2019-06-13T10:34:03+10:00 2019-06-13T10:34:03+10:00

«Скрести пальчики, чтобы ее не задержали»: каково быть «помогайкой»

Корреспондент KONKURENT.RU Алиса Князева рассказала, как ездила в Китай «помогайкой»:

- Я поехала таким образом не впервые, как и многие, кто в то утро уже ждал туристический автобус на Суйфэньхэ. Мое знакомство с этим процессом началось еще в 2007 г., когда все было проще, а внимание со стороны пограничников — меньше.

Моя «путевка» на этот раз стоила 1000 рублей с проездом, проживанием и включенными завтраками. Задача была помочь одному из предпринимателей провезти дополнительные 25 кг товара. Вроде не сложно. Вспоминая прошлые разы, я думала, что это должно быть весело и легко. Но я не подозревала, как придется помучиться в течение этих не очень веселых трех дней.

Наш автобус уходил с остановки «Авангард» в 02:15 утра, я приехала раньше всех, на месте даже не было руководителя тургруппы. Сразу после меня появились две женщины — типичные туристки с огромным багажом знаний о покупках в Суйфэньхэ. Постепенно начали подходить и другие люди, кто-то со знающим взглядом, а кто-то, как я, стоя поодаль от основной массы, с выражением крайней заинтересованности рассматривал своих соседей по путешествию.

Автобус приехал в 02:00, мы расселись по местам, и большая часть людей начала доставать перекусы. В автобусе запахло едой и кофе. Ровно в 02:15 в автобус зашла наш руководитель Елена и сразу начала знакомство. Оказалось, она едет на этом маршруте впервые, была очень взбудоражена и волновалась.

— Вот мы с ней намучаемся, — прокомментировала женщина, сидевшая рядом, и на мой вопрос «почему» ответила — человек, который ни разу не возил «помогаек», что еще от нее можно ожидать.

В разговоре с моей попутчицей я выяснила, что «такие, как мы», будем учить и знать каждую вещь, которая находится в доверенном нам бауле. Иначе можно серьезно попасть на русской границе. Это было первое отличие моих поездок.

Простой способ заработка?

Вообще китайская сторона очень лояльно относится к русскому туристу и не проверяет их сумки так досконально, везде зеленые коридоры, упрощающие процедуры. Но такая поблажка перечеркивается ситуацией на русской границе, где все противоположно.

Моя соседка рассказала, что за все время ее путешествий количество туристов уменьшилось: несмотря на популярность маршрута, люди стремятся отдохнуть в более «изящных» местах. А на тех, кто просто едет повеселиться или подзаработать, можно посмотреть у нас автобусе.

Обычно автобус движется до Уссурийска, где туристы пересаживаются и едут до границы почти без остановок. Нам повезло: пересадки не было, но было много остановок, во время которых автобус наполнялся людьми со всего маршрута. Самые последние сели в поселке Пограничном — это была семья из четырех человек, две женщины и двое детей. Дети сразу заняли одни из задних мест, а женщины расположились около водителя в начале автобуса. Большая часть людей спала, некоторые смотрели кино, а компания на самых последних рядах всю дорогу веселилась.

— Сунька — это помойка! — тем временем пыталась что-то объяснить Елена. — Но такой простой способ заработать. Ввоз на территорию Китая нашей продукции и вывоз вещей обратно — хороший способ получить копейку. Конечно, чаще всего это работа для «деревенских помогаек», просто и приятно.

На границе мы простояли не меньше трех часов, хоть и приехали одни из первых, пропустили уже несколько рейсовых автобусов и грузовых машин. Мужчина из Пограничного сделал попытку объяснить со стороны своего опыта, почему мы не движемся:

— Это еще цветочки, бывает, и по 12 часов стоят. Сейчас турфирмы поэтому и выезжают очень рано, чтобы встать в очередь первыми. Но это не всегда спасает, надеюсь, к часу нас пропустят.

Мужчина оказался прав: ждали мы до часу по российскому времени, после чего и начался хаос. На русской стороне наши соотечественники ведут себя как в первый раз. На просьбу не выходить за линию не реагируют, шумят, галдят, перетаскивают сумки с места на место. А на китайской ведут себя противоположно: порядок в очереди, тишина, будто китайские пограничники имеют незримое влияние на гражданина России.

