2019-07-02T12:07:04+10:00 2019-07-02T12:07:04+10:00

«Они не способны работать, потому что не знают как»

К власти на рынке труда пришло поколение Y. «Взрослые подростки» штурмуют компании, занимают различные должности. Но в большинстве своем эти «дипломированные специалисты» не готовы трудиться, ведь для них трудоустройство в современном мире — не более чем игра. В любой момент игрок может сменить локацию. Работа «по фану» влечет за собой повсеместную депрофессионализацию труда. На место уволенных бездельников приходят такие же бездельники, потому что других работников, кажется, уже просто не существует.

Самые странные «игреки» — студенты. Они не способны работать, не умеют и не хотят самообразовываться дальше. Опрошенные топ-менеджеры компаний признались, что они не знают, какую работу им давать и что вообще с ними делать.

Дипломный нюанс

В современном мире ценность диплома о высшем образовании остается под большим вопросом. Данные Роструда за 2017 г. показали, что только у 27% «высокообразованных» жителей России работа полностью соответствует их специализации. И работодатели в первую очередь смотрят на soft skills кандидата, отодвигая «картонку с оценками» на задний план.

Образование стало общедоступным, но обучение в университете — удовольствие не из дешевых. В Приморье цена на обучение в вузе ежегодно растет. В этом году абитуриентам ДВФУ учеба на престижной специальности обойдется в 210 тыс. руб. за учебный год. В медицинском университете эта сумма составляет от 230 тыс. руб. до 290 тыс. руб. Лидерами в списке стали Дальрыбвтуз и МГУ им. адм. Невельского, цены в которых выросли до 330 тыс. руб. Наименее затратное обучение во ВГУЭС — 175 тыс. руб. в год. По информации отделения ПФР по Приморскому краю, за учебный год родители потратили на обучение детей в вузах более 208 млн руб.

Но качество образования абсолютно не соответствует затратам: знания, которые преподаватели пытались «запихнуть» в головы студентов, оказываются неактуальными и никак не коррелируют с современной действительностью. В нынешней системе образования преподаватели поставлены в условия так называемой потогонной системы, так что им самим некогда повышать свой уровень знаний. Студенты не имеют представления о многих вещах, потому что оказываются малотребовательны к преподаванию, ведь они пришли не за знаниями, а за «корочкой».

Андрей Якимчук, генеральный директор ПАО «Славянский СРЗ»: «Вузы пачками штампуют непонятно кого, специалистов, которые никому не нужны. Готовят на одни профессии, а востребованными оказываются совершенно другие. И где потом оказываются эти выпускники? Министерству образования и местным департаментам образования и науки следует регулярно проводить анализ, какие профессии востребованы и каких специалистов выпускает университет, и привлекать людей в актуальную на рынке труда сферу. В настоящий момент университетская система понимает, какую профессию может продать большему числу людей, поэтому выпускает сотни юристов, в то время как нужны инженеры. В связи с этим ощущается тотальная нехватка кадров, действительно востребованных на рынке труда».

Галина Попова, директор кадрового агентства «Карьера-Форум»: «На самом деле существует мнение, что повсеместное высшее образование — это своеобразная форма безработицы. Я придерживаюсь мнения, что высшее образование не должно быть всеобщим. Если человек решил строить определенную профессиональную карьеру, то для него важен и выбор университета, и диплом. А если это всего лишь форма занятости для видимости, чтобы время занять и провести его достаточно комфортным образом, то это просто способ отложить проблему».

Этот замкнутый круг превращается в зря потраченное время, загубленные финансовые средства государства и выброшенные на ветер деньги родителей. Сергей Федоренко, председатель совета АСО «Альянс строителей Приморья»: «Практически для любой работы достаточно девяти лет школьного образования и двух-трех лет специального профильного образования по выбранному направлению. Тогда это будет отличный специалист, который не выкинул кучу лет своей жизни на бесполезное просиживание в университете и голова которого не забита лишней ерундой. Ведь что такое последние классы школы и пять лет университета? Это целых семь лет, в течение которых человек из ничего не умеющего может стать настоящим профессионалом».

Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук, член экспертного совета по стратегическому развитию города Владивостока: «Качество высшего образования, мягко говоря, просело, как, впрочем, и готовность студентов обучаться. Не могу с уверенностью сказать, что преподаватели и вузов, и школ ориентируют своих подопечных на то, что главное для них в современном мире быть готовым обучаться и после получения документа об образовании, что достичь успеха можно, только научившись учиться. Не уверен, что сами преподаватели имеют возможность (и время) заниматься самообразованием. И получается, что у обучающих установка на то, чтобы «выпихнуть» без потерь, а у обучаемых — получить «свое заветное» и забыть».

