Исторически Приморский край был так называемой территорией фронтира — приграничья, со своими довольно специфическими экономическими отношениями, рождавшими и специфические профессии со своими названиями.
Например, во времена государственной монополии на спирт в Приморье появилась профессия спиртоносов, переносящих спирт через границу в места накопления до следующей ходки. Группы по 8–12 человек перетаскивали на себе спирт в тяжелых жестяных банках. Близ населенных пунктов они припрятывали товар (зимой зарывали в снегу), а затем незаметно проникали в селения. Здесь агенты китайских фирм помогали им распродавать товары либо через лавки, либо непосредственно местным жителям.
В среде местных русских поселенцев сразу же появился новый вид деятельности — люди пускали пал и в очищенных от травы местах целыми селами искали канистры со спиртом. Такой вид бизнеса даже имел свое название: «пойти за подснежниками».
С развалом СССР началось и построение новых экономических отношений с соседней КНР. Граница открылась, и из-за нее пошли китайские товары. Поначалу это был бартер: например, на кучу кипятильников или утюгов можно было выменять тюки «адидасов» и выгодно перепродать в России. Но со временем страны принимали новые законы, граница и таможня ужесточали свои правила. Однако и жизнь не стояла не месте, изобретая пути их легального обхода. В Приморье появилась целая профессия и прослойка людей, известных как «помогаи», ставших и являющихся неотъемлемой частью российско-китайской торговли и по сей день.
Так получилось, что они стали выгодны и российской, и китайской стороне. Даже само их имя в обоих языках было созвучно. По-китайски «помогаев» стали в простонародье называть «банмангай», где «банман» — китайский глагол «помогать», а «гай» — «парень» по-английски. В официальной статистике их называют «дабао» («большой баул») — по сине-белым клеенчатым баулам — непременным спутникам «помогаев». «Помогаи» стали своеобразными сухопутными моряками, уходящими в свои регулярные сухопутные рейсы, возвращаясь на побывку и вскоре отправляясь в очередное штормовое «плавание»…
По таможенным законам вывоз и ввоз товарных партий попадал, во-первых, под лицензирование, а во-вторых, под пошлину, что значительно удорожало его стоимость и было «неподъемным» для ускоренно нищавшего населения приграничья. Однако частное лицо могло вывозить беспошлинно 50 кг любой продукции для личного потребления в виде ручной клади. Бизнес воспользовался этим правом. За вывоз 50 кг тебе предлагались определенные деньги. Ты должен был взять, например, 50 кг ботинок в Суйфэньхэ, убедить таможенника в том, что они все для твоей семьи, и сдать их представителям на русской стороне.
Этим занялись огромные массы людей — целые приморские деревни, оставшиеся без работы. Люди оформляли загранпаспорта и становились «помогаями». Большой процент среди них заняли и учителя, бросившие свою работу или начавшие подрабатывать по выходным. За каждую ходку с товаром люди, организовавшие эту систему, платили деньги. В разное время по-разному — 500, 800 руб. за переход. Как правило, «помогаи» занимались перевозкой две недели и затем две недели отдыхали от довольно трудной физически и психологически работы. Говорят, что заработок мог достичь 38000 за месяц. Люди делали по несколько ходок в день. Это делало положительную статистику пересечения границы — 600 тыс. человек в год, а в реальности это были все те же 200 тыс.
Работа была тяжела не только физически, но и опасна. Всегда. Например, во времена «поиска подснежников» спиртоносов контрабандисты и их агенты старались найти таких «искателей» и нередко прибегали к мести или, угрожая оружием, заставляли оплачивать «находки». То же и в наше время.
Например, в Суйфэньхэ в ожидании некогда единственного вагона «помогаи» положили свои баулы на рельсы. На гудки проходящего паровоза убрать груз не реагировали. Тогда китайцы развели пары. Одна из женщин бросилась спасать баулы и лишилась ног. Паровоз просто отрезал их… Два «помогая» из Камень-Рыболова ехали через границу на КамАЗе, в котором китайская таможня обнаружила контрабанду. Контрабанда была не их, но тем не менее «помогаи» отсидели в тюрьме две недели. По возвращении они приняли извинения от своих смотрящих в виде «накрытой поляны» и продолжили свою деятельность… Один «помогай» засунул в вывозимый им баул собственный товар. Это вызвало перевес груза и интерес таможни. Баул проверили, обнаружили нарушения и изъяли. Помогай «попал на бабки» у своих хозяев и был вынужден долго отрабатывать свой «косяк».
Вообще, прохождение таможни было самым важным моментом всей этой деятельности. Долгое время это решалось довольно просто — в паспорт вкладывалось 500 руб., которые таможенник перекладывал к себе в карман и баулы не досматривал. Но потом стали появляться смены из Москвы, об этом стали предупреждать «помогаев». Тогда уже другие силовики стали досматривать самих таможенников. Так, места работы уссурийских таможенников оборудовали видеокамерами.