На границе оказалось, что по спискам аж 37 человек, мне стало интересно, сколько может один руководитель получить с такой большой группы. У туристов-то риски небольшие, а руководители могут «влететь» по полной. Женщина, которая на китайской границе оказалась в очереди чуть впереди меня, поделилась своим опытом работы руководителем. Она рассказала, как раньше было легко и просто, но после падения рубля возить «помогаев» почти неокупаемо. Если каждая привезенная сумка весом в 45 кг приносила около 8000 рублей, одна путевка стоила около 5000, то получается, что с одного «помогая» было 3000 рублей. Если брать в расчет количество человек, получается немалая сумма. Но сейчас столько людей нет, а товара больше, чем спроса на рынке:

— Когда группы «помогаев» приезжают в Китай, они обычно не знают, что повезут обратно. Если раньше еще были какие-то договоренности и ты мог рассчитывать на конкретный товар, то сейчас товаропоток снизился, и часто нельзя спрогнозировать, найдешь ты что-нибудь, — вторила опытная. — Людям уже все равно, что везти, главное — не уйти в минус, такого не было еще шесть-семь лет назад.

Тут подошла моя очередь показывать паспорт. За стойкой сидел серьезный китаец с пухлыми щечками, оставлявший впечатление большого карапуза. Он по-русски поздоровался и попрощался, при этом очень быстро проверив мои документы. Прием русских туристов значительно изменился за многие годы. Мой последний визит не был похож на этот: все было дольше, сложнее, строже. А теперь мы провели в помещении таможни не дольше часа.

Мы снова загрузились в автобус — осталось полтора часа поездки.

«На границе же не глупые люди работают»

Мы заселились в одну из самых дешевых гостиниц города, но даже она не выглядела клоповником. Все отдали свои паспорта до конца поездки, разобрали ключи от номеров, сложили туда вещи и пошли по своим делам. Когда мы только приехали в город, я была поражена изменениями в Суньке. В последний мой визит был действительно «помойкой», все, что можно было посетить — это дешевые рестораны, ориентированные на русскую публику. Сегодня город стал похож на город, а прошло не больше шести лет. Храмы, парки, туристические линии, на которых можно познакомиться с историей города и страны, национальной кухней и просто хорошо провести время.

Но мой вид из окна привел меня в чувство. Весь колорит китайского города собрали на одной улице. Грязь, вонь, постоянный шум и крики. Если окно держать закрытым, становится очень душно, хоть батареи и не работают. Прогулка тоже не оказалась такой, как хотелось: на каждом углу «переговоры» по шубам, женщины с тележками одежды и даже небольшие грузовики, которые отгружают русский шоколад и торт «Медовик». Суйфэньхэ превратился в огромную площадку для предпринимательства, где почти весь товар крутится в обороте нелегально. Вещи по ценам почти ничем не отличаются от тех, что во Владивостоке. Получается, ехать туда за одеждой нет смысла, если ты не покупаешь это оптом, даже при условии, что путевка полная. Остается только гулять. Возможно, именно этот фактор и повлиял на строительство парков и скверов, в которых можно просто посидеть.

К вечеру я приехала в гостиницу, так ничего и не купив. В холле сидела Елена вместе с моей соседкой по автобусу. Женщина что-то объясняла ей, показывая пальцем на разные кучи товара, которые были раскиданы на полу:

— Товар надо разложить так, чтобы он был похож на личные вещи, — громко вещала моя новая знакомая. — В случае чего давай сначала, Лен, их расфасуем, а потом уже взвесим.

Женщины принялись складывать товар по сумкам, шутливо отказавшись от моей помощи. Но рассказали, что это вещи с «Тао-Бао», которые ввезти в Россию другим способом без потерь просто невозможно. То есть это даже не покупалось в Суйфэньхэ.

Я помогла донести сумки до номера Елены и спустилась обратно в холл, где на диванах расположились другие попутчики — компания молодых людей с последних сидений автобуса.