Результат такого обучения всегда одинаков: устраиваясь на работу, выпускники сталкиваются с тем, что не умеют применять полученную в университете теорию на практике. Они не способны работать, просто не знают как.

Андрей Якимчук: «В последние годы особенно остро встала проблема отсутствия практики в университетах, вообще непонятно, где студенты ее проходят. Когда к нам на предприятие приходят выпускники, мы замечаем, что это какой-то темный лес, они и корабль-то только издалека видели. Практики катастрофически не хватает, она просто потерялась».

Вероника Карабанова, генеральный директор инжиниринговой компании «Котельные системы»: «Многие из выпускников технических специальностей приходят устраиваться на работу мало того что без какого-либо практического опыта, так еще и с устаревшими знаниями. К сожалению, в отечественных вузах по техническим специальностям почти не дают информации об импортных технических устройствах, их производителях и т. д. Относительно нашей сферы деятельности существует огромный пробел в получаемых знаниях. Студенты во время учебы даже не видели котлов на сжиженном, природном, жидком топливе с импортными горелочными устройствами и, соответственно, даже не представляют, как работают эти механизмы в реальной котельной. И ситуация не меняется к лучшему: университеты не приглашают многочисленных представителей марок-производителей котлов и горелок для обзорных лекций, что могло бы дать студентам хотя бы общее представление о них».

Ирина Каурова, директор кадрового агентства Smart Stuff Consulting: «Еще 10 лет назад наличие диплома о высшем образовании, в особенности «красного», было бесспорным преимуществом, однако сегодня работодатель более подвижен в требованиях — он допускает отсутствие профильного образования при наличии имеющихся навыков. В этом случае работодатель оценивает желание работать и потенциал кандидата, так называемые компетенции: умение глубоко погрузиться в суть дела, ориентированность на результат, построение коммуникаций с новыми людьми».

Софья Красуля, ведущий специалист по маркетингу и связям с общественностью «HeadHunter Дальний Восток»: «Без диплома (о среднем специальном или высшем образовании) сотрудников берут на должности, где таких знаний не нужно или где обучить можно достаточно быстро. Если для выполнения задач необходимы специальные знания, то без диплома тут не обойтись. Все зависит от вакансии, на которую претендует соискатель. Тем не менее первое, на что обращает внимание работодатель, — опыт потенциального сотрудника, насколько он подходит под задачи компании».

Евгения Ковальская, руководитель отдела персонала ООО «Домовид»: «Наличие диплома о высшем образовании зависит от позиции, на которую человек претендует. Однако высшее образование не всегда является решающим фактором, гораздо большее значение имеют навыки, понимание профессии, опыт».

Евгения Сысоева, директор ПАО «МТС» в Приморском крае: «Диплом и навыки работы — это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие понятия. Нюанс лишь в очередности. Диплом хорош в дополнение к личным качествам».

Маргарита Шишкова, руководитель отдела маркетинга инжиниринговой компании «Модерн инжиниринг системс»: «Реклама, маркетинг и PR — это та сфера в нашем городе, в которой, откровенно говоря, отсутствие профильного образования не мешает старту карьеры. Компании прекрасно понимают, что в данной области вузы у нас обучают мало, недостаточно компетентно, отставая от современных реалий, поэтому хороших специалистов найти сложно. Если человек хотя бы последние три года усиленно развивался и двигался в этом или смежном направлении, то, конечно, мы можем взять его на стажировку. Я как работодатель готова взять сотрудника без профильного образования или определенных навыков. Вполне возможно, что таким человеком окажется студент, который только получил образование по совершенно другой специальности. В таком случае будет важен его опыт работы, гибкость ума и невероятное стремление к развитию в данной сфере».

В поиске вариантов

Несмотря на плачевное состояние, в котором оказались выпускники вузов, они в любом случае получают дипломы, выбирают, в каком направлении двигаться, меняют сферу деятельности или развиваются в уже привычной области и трудоустраиваются. Предприятия остро нуждаются в молодых сотрудниках, поэтому работодатели заинтересованы в выпускниках и готовы за них бороться. Вчерашние студенты больше не штурмуют офисы компаний, теперь, в новом веке, рекрутеры всеми способами пытаются привлечь молодых специалистов. Чувствуя свою востребованность, многие молодые люди выдвигают нереалистичные требования: сразу высокая должность с соответствующей зарплатой. Но работодатели прекрасно понимают абсурдность этих предложений: такие условия требуют опыта и профессионализма, которыми выпускники не обладают. Приходится искать варианты.

