Дума Владивостока приняла бюджет Владивостокского городского округа на 2020–2022 гг. Основные его параметры на 2020 г. утверждены по доходам в сумме 16,39 млрд руб., по расходам — 16,33 млрд руб., профицит — 55 млн руб. В 2021–2022 г. профицит будет составлять уже 200 млн руб. Стоит ли смотреть на городскую казну печальными глазами?
Доходы федерального бюджета физически падают, несмотря на инфляцию, которая, наоборот, должна «гнать» не только цены, но и налоги в них вверх. Почему? Доходная часть бюджета ВГО сократилась по двум причинам. Первая — сокращение объемов межбюджетных трансфертов из краевого бюджета. А это в основном средства, направленные на реализацию муниципальных программ. Причем объем бюджетных ассигнований всех уровней бюджета бюджетной системы согласовывается еще на этапе разработки самой программы. Поэтому причина отсутствия информации о межбюджетных трансфертах в 2022 г. не совсем понятна. Объяснить это можно лишь тем, что на данный период не все муниципальные программы скорректированы в рамках указа президента №?204 в части ресурсного обеспечения. Но, судя по информации, размещенной на сайте администрации, все бюджетоемкие программы скорректированы и согласованы с финансовыми органами краевой администрации, так как они приняты и официально опубликованы.
Скорее всего, это обусловлено тем, что еще не утверждены объемы межбюджетных трансфертов на 2022 г. в краевом бюджете, но это чисто процедурная составляющая, подлежащая оперативной корректировке в январе, когда краевой бюджет будет принят.
Вторая причина сокращения доходной части местного бюджета в части налоговых и неналоговых поступлений (собственные доходы) связана с изменениями в бюджетном законодательстве, в частности внесены изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Штрафы и иные суммы принудительного изъятия». В соответствии с ней штрафы будут поступать в тот бюджет, из которого финансируется орган, должностное лицо которого наложило этот штраф. Потери бюджета ВГО только в 2020 г. составят около 147 млн руб. Также серьезные изменения коснутся отчислений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), и разрыв между плановыми значениями в ранее утвержденном бюджете составит более 1 млрд руб. Это очень существенная сумма. Еще неналоговые поступления сократятся из-за уменьшения доходов от реализации муниципального имущества и земельных участков ввиду изменения кадастровой стоимости.
Но, несмотря на изменения правового характера, порядок цифр бюджета в части налоговых и неналоговых поступлений в 2020 г. и плановых периодах 2021 и 2022 гг. отражает отклонения в сторону незначительного увеличения, а именно от 9,4 млрд руб. в 2020 г. до 9,7 млрд руб. в 2022 г.
В контексте данного вопроса следует озадачиться другим: почему с момента принятия в 2014 г. закона о свободном порте Владивосток, принятия в 2018 г. актуализированной Стратегии социально-экономического развития Владивостокского городского округа, Стратегии СЭР Приморского края нет ощутимой динамики роста доходной части бюджета ВГО? Где резиденты, где рабочие места, где налоги (кроме преференциальных налогов на прибыль, на имущество, на землю)? Где амбициозные инвестиционные проекты, представленные в стратегиях? И, как следствие всего этого, кардинальное изменение структуры экономики?
Чтобы получить полный, развернутый ответ на этот вопрос, необходимо понять, как осуществляется стратегическое планирование на территории городского округа ответственными за это уполномоченными органами местного самоуправления, как выстраиваются отношения в рамках межбюджетного взаимодействия с субъектом, в части нормативов бюджетных отчислений и многое другое. Бюджет — это следствие экономической политики муниципалитета.
Основная тревога в части межбюджетных трансфертов вызвана столь резким их сокращением. Но надо понимать, что вышестоящий уровень бюджетной системы участвует в увеличении доходной части муниципалитетов только в разрезе целевого софинансирования муниципальных программ. И, как мы помним, в бюджете 2019 г. существенное увеличение (более 5 млрд руб.) произошло за счет межбюджетных трансфертов на проведение работ по благоустройству мест общего пользования, на ремонт дорожной инфраструктуры, придомовых территорий. И, конечно, горожане искренне порадовались столь щедрому «подарку» краевой администрации для еще не столицы Приморского края в надежде, что этот аванс придаст импульс развитию экономики Владивостока.