Мы разговорились; ребята оказались простыми отдыхающими, трое из них приехали по путевке за 6300, а двое других заплатили чуть больше 1000 рублей. Парни рассказали, что они часто ездят отдыхать в Суйфэньхэ на выходные, но последние несколько раз «помогайкой» отбили желание. В ту поездку их задержали на границе, потому что не поверили, что полная сумка женского нижнего белья везется в единоличное пользование. После этого молодой человек признался, что лучше заплатить полную стоимость, чем снова с этим столкнуться.

Елена и ее знающие помощницы работали до самого утра, взвешивая и сортируя покупки. В 7:00 по китайскому времени мы встретились в холле, нам раздали списки и попросили изучить то, что у каждого в сумке. Бывает такое, что все товары там разной категории, бывает, что некоторые не получилось разделить, и тогда необходимо четко знать, что, в каком количестве и куда везется, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

— Прошу изучить списки и продумать заранее, что будем говорить российским таможенникам, — вещала Елена. — Необходимо понимать, что у вас за товар и для чего он нужен.

— А что будет, если меня задержат и я все забуду?

— Ничего, придется просто много заполнять бумаг и потерять огромное количество времени. Но лучше, конечно, не тупить. Врать, что это все тебе, что все 300 трусов ты везешь на подарки, а мужские ботинки — твоим многочисленным братьям. Вся ответственность на руководителе. На границе же не глупые люди работают и не первый год. Все все понимают, просто если кто-то начинает хамить, его и дергают.

Больше не поеду

В моей сумке было 15 чайников, очень много одноразовых скатертей, шесть подушек и такие милые спайные чашечки для рассады, больше 30 штук. Где тут распределение по разным сумкам, я так и не поняла. У большинства людей оказалось по несколько одинаковых курток, комплектов нижнего белья и техники. Я плохо представляла, что будет, было ощущение, что в наших баулах военное оборудование, которое может нанести вред всему миру, а не только нашей стране.

Как бы я ни волновалась, пройти китайскую границу не составило труда: тихо, размеренно, по очереди. Иногда казалось, что они даже не смотрят на то, что едет по ленте. А вот русские таможенники — дело другое. Штрафы для таможенников-взяточников усилились, и теперь договоренности с «помогаями» нет. Поэтому шанс, что будут досматривать сумки, высокий, и руководители тщательно следят за своими подопечными, чтобы не потерять товар.

— Мы как-то везли железные ножки от офисных стульев, якобы это подставки под цветочные горшки на даче. В общем, такая работа развивает фантазию, — шутила моя соседка по автобусу.

Самое неудобное — это отсутствие места: здание китайской таможни очень большое, просторное, в нашем же все тесно и скудно. Люди толпятся со своими баулами, ругаются и не могут держать очередь. Каждый, кто по ошибке или специально пролез вперед, может не слабо получить от обиженного человека, иногда и не только словесно.

Все эти склоки и крики могут очень позабавить, если не находиться в центре конфликта. Руководитель жалуется, что это раздражает и таможенников: они с радостью останавливают самых громких и дерзких.

— С этими людьми сложно работать, большинство из них едет в Суйфэньхэ пить, фестивалить и париться в бане, поэтому не относятся серьезно к происходящему. Конечно, на них не лежит ответственность, но если уж согласились на мои условия, будьте добры соблюдать правила, — жалуется Елена, которая до этого не сталкивалась с хамством «деревенских помогаев».

На ленте остановили сумку одной из «наших», ко мне наклонилась бабушка, которая одной рукой тащила баул за себя, а в другой за внука-подростка:

— Скрести пальчики, чтобы ее не задержали. Долго иначе стоять будем.

Так и случилось. Елену и эту девушку повели в комнату протоколирования, где ее в течение четырех часов заставляли писать документы, но, как она призналась позже, боялась, что заставят еще и платить. А пока мы ждали наших нарушителей, люди в автобусе успели переругаться из-за баулов и мест. На всю группу было 10 мужчин, но сумки складывали только трое, что вызвало серьезное негодование среди туристов.

Впечатление от поездки осталось двоякое: среди русских туристов так ничего и не поменялось — одичалость, гулянья до утра, жадность и озлобленность. А вот со стороны Китая отношения выросли. И пусть меня не коснулись в этой поездке проблемы на таможне или с заселением, повторять такой опыт я не хочу.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