Евгения Ковальская: «Выпускника вуза всегда приходится учить или переучивать, потому что университеты дают теоретические знания, не применимые на практике. Ко всему прочему, у каждой компании есть свои особенности работы».

Вероника Карабанова: «Ни одна из коммерческих организаций не заинтересована в обучении «сырого» специалиста — это затраты, которые могут никогда не окупиться. Человек, получив определенные знания, может, к примеру, переехать в другой город. Поэтому бывшие студенты технических специальностей с целью получения опыта и знаний либо устраиваются на работу в муниципальные предприятия за весьма скромную зарплату, либо вовсе идут работать, например, менеджерами по продажам, уже без всякой надежды на получение практических знаний в технической сфере. Конечно же, возможны варианты курсов, семинаров, повышения квалификации, тем более что заводы-изготовители организуют бесплатные выездные курсы. Также практикуются выезды на уже готовые объекты, чтобы человек мог увидеть оборудование в действии, поговорить с эксплуатирующим персоналом. Однако очень большое значение имеет желание самостоятельно получать информацию, так как когда такого желания нет, то никакие курсы, семинары, переквалификации не помогут, а зачастую, к сожалению, у молодых людей такое желание отсутствует».

Маргарита Шишкова: «Устроить новичка сразу на высокую должность с большой зарплатой — это утопия, потому что руководитель вкладывается в его обучение, тратит свое время. Работодатель рассматривает несколько вариантов: либо расходует на такого сотрудника меньше денег, но делится опытом, либо берет профессионала в своей сфере, который по определению должен выдать существенные результаты. В любом случае компания, устраивая на работу начинающего специалиста, имеет опасения относительно потраченного времени на этого сотрудника, который может разочароваться в профессии, понять, что это не его сфера, и уйти. Но я рекомендую студентам не бояться, а делать, тестить себя — иначе можно и не узнать, что же нравится и получается лучше всего».

Евгения Сысоева: «Наша компания запустила программу стажировок для студентов, где стажер может выбрать направление по своей специальности. Одно из основных преимуществ этой программы — вовлеченность участников стажировки в процессы компании, а не выполнение рутинных операций. Мы даем возможность получить реальный опыт работы, который помогает студентам определиться с будущей профессией и дает скачок в саморазвитии всего за два месяца. Благодаря чему многие вакансии мы закрываем недавними выпускниками вузов».

Что в итоге?

Президент ООО «В-Лазер» Сергей Митрофанов считает, что роль и уровень высшего образования будут повышаться, потому что все уже «наелись» историями о том, как бизнесменами становятся люди без образования.

«На самом деле такие бизнесмены нанимают профессоров для индивидуальных занятий, во время которых они проходят всю образовательную программу на дому. И это делается не для диплома, не для бизнеса (потому что он уже есть), а для расширения кругозора. С развитием новых технологий, благодаря технологическому прогрессу постоянно идут разговоры о том, что в скором времени все проблемы на себя возьмут компьютеры, искусственный интеллект, — говорит Сергей Митрофанов. — Хочу сказать, что им мы можем оставить работу скучных вычислений, а наша задача — постоянно думать. В современном мире мы должны принимать креативные решения, поэтому образование все-таки необходимо. Пусть сегодня многие студенты не работают по тематике своего диплома, но в университете их научили способности обрабатывать и искать информацию, им дали нужные в современном мире навыки».

По мнению заместителя генерального директора по персоналу и социальным программам ССК «Звезда» Ирины Кондратенко, сейчас в стране внедряются профессиональные стандарты, в которых указываются требования к образованию. Поэтому во многих профессиях важно, чтобы и навыки и диплом совпадали: «Если к вам приходит юрист без юридического образования, он не сможет пойти в суд и представлять ваши интересы. Здесь нет вариантов. Требования к каждой должности прописаны либо в ЕТКС, либо в профессиональном стандарте, если он внедрен по данному направлению, либо в должностной инструкции. В соответствии с должностной инструкцией кандидаты проходят отбор. Кому-то достаточно среднего профессионального образования, у кого-то обязательно должно быть высшее, все зависит от должности».

КСТАТИ

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