Они бросают университеты. Почему?

фото KONKURENT |  Они бросают университеты. Почему?
фото KONKURENT

Университетские годы принято считать лучшими и самыми счастливыми. Однако частенько новоиспеченные студенты не справляются с нагрузкой, впадают в депрессию и быстро покидают вуз.

Спросите старшеклассника: чего он хотел бы сейчас больше всего? Вариантов услышите много, но среди популярных ответов обязательно будет скорее выпуститься из надоевшей и скучной школы, сдать ЕГЭ и поступить в престижный университет, в котором ждет прекрасная студенческая жизнь. Задайте этот же вопрос студенту, и он вам расскажет, как в вузе ограничивают его свободу, какие приходится посещать бесполезные и неинтересные лекции. В представлениях и школьника, и студента период учебы — время максимальной несвободы. Там, за пределами учебных заведений, по мнению ребят, их ждет работа мечты с высокой заработной платой, свободным графиком и красивым офисом.

Ожидания от университета бывают настолько высокими, что разочарование преследует недавних абитуриентов буквально с первых дней занятий. Когда «К» спрашивал, что пошло не так, ответы получал довольно размытые. В целом у молодых людей есть представление о том, что высшее образование необходимо, но отсутствует понимание, что конкретно, кроме заветной «корочки», они могут от него получить. Нельзя сказать, что претензии студентов всегда безосновательны, ведь зачастую они относятся непосредственно к образовательному процессу, и задача преподавателей и ректората — к ним прислушиваться. Не получается. Ни у тех, ни у других.

В результате, пожаловался недавно корр. «К» Виктор Храбров, начальник Главного управления Минюста России по Приморскому краю, 50% студентов-юристов уже мечтают покинуть стены университета. Явление настолько заразное, что охватывает чуть ли каждую дисциплину в любом вузе. А потом навыками выпускников недовольны 90% работодателей. Что же не так?

Николай Матвиенко, экономист: Это проблема высшей школы, дефект системы высшего образования, накапливавшийся десятилетиями. Ну и немного нашей местной приморской специфики, когда, например, ДВФУ работает в режиме «сельского клуба», а не «альма-матер»: симпозиумы, саммиты, фестивали… А образовательный процесс — вторичное. Он скорее мешает.

Учебный год постоянно комкается ради «экономических форумов». Дошло до того, что за месяц до «времени че» натурально выселяют целые кафедры из кабинетов, завозят койки для солдат охраны ВИП-лиц, оцепляют учебные корпуса и «всех с пляжа…». Повторяю: не общаги выселяют, что хоть как-то было бы объяснимо: все же общежития — это жилые помещения. В армейские казармы превращают кафедры, учебные аудитории. Преподавателям вход только по спецпропускам, не всем и не везде.

Университета у нас просто НЕТ, и студенты, помыкавшись на острове годик, начинают это смекать, — вот и забирают документы. Честно говоря, мне стыдно за всех этих важных дяденек в пиджаках. Ну и за бюджет ДВФУ, который больше бюджета города Владивостока, но по факту тратится на покос лужаек и комфорт для работы пресс-службы: красивая картинка на заднике, когда дядя в пиджаке на камеру вещает электорату.

А в целом — да: высшая школа сейчас в России переживает не лучшие времена. Такова установка правительства, посчитавшего, что стране нужны колледжи, а не университеты: нужны «специалисты», умеющие «крутить гайки» и не задающие вопросов типа «Зачем?».

Этого, кстати, и бизнес тоже хочет. Сегодня крупные высокотехнологичные компании рекрутируют кадры по соцсетям. «Гугл», «Эппл» не спрашивают дипломы. Они собирают «большие данные» о пользователях и вычисляют — кто реально на что способен. Нащупали в Сети по отзывам «хакера»: «О! Этот парнишка умеет ловко делать программы? Молодец! Иди к нам. Здесь не важно, сколько тебе лет и из какого ты вуза. Даже не важно — учишься ли вообще где-нибудь! Мы берем «на проект», платим жменьку наличных, и никаких «соцпакетов». Проект закончим, и досвидос».

Но молодежи ведь больше и не надо. Молодежи нужны деньги «здесь и сейчас», а не все эти сказки про «светлое будущее». Вот компании и экономят, черпая интеллект без лишних затрат. А высшая школа, вместо того чтобы адекватно реагировать на этот вызов, работая над качеством образования, сама ударилась в «клубную показуху».

Юрий Авдеев, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук: «Прежде всего, диплом уже давно не рассматривается как путевка в жизнь. Студенты не понимают надобности в высшем образовании, так как с его получением ничего не происходит. Уже четыре года в университете для них считаются просто потраченным зря временем. Молодежь уверена, что и без диплома можно получать деньги и обеспечивать себя, и они в этом правы. Тот же общепит весь забит молодыми ребятами, и деньги они получают там приличные. Им образование абсолютно не нужно.

