2019-05-29T08:30:17+10:00 2019-05-29T08:30:17+10:00

«Бедный все равно не купит»: жесткое правило приморской торговли

Качающийся вниз и верх рубль и традиционные болезни российской экономики пока не снизили прибыли ретейлеров Приморья. Но первые ласточки кризиса сулят рынку розничной торговли перспективы дальнейшего укрупнения.

Торговые сети продолжают демонстрировать здоровый рост оптимизма, несмотря на негативное влияние сжимающегося спроса. «Реальные доходы каждый ученый волен считать по собственной методике, и результаты получаются различные, поэтому я дам схему, по которой свои реальные доходы оценивает подавляющее большинство наших соотечественников, а именно оценивая размер своей зарплаты в долларах США, — рассказывает Сергей Митрофанов, президент ГК «В-Лазер». — Я беру официальные данные по среднемесячной зарплате и сравниваю с официальным курсом доллара по данным ЦБ. Таким образом, в 2003 г. средняя зарплата в России была 297 долларов, а в 2013 г. увеличилась до 917 долларов в месяц. Однако после обрушения рубля в 2014 г. наша среднемесячная зарплата внезапно упала до 459 долларов, а теперь медленно растет.

В 2018 г. уровень среднемесячной зарплаты составил 632 доллара. Другими словами, после обрушения наша средняя зарплата медленно карабкается вверх с увеличением по 35 долларов в год (в среднем). Разумеется, после такого значимого обвала и на фоне очень медленного роста психологически это точно воспринимается как уменьшение реальных доходов. Не забудем и про то, что Его Величество Доллар США тоже подвержен инфляции, ведь если в 1990 г. я брал в Сиэтле машину напрокат за 26 долларов в сутки (плюс бензин), то сегодня даже в Таиланде дешевле 50 баксов в сутки кататься на прокатной машине не получится».

Расходы населения в рознице продолжат свой рост в среднем до 10% в год, уверен Сергей Митрофанов. По его словам, сейчас наименьшее падение спроса наблюдается в сегменте среднего класса. Сегмент Luxury тоже не слишком пострадал, а значит, просел спрос на товары дороже массового спроса, но не дотягивающие до дефиниции «роскошь». На этом фоне предприниматели средней руки стараются до последнего использовать собственные резервы, чтобы удержать цены в зоне доступности для населения. Путь ретейла на сегодняшний день — оптимизация и терпение в ожидании лучших времен.

Роман Ракуса, владелец сети алкомаркетов «Винотека»: «Резкого скачка цен я не прогнозирую. Представители ретейла стараются удержаться на рынке и максимально оптимизировать работу. Монополисты же могут не только сдерживать цены, но где-то и снижать. Крупные торговые сети также анализируют рынки и видят сложившуюся ситуацию. Но они имеют возможность в более крупных масштабах вырабатывать различные программы оптимизации. Например, предлагают определенные виды продукции по более низкой цене, а на менее ходовой товар, наоборот, делают накрутку по принципу: бедный все равно не купит, а тому, кто может себе позволить, цена не помеха. Кроме того, торговые сети начинают собственное производство — от выпечки до производства алкоголя под своими марками. Все эти шаги предпринимаются для снижения входящей цены. И пока есть источники оптимизации, крупные игроки на Дальнем Востоке особо не пострадают».

В отличие от Центральной России, в Дальневосточном регионе говорить о жесткой конкуренции между торговыми сетями не приходится в силу их немногочисленного присутствия. «Самбери», «Фреш 25», «Реми» и еще несколько сетевиков между собой конкурируют слабо, спрос на их продукцию по-прежнему достаточно высокий. Сдерживание цен приводит к тому, что в объемах продаж эти торговые сети не падают.

«На сегодняшний день весь ретейл, и крупный, и не очень, занимается рутинной работой, связанной с сокращением собственных издержек, оптимизацией продаж и логистики, то есть «сбрасывать жирок» приходится всем. Но вот открывать новые магазины в наше время — самоубийство. Например, заходить на рынок с новой сетью дискаунтеров — совершенно невыгодно. «Благодаря» скорректированной системе налогообложения рентабельность в этом сегменте упала с 15 до 3%. Однако те, кто уже давно работает в этом направлении, чтобы выжить, стараются подстроиться под новые реалии», — поясняет Роман Ракуса.