Здесь надо быть объективными, адекватно оценивая возможность органа местного самоуправления «переварить» этот объем финансовых ресурсов. Хватит ли производственных мощностей на территории для осуществления перечисленных выше работ, возможно ли процедурно в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе» организовать закупки и найти ответственных исполнителей-поставщиков, достаточно ли структурные подразделения муниципалитета «вооружены» в части проектной документации для включения в конкурсные процедуры? Возможно, этим и обусловлены параметры принимаемого бюджета на 2020 г. и плановые периоды до 2022 г.
Сокращение расходов бюджета на 2020 г. по таким важным разделам, как «Национальная экономика» (сокращение почти на 3 млрд руб.), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (сокращение на 1,3 млрд руб.), конечно, вызывает некоторую обеспокоенность — как это отразится в целом на экономической активности всех хозяйствующих субъектов ВГО в аспекте мультипликативного эффекта. Также нельзя сказать, что сокращение расходов на 884,8 млн руб. по таким разделам, как «Социальная политика» и «Образование», не отразится на качестве и количестве муниципальных услуг. Притом что по своей структуре бюджет ВГО можно назвать социально ориентированным.
На 2021 и 2022 гг. также сохраняется тенденция к уменьшению бюджетных ассигнований по вышеназванным разделам. Особенно резкий спад наблюдается по разделу «Образование» (с 9,2 млрд руб. в 2020 г. до 3,2 млрд руб. в 2022 г.). При этом следует отметить, что в рамках реализации бюджетной политики администрация ВГО неукоснительно на протяжении нескольких лет сохраняет курс на сокращение долговой нагрузки, чем и обусловлен переход на бездефицитные бюджеты муниципалитета. Расходные обязательства формируются исходя из потенциальных возможностей, т. е. собственных налоговых и неналоговых поступлений. И сегодня давать однозначную оценку параметров бюджета без оценки состояния экономики ВГО некорректно.
Соответствует ли этот уровень доходов столичному статусу города? Если бы уровень доходов местного бюджета оценивался относительно статуса города, тогда в рамках бюджетного законодательства были бы закреплены отдельные нормы и положения. Статус столицы — скорее имиджевая составляющая. Размещение в границах ВГО федеральных структур — это в первую очередь улучшение системы администрирования. Не решил губернатор — рядом решит полпред… Но это иллюзия.
Есть понятия закрепленных за органом власти полномочий, под которые выделяются определенные объемы бюджетных ассигнований. То, что эти объемы бюджетных средств вольются в экономику ВГО, хорошо. Если администрации будут переданы дополнительные полномочия для осуществления каких-то функций как столицы региона, то это также будет корректироваться в части ресурсного обеспечения. Стоит цель сделать Владивосток лицом региона. Под эту цель будут направлены дополнительные ресурсы. Но надо помнить об отрицательном опыте уходящего 2019 г. Неэффективное освоение средств межбюджетных трансфертов отразилось на качестве дорожной инфраструктуры, озеленения и благоустройства в целом. Помимо средств нужен еще и опыт их освоения. Чего, к сожалению, в городе оказалось мало.
Можно ли назвать бюджет ВГО бюджетом развития? Я еще раз повторюсь: в рамках рынка не бюджет должен развивать экономику, а экономика должна формировать потенциальные финансовые возможности муниципалитета. А отсюда, как следствие, и расходные обязательства. От качества стратегического менеджмента в органах власти, от способности реализовывать намеченное зависит развитие. И тут все органы исполнительной и представительной власти всех уровней ответственны за результаты.
Как сокращение городского бюджета скажется на жизни горожан, на развитии городской среды? Любое сокращение не способствует улучшению качественных характеристик, особенно если это среда нашего проживания. Но не надо быть пессимистами: бюджет — это очень живой процесс, подвергающийся постоянным корректировкам относительно приоритетов развития. Весь этот правовой, финансовый, управленческий массив находится под пристальным надзором населения.
Результаты деятельности органа власти подлежат ежегодной оценке эффективности и результативности, и по их итогам, как правило, осуществляется корректировка в ежегодные планы, в том числе и в бюджет. Здесь важнее другое — наличие профессионального опыта у всех участников бюджетного процесса и желание улучшать то, что имеем.