Также и сам уровень образования уже снижается. То, о чем говорят сейчас преподаватели, всем давно известно, ничего нового они уже дать не могут студентам, потому что их самих загнали в такие узкие рамки, где им нужно писать отчеты, заполнять и составлять множество бумаг, а на самообразование у них просто не остается времени. Думать некогда. Это тоже сказывается на учебном процессе и снижает интерес со стороны учащихся.

И третья сторона вопроса заключается в том, что никто больше не требует квалифицированных сотрудников, всем нужны «принеси-подай», а потом из «принеси-подай» компании затачивают ребят под себя, где они могут даже неплохо вырасти в профессиональном плане.

Раньше я сам преподавал, перестал в начале нулевых, и уже тогда потухали глаза студентов. Что уж говорить о нынешнем времени, когда информацию можно найти самостоятельно обо всем. Потребность в людях, которые чему-то могут научить, уходит на задний план».

Татьяна Жаворонкова, специалист ВГУЭС по работе со студентами: «Из 1380 поступивших в 2015 г. во ВГУЭС доучились до конца и в 2019 г. получили диплом 836 студентов, а за четыре года обучения отчислились 544 студента. Мы у себя в университете заметили тенденцию на то, что студенты именно первого курса, только начавшие обучение, начинают переходить на другие направления или вовсе отчисляются. Происходит это потому, что образование им выбирали родители, они же их «затолкали» в университет, а попав сюда, ребята понимают, что им вообще неинтересно то, куда они попали. Количество таких студентов увеличивается с каждым годом. Раньше студенты как-то более терпимо относились, а сейчас они видят множество выбора и не хотят терпеть то, что им не нравится, из-за того, что просто «надо».

У студентов, бросившие вузы, сове мнение.

Оксана Петренко, 21 год, студентка: «Я поступила на «Горное дело», проучилась год и отчислилась, потому что было неинтересно. Мне не ясно, зачем такое огромное количество предметов, которые никак не связаны с выбранной специальностью. Складывалось впечатление, что университет будто забивал часы. Между тем учеба стоила мне примерно 100 тыс. в год и хоть как-то окупалась. Мы понимали, что преподаватели заинтересованы в том, чтоб дать нам какие-то знания.

Позже пошла учиться второй раз, можно сказать, для родителей, выбрав уже «Экономику». Сейчас понимаю, что учусь и для себя тоже, потому что наличие высшего образования лишним не будет, а пока время и возможности позволяют, почему бы и не получить его? Причем я уверена, что даже если и понадобится кому-то мой диплом, то в него даже не заглянут, важно будет просто лишь его наличие, поэтому сейчас я учусь заочно».

Евгений Янушевский, 28 лет, программист: «Я отучился на программиста, получил степень бакалавра и решил продолжить обучение в магистратуре по прикладной информатике. На тот момент я много работал уже, параллельно учился и даже вел пары. В магистратуре некоторые дисциплины были интересные, но большинство настолько неразумно находились в расписании, что отбивали все желание. Учебный план был отвратительный.

Последней каплей стала дисциплина, которую вела одна женщина, отказывающаяся понимать, что нам уже много лет, и посещать абсолютно каждую пару просто невозможно, и зачета нам было не видать даже с одним пропуском. Мы работали по программе нулевых годов, которой даже на тот момент никто уже не пользовался. Мы рисовали пирамидки с табличками на втором курсе магистратуры, разве это нормально?

В итоге я стал больше работать, учиться времени было все меньше. Потом и вовсе перестал посещать занятия, а спустя некоторое время пошел и забрал диплом бакалавра, и все — так и закончилась магистратура. Ни на одной работе диплом не требовался, я его приносил, потому что он у меня есть, но в него, если честно, даже никто ни разу не заглянул».

Эмин Ганбаров, 28 лет, предприниматель: «Я учился в таможенной академии платно, три раза был на практике и каждый раз убеждался, что эта система абсолютно точно не моя. У меня был конфликт с деканом, который на комиссии на третьем курсе меня и отчислил. Я после этого восстановился и на четвертом курсе отчислился сам. Параллельно учился еще на юридическом факультете в ДВФУ, чтоб знания получить более обширные, и оттуда ушел прямо перед дипломом.

В академии я учился на таможенного логиста, пять лет тогда занимало получение этого образования, а в соседнем корпусе за 30 тыс. рублей на двухмесячных курсах повышения квалификации ты получаешь те же знания и сертификат таможенного логиста и можешь прийти в любую компанию и устроиться на работу. Вопрос: зачем учиться пять лет, если можно сделать это за два месяца, — покоя не дает до сих пор.

Десять лет прошло после университета, диплом у меня так ни разу нигде даже не спрашивали. Сейчас у меня свой бизнес, недостатка в образовании я никогда не чувствовал. Всегда сам читал, был любознательным, мозги точно не деформировались, но знания из вузов считаю абсолютно бесполезными. Занимайтесь самообразованием, проходите курсы и устраивайтесь на работу. Диплом для галочки, конечно, неплохо иметь, но слишком уж дорога и бесполезна она. Время идет, все модернизируется, а система образования остается такой же, как 20 лет назад».