«Важно постоянно держать руку на пульсе. В любой экономической ситуации необходимо выяснять потребности покупателей, анализировать причины роста или падения покупательской активности и отслеживать другие показатели, помогающие делать магазины привлекательными. В этой связи ГК «Самбери» какого-то ощутимого снижения доходов, как, впрочем, и особого их прироста, не ощущает. В целом работа ретейла, независимо от его оборотов, должна быть направлена на обеспечение населения продукцией с низкой торговой наценкой при условии высокого качества. А каким образом оптимизировать работу под реализацию такой задачи — решает каждый сам», — отметили в пресс-службе сети гипермаркетов «Самбери».

Дмитрий Сулеев, основатель сети «Реми»: «Рентабельность бизнеса напрямую зависит от конкурентной среды. В маленьком городе рынок осваивается быстро: кто первый занял нишу — тот и лидер. Чем больше город, тем сложнее кому-то одному занять лидирующее положение. В этом отношении Приморский край и Владивосток в частности выигрывают, по сравнению с западом России, где конкуренция зашкаливает».

Надолго ли? «На сегодняшний день жизнь россиян по-прежнему протекает в отсталой сырьевой экономике, которая благодаря бюджетному правилу по-прежнему находится в состоянии нефтяного кризиса 2014–2015 гг. Это происходит потому, что все доходы от продажи нефти свыше $40 за баррель уходят в валютные резервы, а не поступают в экономику. И пока эта экономическая парадигма кардинально не изменится, не изменится и ситуация с реальными доходами граждан. Не стоит сомневаться, что собственные реальные финансовые возможности большей части граждан будут ухудшаться, а значит, будут ухудшаться дела и у секторов экономики, завязанных на потребление», — спрогнозировал для «К» Антон Быков, главный аналитик ООО «ЦАФТ» («Центр аналитики и финансовых технологий»).

Сегодня россияне тратят на обслуживание своих долгов треть от доходов. Если добавить сюда ЖКХ и ряд других необходимых платежей, вырисовывается «картина маслом»: денег на потребительские расходы не остается. Учитывая высокий уровень процентных ставок по кредитам, которые необходимо обслуживать, можно ожидать, что ситуация с доходами будет лишь ухудшаться.

Антон Быков: «Граждане и дальше будут ужимать свои потребности к наиболее базовым (питание, проживание, остальные по остаточному принципу) и при этом отчаянно искать возможности сэкономить. Представляется, что именно поэтому крупнейшие отечественные корпорации с государственным участием сейчас проявляют большой интерес к сетевым гипермаркетам, видимо, понимая ухудшающиеся экономические перспективы».

Эксперты банка «Открытие» тоже не видят предпосылок для существенного роста реальных располагаемых доходов. По их мнению, реальную покупательную способность населения будут ограничивать ускорение инфляции, замедление прироста номинальной заработной платы (фактически более чем в два раза по сравнению с 1-м кварталом 2018 г.) и общее умеренное охлаждение экономической активности.

«В 2018 г. оборотный денежный процесс для сектора розничной торговли сглаживался кредитным бумом и низкой инфляцией. Но в 2019 г., даже несмотря на повышенный спрос граждан на кредитование (что происходит не от экономического оптимизма, как, скажем, в западных странах, а от безвыходности), объемы его роста будут сокращаться, — говорит Антон Быков. — На это сейчас работают и выросшие процентные ставки, и ограничительные действия Банка России, который очень беспокоит динамика потребительского кредитования».

Но с кредитной активностью, впрочем, не так ясно. Дмитрий Харлампиев, директор по аналитике корпоративного-инвестиционного блока банка «Открытие»: «С начала года совокупный портфель кредитов физическим лицам вырос на 4,2%, а годовой темп ускорился на 1,2 процентных пункта — до 23,6%. Согласно последним комментариям ЦБ РФ, за неполные три месяца текущего года инфляционный эффект от повышения НДС оценивается в 0,6–0,7 процентных пункта, причем его действие практически полностью исчерпано. Данный факт вкупе с динамикой обменного курса рубля дает основания предполагать, что в ближайшие месяцы инфляция в годовом выражении уже не будет ускоряться, скорее, может быть сформирована слабая понижательная тенденция».

«По прогнозам Минэкономразвития, реальные располагаемые доходы населения РФ в 2019 г. вырастут на 1% и продолжат расти, — отметили, в свою очередь, в пресс-службе «Фреш 25». — Росту реальных доходов граждан, а также снижению уровня бедности, будет способствовать индексация социальных выплат, ежегодное установление МРОТ на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 2-й квартал предыдущего года, развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, а также целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми.

