19 ноября начала действовать электронная платформа «За бизнес», запущенная Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с деловыми бизнес-объединениями. Основные проблемы, которые должна решить платформа, — необоснованное уголовное преследование предпринимателей и бессилие бизнеса перед местными правоохранителями.
Сегодня нередки случаи, когда для решения чисто экономических вопросов (например, споры по крупным сделкам, раздел или поглощение действующих предприятий) более сильная сторона — контрагент, а в некоторых случаях и бывший бизнес-партнер, — использует имеющийся административный ресурс и по «притянутым» основаниям возбуждает в отношении предпринимателя или его близких уголовное дело, в рамках которого проводятся обыски, задержания, изымаются документы, компьютерная техника, всячески осложняется как повседневная жизнь, так и ведение бизнеса. Доходит и до того, что предпринимателя могут отправить в следственный изолятор, чтобы «сломать» его и полностью лишить возможности управления делами.
Все попытки обжалования таких действий, как правило, бесполезны — согласно действующему законодательству, жалобу не может сразу рассмотреть, например, Генеральная прокуратура или центральный аппарат Следственного комитета: сначала необходимо «пройти» всю вертикаль, начиная с самого низа, на что уходит не один месяц. Получается, что предприниматель, возмущенный действиями местных правоохранителей, сразу обращается «наверх», откуда его жалобу «спускают» назад, на местный уровень, где либо нет интереса решать возникшую проблему, либо, напротив, имеется интерес в том, чтобы она оставалась нерешенной. Многие предприниматели устают бороться с системой, «ломаются» и уступают, после чего их уголовное преследование прекращается.
Новая система предполагает, что жалоба предпринимателя сразу попадет на рассмотрение «наверх», что позволит исключить случаи, когда жалобу на определенное территориальное подразделение оно же и рассматривает. Первично жалобы будут рассматривать сотрудники специально созданного АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», откуда после модерации на портале и проверки соответствия правилам портала обращения направляются уже в центральные аппараты соответствующих органов власти.
КАК ОБВИНЯЮТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
(на основе обращений к бизнес-омбудсмену Б. Титову)
С одной стороны, это хорошо: у предпринимателей имеется новый инструмент для защиты своих прав, который гарантирует, что жалобы точно будут рассмотрены компетентными незаинтересованными лицами в центральном аппарате ведомства. Следовательно, выше вероятность того, что незаконные действия местных правоохранителей не останутся безнаказанными.
С другой — подобный подход как элемент государственной политики представляется изначально порочным, поскольку он не устраняет причину проблемы, а лишь борется со следствием. На сегодняшний день система надзора за деятельностью правоохранительных органов и без того раздута: в правоохранительных органах имеются самостоятельные структуры, занимающиеся проверкой деятельности подчиненных, надзор сразу за всеми осуществляет прокуратура, дополнительно действует множество уполномоченных для контроля за соблюдением прав отдельных категорий лиц (например, уполномоченный по правам предпринимателей). Получается, что вся выстроенная система работает неэффективно, в связи с чем приходится искать подобные «обходные» решения, не требующие серьезных ресурсозатрат.
При таком подходе общее качество работы правоохранителей не вырастет, а количество злоупотреблений на местах не уменьшится. Во-первых, Москва — далеко, а рассмотрение жалоб будет занимать не меньше 20–30 дней, в течение которых предприниматель будет подвергаться постоянному давлению. Во-вторых, нечистые на руку сотрудники правоохранительных органов не боятся ответственности — в подавляющем большинстве случаев нарушения закона сходят с рук вовсе либо нарушивших привлекают лишь к дисциплинарной ответственности. В-третьих, никто не отменял человеческий фактор — конкретный исполнитель точно так же может исключительно формально рассмотреть поданное обращение и представить отписку. В-четвертых, сервис работает только с обвиняемыми в совершении экономических преступлений, — а как быть всем остальным? Давление на предпринимателей оказывается не только через уголовные дела по экономическим преступлениям.
Конечно, хотелось бы, чтобы проблемы решались, а нарушения устранялись не «сверху», а на местах. Иначе выходит, что самостоятельно правоохранительные органы в регионах эффективно работать не могут, и это наводит на определенные выводы. Вместе с тем, несмотря на недостаток системной работы над улучшением качества работы правоохранителей, попытки поиска решений проблем предпринимателей не могут не радовать. А насколько эффективным окажется механизм запущенной платформы — покажет время.