2019-08-01T11:33:36+10:00 2019-08-01T11:33:36+10:00

Стратегические грезы: что задумали сделать во Владивостоке и сколько это будет стоить

Проекты на грани фантастики в столице ДФО обернули в монументальный труд. Что дальше?

Стратегия Владивостока — самый загадочный документ столицы ДФО. Он был разработан ДВФУ по муниципальному контракту от 2015 г. и в 2018 г. представлен на обсуждение городской думе. Тем не менее Стратегия до сих пор не принята мэрией в качестве официальной, хотя по законодательству сей продукт должен иметь каждый муниципалитет. Почему?

История вопроса

До 2015 г. Владивосток жил в соответствии со Стратегией от 2011 г., рассчитанной до 2020-го, а потребность в разработке новой возникла из-за нескольких обстоятельств. Это принятие 172-ФЗ, подготовка и проведение cаммита АТЭС-2012 (хотя надежды на последующий перенос части международных мероприятий федерального уровня во Владивосток не оправдались). Затем, в 2014 г., существенно изменилась международная обстановка, что предопределило «разворот России на восток». Были приняты законы о ТОР и свободном порте, решено создавать инновационно-технологический кластер на о. Русском и т. п.

Но и вновь разработанная к 2018 г. Стратегия столицы ДФО в ожидании утверждения успела устареть, поскольку за это время была подготовлена и принята Стратегия развития Приморского края до 2035 г. А, согласно 172-ФЗ, при разработке своих стратегических документов муниципалитеты должны ориентироваться на цели и задачи развития субъекта, частью которого они являются. Теперь городскую Стратегию нужно сопоставить с краевой и при наличии расхождений внести в нее необходимые правки.

В НИР по понятным причинам не отражены такие документы стратегического планирования, как указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» и Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. Также недавно была фактически упразднена концепция агломерации — земли Владивостокского ГО, Артемовского ГО, Надеждинского и Шкотовского районов, переданные ранее в распоряжение края, возвращены в пользование муниципалитетам. Владивостоку был передан статус столицы ДФО. При этом полностью изменился сам заказчик: техзадание на Стратегию ставила предыдущая администрация, а действовать по ней должна сегодняшняя.

Все эти события заставили мэрию повторно обратиться к ДВФУ с запросом на корректировку Стратегии: как пояснили в городском управлении по экономическому развитию, в контракте оговорен двухгодичный «гарантийный срок», в течение которого исполнитель обязан вносить необходимые правки в документ. Поэтому в июне с. г. в адрес исполнителя было направлено письмо о корректировке материалов НИР с учетом указанных документов стратегического планирования и условий муниципального контракта. Ответа от ДВФУ, руководство которого было занято в «Сколково» на «Острове 10–22», пока не поступило.

Что предлагается

Между тем Стратегия Владивостокского городского округа, доступная любому желающему на сайте мэрии, содержит много интересного. Функции Владивостока трактуются как «восточная опорная база первого евразийского трансконтинентального транспортного коридора и одновременно — восточное основание экономической и геополитической оси, которая включает в себя и функции центра международного сотрудничества России с АТР».

Полный документ представляет собой несколько томов общим объемом более 1000 страниц и столько же приложений. Приведем обзор самого важного — 155 предлагаемых проектов, разбитых по семи стратегическим инициативам.

Лидирующий в регионе уровень личной безопасности. Включает 11 проектов с инвестициями в 1 млрд и доходами к 2030 г. в 8,04 млрд. Предполагает снижение к 2030 г. числа убийств до показателя ниже 2,5 на 100 тыс. человек в год.

Достичь этого предполагается за счет возрождения целого спектра отрядов добровольной помощи: общественной правоохранительной деятельности (народные дружины, которые будут включать не менее 10% населения, в том числе детские и юношеские), добровольных пожарных дружин, отрядов взаимопомощи на дорогах, морских спасательных дружин. Предполагается создать центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, пункт временного пребывания для бомжей, учреждение первичной медпомощи при алкогольном или наркотическом отравлении. В цифровой сфере будет запущен интернет-портал мониторинга правонарушений, городская система видео- и фотофиксации нарушений, а также создана муниципальная парковочная полиция.

Структурное оздоровление экономики. Доля государственной и муниципальной собственности в общей стоимости фондов экономических субъектов на территории ВГО составит не более 18%, соотношение розничного сектора к сектору услуг — 2–2,1. Включает три проекта с затратами в 2,26 млрд и доходами в 17,3 млрд.

Городской общественный транспорт должен выйти на рентабельность и самоокупаемость за счет оптимизации маршрутной сети, перейдя от радиальной схемы маршрутов к кольцевой. Также нужно вовлечь в хозяйственный оборот не менее 200 га земель, прилегающих к транспортному каркасу города, и создать рынок дешевого заемного капитала для финансирования муниципальных инвестпроектов — обеспечить к 2022 г. не менее 5% расходных обязательств за счет выпуска муниципальных облигаций, которые до 2030 г. дадут доход в 5 млрд руб.

