Исторически Приморский край был так называемой территорией фронтира — приграничья, со своими довольно специфическими экономическими отношениями, рождавшими и специфические профессии со своими названиями.
Например, во времена государственной монополии на спирт в Приморье появилась профессия спиртоносов, переносящих спирт через границу в места накопления до следующей ходки. Группы по 8–12 человек перетаскивали на себе спирт в тяжелых жестяных банках. Близ населенных пунктов они припрятывали товар (зимой зарывали в снегу), а затем незаметно проникали в селения. Здесь агенты китайских фирм помогали им распродавать товары либо через лавки, либо непосредственно местным жителям.
В среде местных русских поселенцев сразу же появился новый вид деятельности — люди пускали пал и в очищенных от травы местах целыми селами искали канистры со спиртом. Такой вид бизнеса даже имел свое название: «пойти за подснежниками».
С развалом СССР началось и построение новых экономических отношений с соседней КНР. Граница открылась, и из-за нее пошли китайские товары. Поначалу это был бартер: например, на кучу кипятильников или утюгов можно было выменять тюки «адидасов» и выгодно перепродать в России. Но со временем страны принимали новые законы, граница и таможня ужесточали свои правила. Однако и жизнь не стояла не месте, изобретая пути их легального обхода. В Приморье появилась целая профессия и прослойка людей, известных как «помогаи», ставших и являющихся неотъемлемой частью российско-китайской торговли и по сей день.
![Konkurent.ru](https://konkurent.ru/img/template/k-logo-16.png)
![«Бедный все равно не купит»: жесткое правило приморской торговли](/img/articles/5cedb75782254_sm.jpg)
Так получилось, что они стали выгодны и российской, и китайской стороне. Даже само их имя в обоих языках было созвучно. По-китайски «помогаев» стали в простонародье называть «банмангай», где «банман» — китайский глагол «помогать», а «гай» — «парень» по-английски. В официальной статистике их называют «дабао» («большой баул») — по сине-белым клеенчатым баулам — непременным спутникам «помогаев». «Помогаи» стали своеобразными сухопутными моряками, уходящими в свои регулярные сухопутные рейсы, возвращаясь на побывку и вскоре отправляясь в очередное штормовое «плавание»…
По таможенным законам вывоз и ввоз товарных партий попадал, во-первых, под лицензирование, а во-вторых, под пошлину, что значительно удорожало его стоимость и было «неподъемным» для ускоренно нищавшего населения приграничья. Однако частное лицо могло вывозить беспошлинно 50 кг любой продукции для личного потребления в виде ручной клади. Бизнес воспользовался этим правом. За вывоз 50 кг тебе предлагались определенные деньги. Ты должен был взять, например, 50 кг ботинок в Суйфэньхэ, убедить таможенника в том, что они все для твоей семьи, и сдать их представителям на русской стороне.
Этим занялись огромные массы людей — целые приморские деревни, оставшиеся без работы. Люди оформляли загранпаспорта и становились «помогаями». Большой процент среди них заняли и учителя, бросившие свою работу или начавшие подрабатывать по выходным. За каждую ходку с товаром люди, организовавшие эту систему, платили деньги. В разное время по-разному — 500, 800 руб. за переход. Как правило, «помогаи» занимались перевозкой две недели и затем две недели отдыхали от довольно трудной физически и психологически работы. Говорят, что заработок мог достичь 38000 за месяц. Люди делали по несколько ходок в день. Это делало положительную статистику пересечения границы — 600 тыс. человек в год, а в реальности это были все те же 200 тыс.
Работа была тяжела не только физически, но и опасна. Всегда. Например, во времена «поиска подснежников» спиртоносов контрабандисты и их агенты старались найти таких «искателей» и нередко прибегали к мести или, угрожая оружием, заставляли оплачивать «находки». То же и в наше время.
Например, в Суйфэньхэ в ожидании некогда единственного вагона «помогаи» положили свои баулы на рельсы. На гудки проходящего паровоза убрать груз не реагировали. Тогда китайцы развели пары. Одна из женщин бросилась спасать баулы и лишилась ног. Паровоз просто отрезал их… Два «помогая» из Камень-Рыболова ехали через границу на КамАЗе, в котором китайская таможня обнаружила контрабанду. Контрабанда была не их, но тем не менее «помогаи» отсидели в тюрьме две недели. По возвращении они приняли извинения от своих смотрящих в виде «накрытой поляны» и продолжили свою деятельность… Один «помогай» засунул в вывозимый им баул собственный товар. Это вызвало перевес груза и интерес таможни. Баул проверили, обнаружили нарушения и изъяли. Помогай «попал на бабки» у своих хозяев и был вынужден долго отрабатывать свой «косяк».
Вообще, прохождение таможни было самым важным моментом всей этой деятельности. Долгое время это решалось довольно просто — в паспорт вкладывалось 500 руб., которые таможенник перекладывал к себе в карман и баулы не досматривал. Но потом стали появляться смены из Москвы, об этом стали предупреждать «помогаев». Тогда уже другие силовики стали досматривать самих таможенников. Так, места работы уссурийских таможенников оборудовали видеокамерами.