Роман Кольцов, 46 лет, предприниматель: «Я учился в МГУ им. Невельского в девяностые годы, тогда он еще назывался ДВВИМУ. Попал я туда по конкурсу, учиться было интересно, но так как время это было безденежное, а работать и зарабатывать мешала учеба, я и не стал доучиваться и ушел на третьем курсе. Об этом никогда не жалел, и если диплом в молодости и требовался куда-то, то честно говорил, что у меня неоконченное высшее, и просто показывал, что я достаточно умен, чтобы где-то работать.

Я четко понимаю, что образование сейчас ничего не дает, а решают все только твои личные компетенции, качества и связи. Вообще считаю, что учиться нужно идти не раньше 25 лет и только по собственному желанию и интересу. Поэтому даже на детей своих не давлю, захотят отчислиться — значит, отчислятся. Главное — не терять интереса к своему развитию, не переставать читать, изучать этот мир и расширять свои интересы и кругозор».

 

Комментарии (9)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Аноним 1 месяц назад
0 0
25% в вузы, остальные в техникумы и гпту, но за 20 лет всё развалили и ничего стало не нужным. С высшим учебным заблуждением 100% работают не по специальности. Вот это реформы!!!!!!!!! Ура вован вованыч.
Сергей 1 месяц назад
0 0
Для начала нам всем нужно вернуться к нормальному подходу, когда получают диплом 30...50% от поступивших.
Аноним 1 месяц назад
0 0
Концерты хотите смотреть офф-лайн, а учиться по телевизору. Когда прекрасный специалист читает лекцию, ведет тебя за своей мыслью, заставляет думать, и рядом люди, которых это тоже захватило - это лучше концерта. А вот дать возможность работать на практике студентам по специальности - не выходит. Ни в институтах, ни в колледжах. Не берут работать без Корочки! Я говорю об инженерных специальностях. А работать в режиме клуба заставляет руководство. Причем уровень конференций становится все ниже, это перепев без исследований чужих работ. В лучшем случае умное обобщение. Студенты не хотят ни думать, ни учить. С одной стороны, информацию можно найти часто в интернете. Но они не умеют отбирать, хватают первую попавшуюся. Плагиат процветает. Несмотря на все антиплагиаты.
Александр 1 месяц назад
1 0
Генеральная цель образовательной реформы - сделать образование цифровым. То есть, онлайн. Легализовать это призван новый ФГОС-3++. В Америке всё образование - платное. Там развита система образовательных кредитов. Учиться в Америке очень престижно, так как это избавляет от необходимости работать. Но кредиты нужно отдавать. То есть, всё равно работать. Так что классическое образование может получить не всякий. Но это классическое оффлайн образование. Онлайн образование имеет другую социальную аудиторию - это те, кто не может платить за классическое образование. Открытый университет в Англии имеет 1,5 млн слушателей. А другой университет в Турции - аж 15 млн. Да, до выпуска доживает всего 30%. Но у них ЕСТЬ тяга к знаниям, потому что знания дают право управлять миром. А у нас тяги нет. Удобнее жить по принципу "Подай, поднеси". Жестокой будет расплата за это. И винить будет некого - кроме самих себя. И сделать уже нельзя будет почти ничего. Не пренебрегайте учёбой в университете!!
Аноним 1 месяц назад
1 0
Лия я конечно могу ошибаться, но подумайте как на онлайн лекции можно научить студента работать руками, в лаборатории, в операционной и т.д. Конечно можно запустить программу которая покажет как это все делается, но только вот сто это за специалист получится страшно себе представить
Рерих 1 месяц назад
1 0
Система сельских клубов везде, по всей стране вместо вузов олни фестивали, которые не дают никаких знаний.
Лия 1 месяц назад
0 5
Высшее образование нужно сделать дистанционным. Любую лекцию можно провести онлайн. Один лектор охватит бОльшую аудиторию. Только это должен быть действительно хороший лектор, а не самодур, которых в высшем образовании много. Есть специальность, которую хочет получить человек. В соответствии с ней есть список дисциплин и учебный план, которые необходимо изучить. Студент сам выбирает лектора по каждой дисциплине и учится. Именно учиться. Преподаватель не видит спящих на задних рядах студентов, не отвлекается на них, тратя время обучения бодрствующих и впитывающих знания. У сознательных студентов не пропадает желание учиться. Процесс обучения становится эффективным. Только экзамены оставить как есть. Можно даже ужесточить, чтоб контроль знаний был на уровне. Вот зачем нужны эти сотни тысяч преподавателей, ненавидящих студентов? Зачем некоторым студентам ставят зачёт за факт присутствия? Они что, во сне информацию усвоили? Устаревшая, бессмысленная и не эффективная система сейчас.
Лена 1 месяц назад
13 2
Очень много стало таких статей. Заказ?
Иван-дурак 1 месяц назад
1 2
Вся система разваливается ...
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