Новость, поражающая воображение. К 2022 г. во Владивостоке попытаются организовать муниципальный таксопарк для перевозок 5 млн пассажиров в год

Устойчивый рост доходов муниципального бюджета при сохранении профицита. Доходы должны составить 120 тыс. руб. на человека, валовой муниципальный продукт — 4 млн руб. на человека. Доходы бюджета города при неизменности базовых условий вырастут по сравнению с 2015 г. более чем в три раза, до 35 млрд руб. Изменится структура экономики: ведущими секторами станут финансовый сектор, торговля, транспорт и связь, обрабатывающее производство, операции с недвижимостью. Уровень бюджетной обеспеченности достигнет 45% от среднего значения по городам России. Направление содержит 17 проектов с затратами в 24,2 млрд и доходами в 71,3 млрд руб.

С 2018 г. по 2025 г. нужно создать муниципальный жилой фонд временного расселения площадью 5 тыс. кв. м, за 2017–2020 гг. — муниципальные автопарковки и стоянки маломерного флота на 3000 мест каждого типа; построить пляжные муниципальные зоны площадью 40 га. В 2020–2025 гг. должны быть построены муниципальные торгово-ярмарочные зоны площадью 20 тыс. кв. м, которые к 2030 г. принесут бюджету 6,6 млрд руб. дохода. К 2025 г. планируется возвести муниципальный конгрессно-выставочный центр площадью 10 тыс. кв. м (стоимость — 3,5 млрд), реконструировать муниципальные библиотеки, построить муниципальные спортивно-оздоровительные комплексы площадью 2000 кв. м, центр водных видов спорта, морской музей истории города.

К 2022 г. — организовать муниципальный таксопарк для перевозок 5 млн пассажиров в год, в 2018–2025 гг. — создать предприятие электрокаршеринга на 500 электромобилей, муниципальный парк аренды техники для благоустройства придомовых территорий. Также запланировано создать несколько муниципальных фондов: софинансирования малых инвестпроектов (на 2 млрд), страхования качества работ по муниципальным услугам (1 млрд), финансовых поручительств для получателей займов на освоение «дальневосточного гектара» (0,5 млрд), финансовых поручительств для перемещенных лиц, получающих банковские кредиты на дополнительное образование (0,5 млрд).

Реформа системы управления городом. Четыре проекта на 6,68 млрд с потенциальным доходом в 9,24 млрд. Включает проекты по созданию муниципального бюро статистики и мониторинга, инвестиционного агентства с капиталом в 1 млрд руб., ТОС микрорайонов и муниципальной службы по работе с ними и межмуниципального кредитного кооператива с капиталом в 5 млрд руб. (должен работать во Владивостоке, Артеме и Надеждинском районе).

Институты взаимодействия с вышестоящими уровнями власти — пять проектов на 1,97 млрд с потенциальным доходом в 3,31 млрд. Предполагают организацию единого южно-приморского диспетчерского центра мультимодальных транспортных перевозок, биржи контрактов индустриального аутсорсинга, биржи аутсорсинговых услуг гостеприимства, информационно-профилактический центр мобильного медицинского обслуживания населения агломерации, региональный диспетчерский центр мониторинга средств коммуникации и почтовой связи.

Новая модель пространственного развития — наиболее масштабное и затратное направление, содержащее 34 проекта на 1,133 млрд руб., с будущим доходом в 431,52 млрд.

Объем требуемых в Стратегии инвестиций — почти 1,2 трлн руб. — особенно впечатляет на фоне годового бюджета Владивостока в 14 млрд

Здесь потребуется возвести ряд крупных инфраструктурных объектов: делового административного района «Владивосток-Сити» на площади 50 га, с 500 тыс. кв. м недвижимости и 10 тыс. машино-мест; микрорайона новых технологий жизни «Иннополис» на 20 тыс. человек, 700 тыс. кв. м жилой недвижимости и 300 тыс. кв. м коммерческой; микрорайон «Зеленый угол» на 60 тыс. кв. м, 3 тыс. человек (до 2025?г.); микрорайон «Полуостров Саперный» на 2 тыс. человек, 40 тыс. кв. м; две площадки межмуниципального обменного жилого фонда — в п. Трудовое (на 300 тыс. кв. м) и в п. Де-Фриз (на 400 кв. м); город-спутник на берегу р. Суходол на 30 тыс. человек и 900 тыс. кв. м недвижимости с яхтенным портом и аэродромом малой авиации.