Провозить товар стало сложнее. Его стали все чаще и чаще изымать как торговые партии. Тогда «помогаи» изобрели новый способ — они стали вывозить не по 240 кроссовок в одном бауле, а 240 «помогаев» стали вывозить по одному, перед самым пересечением перекладывая грузы по сумкам. Или как-то «помогаи» везли 400 только левых туфель. Через несколько недель повезли 400 правых. (Как известно, данная схема была придумана во времена «властвования» на границе бывшего депутата ЗС ПК, экс-владельца «Владхлеба» Геннадия Лысака. — Прим. «К»).
«Помогаи» могли обойти ряд положений закона, но общие законы экономики им были неподвластны. Падение рубля в два раза, с 5 руб. за юань до 10, сделало завоз китайских вещей просто невыгодным. К тому же наши власти ввели ограничения на ввоз допустимого беспошлинно товара с 50 кг до 25.
Огромное количество народа осталось не у дел. Компании, нанимавшие «помогаев», перестали платить деньги, и «помогайный» бизнес трансформировался в туристический. Турфирмы предлагали тебе бесплатный тур, но ты обязан был вывезти килограммы товаров. Люди стали просто пользоваться системой как бесплатной возможностью отдохнуть, отработав физически.
Но нет худа без добра. В связи с падением рубля стал выгоден вывоз русских продуктов.
Китайские коммерсанты приграничья провели серьезную деятельность, чтобы создать у себя на юге имидж русским продуктовым товарам как экологическим. Тут еще президент Путин президента Си Цзиньпина мороженым угостил. Официально вывоз этих продуктов начать было практически невозможно — протекционизм собственной пищевой промышленности в Китае очень силен. Для ввоза того же подсолнечного масла необходимо в самом Китае получать лицензию, почти запрещен завоз сыра. И именно «помогаи» стали палочкой-выручалочкой, вывозя в ручной клади «для собственного потребления» тонны сыра, шоколада и прочих русских продуктов и сдавая их целенаправленно в оптовые магазины, которые накапливали их, а потом отправляли товар на юг.
На переходе Сосновая Падь я недавно разговорился с женщиной из Покровки, которая вместе со своей малолетней дочкой везла в Китай коробки с шоколадом. «Берем на оптовом рынке в Уссурийске по 18, сдаем китайцам по 50, а они уже и по 100 продают. Пару раз в день иногда удается сходить».
Раньше вывоз вещей был выгоден китайской стороне, и она закрывала на это глаза — вся работа по борьбе ложилась на российскую сторону. Теперь беспошлинный ввоз продуктов из России стал уже невыгоден китайской стороне, и она тоже стала строго относиться к провозимой «помогаями» клади — изымать сыр, колбасу, вводить под это новые правила. А недавно вообще провела чистку своей таможни и компаний, ввозящих российские продукты посредством «помогаев». Это привело к закрытию большого числа скупочных пунктов в китайском приграничье. Однако и сегодня львиная доля продукции российского пищепрома и агропрома вывозится в Китай посредством «помогаев».
На днях губернатор Приморья Олег Кожемяко обратил внимание руководства страны на то, что теневая торговля кондитерскими изделиями во фронтире процветает. «Многие физические лица и китайские туристы злоупотребляют правилами 25 кг и вывозят беспошлинно в огромном количестве товары из Приморья. Растет теневой экспорт капитала, бюджет недополучает средства».
На прошедшем в конце мая во Владивостоке совещании первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов также коснулся этого вопроса: «Мы понизили челнокам нормы вывоза товара по ручной клади до 25 кг, и число ходок через границу увеличилось в разы. Надо думать, как ограничить данные поездки. Например, разрешать пересекать границу одному физлицу только один раз в день. Можно делать порог по количеству килограммов в месяц. Чтобы не стимулировать челноков, нужно стимулировать их, чтобы формировать грузы в партии. Сделать для них условия. Можно было бы создать условия, чтобы беспошлинно формировать перечень и объем товарных групп по 25 кг в день, и таких целый контейнер. Может, это будет для них чуть дороже. Но тогда такие грузы будут фигурировать в экспортных показателях. Но поможет ли это — вопрос. Наверное, будем решать проблему другими способами. Варианты есть».
После этого заявления сообщества жителей Приморья и логистов разразились в Сети саркастическими высказываниями с основной тональностью — «нет у вас вариантов». Но, похоже, что вот именно у «помогаечного» бизнеса-то уже вариантов и не осталось. Он так же исчезнет, как и бизнес «морских», перевозивших некогда десятками автомобили из Японии: с приходом в Приморье нового губернатора власть твердо взялась за реализацию основной поставленной перед ним задачи — возвращение в лоно федералов береговой и пограничной черты. Поэтому деятельность по искоренению «помогайства» как бизнеса будет только активизироваться.
Но «помогайный» бизнес как система все равно будет сопротивляться, выискивая новые лазейки в законах. Например, уже сейчас организованные группы китайцев по два раза в месяц совершают полеты в Сеул, где закупают таким же образом товары премиум-класса, как физлица вывозят в Китай и сдают заказчикам. Кто знает, что этим азиатам может еще стать интересным в нашей стране?