Динамика доходов соответствующе отразится на потребительском спросе. После замедления роста розничного товарооборота до 1,6% в 2019 г., связанного с адаптацией населения к повышению налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г. и замедлением роста заработных плат и потребительского кредитования, в 2022–2024 гг. вслед за ускорением роста доходов платежеспособный спрос будет также нарастать. В результате рост оборота розничной торговли будет постепенно ускоряться до 2,6% в 2022?г. и до 2,8% в 2024 г.».

Пока же, уверен Сергей Митрофанов, крупные сетевые операторы продолжат наращивать количество своих точек, в том числе за счет поглощения более мелких участников рынка. «Процесс слияния и поглощения в рознице не закончился, просто на Дальнем Востоке он идет значительно медленнее, чем в густонаселенных регионах страны», — считает Митрофанов.

Дмитрий Алексеев, президент ГК «ДНС групп»: «Падение реальных доходов населения сказывается на ретейле самым непосредственным образом, и тенденций к улучшению ситуации пока нет. Что бы при этом ни говорили цифры официальной статистики. Что касается нашего бизнеса, то мы продолжаем наращивать процессы укрупнения на рынке, и это помогает нам в работе».

Текущая ситуация в экономике постепенно выливается в серьезные затраты: в частности аренда, транспортные издержки и расходы по персоналу. Кроме того, многим ретейлерам для удержания клиентов, которые станут более чувствительны к ценам, придется идти на дополнительные жертвы прибыли. При этом крупные игроки рынка будут более уверенно чувствовать себя, поскольку обладают более сильным «голосом» при переговорах с поставщиками. Но корректировать планы придется всем игрокам.

Роман Ракуса: «Сейчас мы наблюдаем не столько падение доходов населения, а, скорее, их стагнацию. На фоне повышения налогов и роста инфляции индексации зарплат, в частности сотрудникам бюджетной сферы, которые и являются основными покупателями в нашем сегменте, мы не наблюдаем. Большая их часть может рассчитывать на те доходы, которые были два года назад. Притом что цены на все — от продуктов питания до ЖКХ — значительно выросли. Получается, что заработки населения остались на уровне 2017?г., а затратная часть увеличилась. То есть на потребительскую корзину люди теперь стали тратиться гораздо меньше. Например, если раньше человек мог покупать мясо раз в неделю, то теперь он планирует покупку той же говядины один раз в три недели. Тот, кто год назад предпочитал красную рыбу, перешел на минтай. И так далее. Происходит смещение покупательского спроса».

«Для покупателей в приоритете продукты первой необходимости, а именно продукты питания. На сегмент non-food (промышленные товары. — Прим. «К») спрос просел, но незначительно. Понимая и анализируя рынок, мы продолжаем придерживаться политики сдерживания цен. В частности, ГК «Самбери» заключает соглашения с государственными органами, касающиеся ценовой политики по определенным категориям товаров», — сказали в пресс-службе сети гипермаркетов «Самбери».

Юрий Егоров, генеральный директор ГК «Невада»: «Понятно, что в условиях стагнации или снижения реальных доходов населения ретейл должен уметь подстраиваться под «кошелек» покупателя, в частности разрабатывать новые предложения. Но для нас гораздо большей проблемой становится не падение доходов, а отток населения. В Приморском крае это не так сильно ощущается, а для Хабаровска отток населения начинает принимать угрожающий характер. Люди массово уезжают, и мы рады бы предлагать различные стимулирующие программы, да некому. Когда есть человек, можно искать возможности, как с ним работать, а когда его нет — ситуация заходит в тупик».

Виталий Дубовой, соучредитель «Домотехники»: «Падение реальных доходов населения очевидно. И говорить о том, что в этой ситуации произойдут положительные изменения, преждевременно. Зарплаты не растут, стоимость товаров и услуг во всех секторах экономики, пусть не резкими скачками, но увеличивается. Мы как представители ретейла не ставим сейчас задачи наращивать собственные доходы, речь идет о том, чтобы удержаться на том уровне оборота, который есть сейчас. Безусловно, что касается группы непродуктовых товаров, удержаться на плаву нам помогают все еще невысокие ставки по кредитованию. Что будет дальше — прогнозировать сложно».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