Для формирования широтной транспортной оси агломерации предполагается построить еще два низководных моста: через Амурский залив — с Моргородка на Песчаный и через Уссурийский залив — от м. Муравьиного до м. Виноградного. Развитие прибрежного паромного сообщения предполагает рост перевозок к 2025 г. в 15 раз за счет применения судов с экономичными силовыми установками. В районе Второй Речки к 2023 г. планируется построить интермодальный пассажирский комплекс: железнодорожный вокзал — морской вокзал — автовокзал — вертолетная площадка. На о. Русском в районе Поспелово должен появиться международный морской пассажирский терминал. Первореченский, Фрунзенский, Ленинский и Первомайский районы должны быть соединены внутренним транспортным кольцом, с мостом через Золотой Рог в районе Эгершельд — Диомид. Также Стратегия планирует постройку четырех новых транспортных развязок, шести автомобильных переездов через железную дорогу и ввод 2021 г. автоматической системы управления дорожным движением. Наконец, должна быть построена новая система ливневой канализации для защиты улично-дорожной сети города.

Экономика приоритетного инвестирования в человеческий капитал — девять проектов на 26,5 млрд с возвратом 15,83 млрд. Предполагает достижение объема бюджетных и внебюджетных инвестиций 8 млн руб. в год на человека, уровня занятости в 1,3–1,5 вакансий на одного безработного.

Для этого, согласно Стратегии, нужно построить фонд временного муниципального найма для расселения аварийного и ветхого жилья на 40 тыс. кв. м, создать муниципальную службу дистанционного мониторинга здоровья населения, негосударственный пенсионный фонд для поддержки работников муниципальных служб города в 10 млрд руб., фонд поощрения школьников — победителей олимпиад (100 млн), образовательный центр для обучения мигрантов на 1000 человек в год, образовательный центр для обучения общественных управленческих кадров на 3000 человек в год; центр локальных культурных практик. Кроме того, требуется построить сеть из 50 постаматов и пунктов выдачи 500 млн почтовых отправлений в год и дата-центр мощностью 5 МВт.

В 2000-х экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин чуть ли не первым в стране начал играть в стратегии. «Мозговые штурмы» все продолжаются, а регион, кажется, все глубже погружается в кризис

Как стать богатым и здоровым

Объем требуемых в Стратегии инвестиций — почти 1,2 трлн руб. — особенно впечатляет на фоне годового бюджета Владивостока в 14 млрд. Но на вопрос о том, где взять такие деньги, Стратегия отвечает весьма лаконично: «Финансовый план реализации Стратегии… предполагает, что администрация города аккумулирует средства, полученные в виде доходов от внебюджетной деятельности, и направляет их на финансирование Стратегического плана — 2030».

Источником этих внебюджетных средств должны стать частные инвесторы, для успешного привлечения которых нужно запустить «новую модель развития экономики, основанной на профицитном бюджете, увеличении доходов города, изменении структуры городской экономики», а также «финансовые механизмы привлечения средств, предоставление оформленных земельных участков с необходимой инженерной инфраструктурой, что предполагает соответствующее первоначальное вложение средств». Проще говоря, городской администрации предлагается сначала построить новую модель управления и вложиться в землю — а там и инвесторы подтянутся.

Но дело, как кажется, даже не в деньгах. Если сравнить Стратегию города и принятую полгода назад краевую Стратегию, то видно, что главный вопрос, на который они пытаются ответить, такой: за счет чего возможно развитие? По краевой Стратегии, за счет индустриальных проектов вроде «Звезды» и транспортно-транзитных узлов юга Приморья, относящихся к инфраструктуре второй промышленной революции. Городская Стратегия вполне справедливо рассматривает город как основную точку роста в терминах третьей — постмодерна, в котором он производит уже не тонны железа и бетона, а комфортные условия для жизни и сервисы для бизнеса. В этой же парадигме, как мы помним, были выдержаны рекомендации по обустройству Владивостока от японских и корейских консультантов.

Достаточно быстрый по историческим меркам прыжок Владивостока из милитаристического модерна в урбанистический постмодерн поставил городской топ-менеджмент в сложную ситуацию. С одной стороны, за последние 10 лет многократно вырос политический статус города, и это переместило его в фокус внимания федерального центра. Владивосток в какой-то степени превратился, как и планировалось, в площадку международной коммуникации России в АТР. С другой стороны, уровень экономического и инфраструктурного развития города повысился недостаточно и не соответствует его новым функциям. Стратегия предлагает, как кажется, способы преодоления этого разрыва, декларируя город как самостоятельный субъект действия в АТР от российской стороны, сопоставимый по авторитету с Сеулом, Токио, Сингапуром и другими азиатскими столицами.

Как говорят мировые гуру менеджмента, чем амбициознее цель, тем короче путь к успеху! Ну, или, в нашем случае, — к чему-нибудь другому.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