«Туристы, убирайтесь домой». Мы стали слишком много путешествовать?

Не станет ли эксплуатация нового образа Приморья для него провалом
фото KONKURENT |  «Туристы, убирайтесь домой». Мы стали слишком много путешествовать?
фото KONKURENT

Феномен сверхтуризма сравнительно нов — слово overtourism вошло в лексикон в 2017 г., но от него уже пострадали Барселона, Венеция, Рейкьявик, Таиланд (властям пришлось закрыть для туристов тот самый пляж из фильма Дэнни Бойла «Пляж»), Филиппины и другие излюбленные туристами места. Во многих популярных европейских городах (в той же Барселоне, где на 1,6 млн местных жителей в 2017 г. пришлось 30 млн гостей) нередки протесты и часто встречаются граффити вроде «Tourists go home» («Туристы, убирайтесь домой»). В Европе даже появляются общественные организации по борьбе с негативным влиянием сверхтуризма на местных жителей.

Причина появления сверхтуризма — макроэкономическая. В последние пару десятилетий у среднего класса — а это десятки миллионов человек — появились средства на путешествия. Взять, к примеру, Китай: если в 2000 г. за его пределы выехали 10,5 млн граждан, то в прошлом году туристами стали около 156 млн. Но за всплеск интереса к туризму ответственность несет не только Китай. В 2017 г. путешествовали почти 40 млн россиян. Если в 1960 г. во всем мире насчитывалось менее 70 млн туристов, то сегодня их примерно 1,4 млрд.

Сверхдешевые авиалинии также работают на популяризацию туризма: если в 2015 г. мировые авиаперевозчики в общей сложности транспортировали около 3,5 млрд пассажиров, то к 2030 г., как ожидается, это число удвоится. Такие платформы, как Airbnb, снабжают желающих отправиться в путь доступными квартирами на любой вкус, что также вызывает протесты у резидентов.

С феноменом сверхтуризма, похоже, скоро придется столкнуться и Приморью. В первом полугодии 2019 г. регион посетили почти 400 тыс. иностранцев, более 300 тыс. из них – с туристскими целями. Прирост составил 25%. Лидером по динамике роста стала Австралия. Если в первом полугодии прошлого года гостями края стали чуть более 200 человек из этой страны, то в аналогичном периоде этого года – свыше 850, рост достиг почти 300%. Значительно изменился и показатель по Японии: с января по июнь край принял свыше 11 тыс. граждан этого государства. В первые шесть месяцев 2018 г. эта цифра составляла около 5 тыс. Увеличение – на 133%.

Также среди рекордсменов – Республика Корея, США и Индия. Из этих стран за первые два квартала года в регион прибыло 122 399, 1299 и 730 путешественников соответственно. Прирост составил 72, 120 и 31%. Наиболее массовым в Приморье по-прежнему остается туристский поток из Китая: с января по июнь гостей из Поднебесной было более 150 тыс.

Стоит ли нам бояться большого количества жалоб от местных и ущерба от нашествия «туристических вандалов»? KONKURENT.RU  спросил об этом экспертов.

Иван Еремеев, заместитель директора Владивостокского бюро путешествий и экскурсий:

— С одной стороны мы видим, что иностранные туристы поднимают экономику нашего края: туристы из Поднебесной снуют по владивостокским улочкам, покупают икру и конфеты «Птичье молоко», совершают набеги на ювелирные лавки. Но на самом деле большинство китайцев ездят во Владивосток, как и мы в Китай, по групповым спискам. Некоторые недобросовестные фирмы продают эти самые списки китайцам за 100 рублей с человека! Эти смешные цены и легкие деньги в долгосрочной перспективе оборачиваются провалом. Вместо того, чтобы полноценно принимать группы, мы получаем тысячу рублей за 10 человек. Понятно дело, что остальные турфирмы не могут работать в условиях такой конкуренции. Многие китайцы, которые едут к нам, останавливаются в гостиницах, которыми только номинально владеют русские, заказывают они свои же автобусы, обедают в своих ресторанах. Это все не секрет. Экономика Приморского края не получает ничего от такого туризма. Власть, к сожалению, пока просто не находит рычагов воздействия на такие недобросовестные компании.

Василий Нестеренко, директор ООО «ВИП Каскад», предприниматель:

— У нас очень маленький поток туристов. Наш регион должен в десять раз больше принимать. Но для этого нет инфраструктуры. У нас во Владивостоке даже нормального общественного транспорта нет, что тут можно еще сказать?

Антон Скорик, гендиректор группы компаний «Эталон»:

— Польза любого туризма, даже с приставкой «сверх», очевидна. Создаются рабочие места. Очень важно, что индустрия туризма развивает именно малый бизнес, улучшает качество жизни людей.

Николай Голояд, председатель комитета по городскому хозяйству Думы Владивостока:

— Во всем мире туризм — это благо, толчок для развития, а явление сверхтуризма — это всего лишь новый уровень вопроса. Задача в том, чтобы получить эффект. Тут надо еще работать и работать. Большая часть туристов — это гости из Азии, вот и надо развивать то, что им интересно.

Александр Зубко, почетный консул Народной Республики Бангладеш, председатель совета директоров группы компаний «Новик Групп»:

— Хотеть можно всего, а по факту реальность остается такой: выше головы не прыгнешь. Необходимо время, чтобы продолжить развиваться. В целом работа идет большая, правильная. Нужно учитывать, развивая международный туризм, культуру наших ближайших соседей. Она разная, и подход нужен разный: китайское население требует одно, корейское — другое, японцы — третье. Власти и предприниматели не должны об этом забывать, чтобы предоставить более качественную услугу.

