помощью городской администрации получить место под строительство на Спортивной набережной настоящих рыбных рынка и ресторана.