2019-05-24T13:29:34+10:00 2019-05-24T13:29:34+10:00

За ценой не постоят: владельцы АЗС предрекают масштабный топливный кризис

История повторяется. В прошлом году розничные цены на топливо стали расти в последней декаде апреля. Относительно января 2018 г. к концу апреля оптовые цены выросли на 19,5% по АИ-92 и по АИ-95, а на ДТ — на 16%. На сегодняшний день рост оптовых цен относительно января составил 26,4% по АИ-92, 27,7% по АИ-95 и 3,2% по ДТ. В результате Россия ползет к масштабному топливному кризису, сообщает KONKURENT.RU со ссылкой на Независимый топливный союз (НТС).  

По мнению владельцев АЗС, архитектором надвигающегося кризиса является Министерство финансов России. Исходя из своего понимания интересов бюджета в ситуации его профицита, Минфин не готов пойти на снижение налоговой нагрузки на отрасль.

«В результате завершения налогового маневра в нефтяной отрасли налоговая система стимулирует экспорт, а внутренний рынок рассматривается по остаточному принципу. Минфин оказался не готов скорректировать показатели демпфера, чтобы он, наконец, заработал и позволил бы обеспечить минимальную маржинальность нефтепереработке, тем самым ограничив рост цен на моторное топливо и в опте, и в рознице. Причина та же – выпадающие доходы бюджета. Высокий акциз в ситуации убыточной нефтепереработки есть нижний регуляторный рычаг давления на рентабельность топливного сектора», — говорят в НТС.

Оператором кризиса выступает Федеральная антимонопольная служба России, которая, по мнению заправщиков, с одной стороны, позволила крупным нефтяным компаниям превратить биржевый механизм в средство «разгонки» оптовых цен, а с другой – не выполняет свою работу по ограничению рыночной власти монопольного положения крупных нефтяных компаний. Также именно ФАС выступает оператором режима «инфляция минус», что создает верхний рычаг давления на рентабельность топливной отрасли.

В свете всего этого НТС прогнозирует несколько сценариев развития ситуации на топливном рынке. Первый сценарий – «Повторение пройденного». После 1 июля 2019 г. розничные цены на стелах автозаправок крупных нефтяных компаний и независимых резко поползут вверх. Население примет ситуацию болезненно и начнет выходить на улицу, и так невысокие рейтинги властей опустятся еще ниже. Правительство вновь будет вынуждено резко снижать акцизы на моторное топливо и административно заставлять нефтяные компании заливать дополнительными объемами биржу до тех пор, пока не удастся достигнуть приемлемых значений оптово-розничной маржинальности. Нефтяные компании и независимые АЗС окажутся в убытках, а автовладельцы снова «затянут пояса».

Второй сценарий – «Ручное регулирование». Правительство для избегания резкого скачка цен вновь в административном порядке вынуждает крупные нефтяные компании «заморозить» цены и жертвует независимым сектором как в нефтепереработке, так и в топливной рознице. Итог: массовое банкротство независимых АЗС и системная деградация топливной инфраструктуры страны. Граждане страны столкнутся с очередями и дефицитом моторного топлива на оставшихся заправках. Начнет резко расти черный рынок нефтепродуктов, где дефицитное топливо будет доступно по более высоким ценам.

Третий сценарий – «Вдруг демпфер заработает». Правительство убедит Минфин скорректировать текущие параметры демпфера, и он при текущих внешнеэкономических факторах заработает как предполагалось. В этом случае можно ожидать некоторой стабилизации ситуации до того момента, пока сохраняется текущая внешнеэкономическая ситуация при условии купирования оппортунистического поведения доминирующих игроков и пересмотра режима расчета показателей. Однако любой разворот в сторону резкого роста или падения мировых цен на нефть разрушит неустойчивое равновесие, и параметры демпфера вновь придется оперативно подкручивать с непонятными результатами. Для потребителя это означает медленный, но постоянный рост цен на топливо, вне зависимости от того, падают или увеличиваются мировые цены на нефть.

Четвертый сценарий – «Системная реформа». Проведение системной реформы: кратное снижение или полная отмена акцизов на топливо, либерализация розничных цен с привязкой их к биржевым котировкам, которые, в свою очередь, привязаны к ценам мирового рынка, создание резервного топливного фонда для сглаживания резких ценовых колебаний. Наконец, будет разорван русский замкнутый круг, и теперь с падением мировых цен на нефть будут падать и цены на моторное топливо. Ценовая конкуренция приведет и оптовые, и розничные цены в соответствие с доходами населения.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