Артем Самсонов, депутат ЗС ПК:

— Турпоток растет, но пока стихийной ситуации, такой, как, скажем, в Риме, нет. Из негативных влияний я бы отметил рост цен на морепродукты. Развитие въездного туризма началось во Владивостоке благодаря тому, что здесь все стало дешево для гостей из азиатских стран, а не потому, что здесь есть такие интересные места, как, например, Владивостокская крепость. Вот это действительно плохо.

Вообще-то за счет туризма живут страны третьего мира, бедные страны, у которых ничего нет. Они так пытаются выжить. Промышленность же приносит в экономику значительно больше доходов, чем туризм. Наша страна всегда была мировой державой, которая поднималась за счет промышленности, а не приема гостей.

Ольга Гуревич, исполнительный директор ЗАО «Агентство путешествий «Приморский клуб»:

— Приморский край к серьезному увеличению въездного турпотока пока не готов. Пропускная способность аэропорта не рассчитана на рост в разы. Со стороны моря в этом смысле ситуация позитивная: сейчас к нам могут заходить любые суда. В случае с железнодорожным транспортом, как и с автомобильными переходами, есть ограничения.

Заветная цифра — 10 миллионов туристов в год. К ней и нужно стремиться. Однако в крае очень остро стоит вопрос инфраструктуры. Когда появятся нормальные дороги и можно будет съездить, например, в Партизанский район за один день, то экскурсии выйдут за пределы центральной части Владивостока.

Константин Шестаков, директор департамента туризма Приморского края:

- Говорить о сверхтуризме применительно к Владивостоку и Приморскому краю как о части нового явления, которое захватывает туристические страны мира, еще очень рано. Приморский край стал сколько-нибудь заметным на карте въездного международного туризма с 2016 г.

Да, успехи уже есть: въездной туризм из Японии, Кореи и Китая, имеется значительно больший прирост турпотока, чем в остальных регионах России. По статистике, которая сейчас публикуется, в зависимости от рейтинга мы входим в топ-3–5 России по объему въездного турпотока в стране. Но говорить о сверхтуризме в рамках даже высокого сезона преждевременно.

На протяжении предыдущих двух лет инвесторы, в первую очередь из Приморья, активно вкладывают в коллективные средства размещения. Если еще года три назад остро ощущался недостаток мест в гостиницах, хостелах, отелях и на базах отдыха в Приморском крае, сейчас ситуация улучшилась. Не надо быть большим профессионалом, чтобы выявить количество работающих на сегодняшний день мест коллективного размещения. В этом плане растут возможности края и Владивостока.

Тот образ, который мы хотим эксплуатировать, — образ европейского города — привлекает азиатских туристов. Большим прорывом стали новые прямые авиарейсы по ряду направлений из стран — целевых рынков, которые нам интересны. Авиакомпании сами вкладываются в продвижение региона.

Местная команда рестораторов и другие игроки индустрии смогли запустить событийные мероприятия, которые заметны не только в нашем регионе. Это аутентичные фестивали, которые связаны с местным гастрономическим колоритом, они также привлекают новые потоки. Проведение событийных мероприятий, особенно в области гастрономии и спорта, действительно помогает растянуть сезон. Например, ледовый марафон в феврале был профессионально реализован, он привлек массу зрителей и участников, в т. ч. иностранных. В феврале около 30% авиабилетов на международных рейсах из Владивостока были проданы иностранным туристам.

Туристы, которые приезжают из любой страны мира, — они как витамины для Приморья, для любого бизнеса. Туристы непосредственно влияют на все отрасли народного хозяйства. Иногда говорят: «Китайцы не оставляют здесь деньги». Но это не так. Количество иностранных туристов во Владивостоке в прошлом году (657 000 человек) сравнялось с числом местных жителей. Но их покупательная способность в среднем выше. Мы ведь тоже на отдыхе стараемся не ограничивать себя.

Мы делаем акцент на работе с круизными операторами. У туристов, прибывших на лайнере во Владивосток, есть уникальная возможность пребывания 72 часа без визы. В этом году перед нами стоит важная задача по приему двух круизных лайнеров компании Royal Caribbean — одного из самых крупных глобальных круизных операторов. Были проведены дноуглубительные работы у причалов морского вокзала, и теперь порт Владивостока готов принять лайнеры-пятитысячники уже в сентябре.

Надо понимать, что для путешествующих на круизных лайнерах по Северо-Восточной Азии Владивосток является европейским городом. Это, безусловно, повышает нашу привлекательность — гостям из азиатских стран хочется увидеть другую картинку, которая отличается от привычной для них.

Комментарии (4)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Гость 2 месяца назад
0 0
Развиватели туризма, возит гостей не в электричках! 4 вагона. Электрички ходят редко. Для туристов должен быть туристический транспорт.
Деррек 2 месяца назад
0 0
В Питере та же самая картина, власти ничего не собираются делать с этой саранчой, которая ходит только в свои заведения.
Моня 2 месяца назад
2 0
Китайский Туризм РАЗВАЛИТ Туриндустрию ПРиморья точно так, как Китай поступил с Таиландом...
Nim 2 месяца назад
4 0
Китайцы начинают раздражать - они в городе повсюду, даже в спальных районах стали кучами появляться. Мне лично ни прямо, ни косвенно эти туристы ни дохода, ни иного блага не приносят, а только начинают мешать.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