![Konkurent.ru](https://konkurent.ru/img/template/k-logo-16.png)
![«Интернет–торговля все просто заполонила»](/img/articles/5cedb519c621b_sm.jpg)
Провозить товар стало сложнее. Его стали все чаще и чаще изымать как торговые партии. Тогда «помогаи» изобрели новый способ — они стали вывозить не по 240 кроссовок в одном бауле, а 240 «помогаев» стали вывозить по одному, перед самым пересечением перекладывая грузы по сумкам. Или как-то «помогаи» везли 400 только левых туфель. Через несколько недель повезли 400 правых. (Как известно, данная схема была придумана во времена «властвования» на границе бывшего депутата ЗС ПК, экс-владельца «Владхлеба» Геннадия Лысака. — Прим. «К»).
«Помогаи» могли обойти ряд положений закона, но общие законы экономики им были неподвластны. Падение рубля в два раза, с 5 руб. за юань до 10, сделало завоз китайских вещей просто невыгодным. К тому же наши власти ввели ограничения на ввоз допустимого беспошлинно товара с 50 кг до 25.
Огромное количество народа осталось не у дел. Компании, нанимавшие «помогаев», перестали платить деньги, и «помогайный» бизнес трансформировался в туристический. Турфирмы предлагали тебе бесплатный тур, но ты обязан был вывезти килограммы товаров. Люди стали просто пользоваться системой как бесплатной возможностью отдохнуть, отработав физически.
Но нет худа без добра. В связи с падением рубля стал выгоден вывоз русских продуктов.
Китайские коммерсанты приграничья провели серьезную деятельность, чтобы создать у себя на юге имидж русским продуктовым товарам как экологическим. Тут еще президент Путин президента Си Цзиньпина мороженым угостил. Официально вывоз этих продуктов начать было практически невозможно — протекционизм собственной пищевой промышленности в Китае очень силен. Для ввоза того же подсолнечного масла необходимо в самом Китае получать лицензию, почти запрещен завоз сыра. И именно «помогаи» стали палочкой-выручалочкой, вывозя в ручной клади «для собственного потребления» тонны сыра, шоколада и прочих русских продуктов и сдавая их целенаправленно в оптовые магазины, которые накапливали их, а потом отправляли товар на юг.
На переходе Сосновая Падь я недавно разговорился с женщиной из Покровки, которая вместе со своей малолетней дочкой везла в Китай коробки с шоколадом. «Берем на оптовом рынке в Уссурийске по 18, сдаем китайцам по 50, а они уже и по 100 продают. Пару раз в день иногда удается сходить».
Раньше вывоз вещей был выгоден китайской стороне, и она закрывала на это глаза — вся работа по борьбе ложилась на российскую сторону. Теперь беспошлинный ввоз продуктов из России стал уже невыгоден китайской стороне, и она тоже стала строго относиться к провозимой «помогаями» клади — изымать сыр, колбасу, вводить под это новые правила. А недавно вообще провела чистку своей таможни и компаний, ввозящих российские продукты посредством «помогаев». Это привело к закрытию большого числа скупочных пунктов в китайском приграничье. Однако и сегодня львиная доля продукции российского пищепрома и агропрома вывозится в Китай посредством «помогаев».
На днях губернатор Приморья Олег Кожемяко обратил внимание руководства страны на то, что теневая торговля кондитерскими изделиями во фронтире процветает. «Многие физические лица и китайские туристы злоупотребляют правилами 25 кг и вывозят беспошлинно в огромном количестве товары из Приморья. Растет теневой экспорт капитала, бюджет недополучает средства».
![Konkurent.ru](https://konkurent.ru/img/template/k-logo-16.png)
![За что ретейлеры устроили битву с банками](/img/articles/5cd0d1f67f1b6_sm.jpg)
На прошедшем в конце мая во Владивостоке совещании первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов также коснулся этого вопроса: «Мы понизили челнокам нормы вывоза товара по ручной клади до 25 кг, и число ходок через границу увеличилось в разы. Надо думать, как ограничить данные поездки. Например, разрешать пересекать границу одному физлицу только один раз в день. Можно делать порог по количеству килограммов в месяц. Чтобы не стимулировать челноков, нужно стимулировать их, чтобы формировать грузы в партии. Сделать для них условия. Можно было бы создать условия, чтобы беспошлинно формировать перечень и объем товарных групп по 25 кг в день, и таких целый контейнер. Может, это будет для них чуть дороже. Но тогда такие грузы будут фигурировать в экспортных показателях. Но поможет ли это — вопрос. Наверное, будем решать проблему другими способами. Варианты есть».
После этого заявления сообщества жителей Приморья и логистов разразились в Сети саркастическими высказываниями с основной тональностью — «нет у вас вариантов». Но, похоже, что вот именно у «помогаечного» бизнеса-то уже вариантов и не осталось. Он так же исчезнет, как и бизнес «морских», перевозивших некогда десятками автомобили из Японии: с приходом в Приморье нового губернатора власть твердо взялась за реализацию основной поставленной перед ним задачи — возвращение в лоно федералов береговой и пограничной черты. Поэтому деятельность по искоренению «помогайства» как бизнеса будет только активизироваться.
Но «помогайный» бизнес как система все равно будет сопротивляться, выискивая новые лазейки в законах. Например, уже сейчас организованные группы китайцев по два раза в месяц совершают полеты в Сеул, где закупают таким же образом товары премиум-класса, как физлица вывозят в Китай и сдают заказчикам. Кто знает, что этим азиатам может еще стать интересным в нашей стране?