Из всех глупостей, что произносят в свое оправдание наши руководители всех мастей, две остаются непревзойденным эталоном сферического идиотизма: «В России мало земли для строительства» и «У нас в экономике кадровый голод». Такое впечатление, что эти титулованные граждане настолько глубоко вжились в образ обитателя своих тесных домишек не берегах Баденского озера, что контакт с реальностью страны происхождения у них потерян навсегда.
Ну, про нехватку земли на одной шестой части света как-нибудь в другой раз. А сегодня про «кадровый голод» и тех изможденных недоеданием деятелей, кто «на галерах» от напасти этой уже почти свалился с ног. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в апреле 2018 г. в Приморье составила 1,04 млн человек. В том числе 981,6 тыс. человек были заняты в экономике и 58,3 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). Однако приличная доля населения и не работает, и не ищет работу вообще. Чуть более 500 тыс. Про какой такой «голод» нам всем толкуют?
Если кому-то так люба медицинская терминология для объяснения своих управленческих недугов, то вместо леденящего душу «голодания» я готов предложить пару терминов точнее: «кадровая дистрофия» и «кадровый авитаминоз». В период моей работы в ректорате ДВФУ мне по роду службы приходилось общаться со всяческими начальниками, «капитанами индустрии», главами муниципальных администраций и просто авторитетными гражданами на тему сокращения сети филиалов университета на Дальнем Востоке — Камчатке, Сахалине и, конечно же, в Приморье. И везде «плачь Ярославны»: «Не закрывайте филиал — у нас «кадровый голод».
А что же за голод такой, спрашивается? Вы что тут, кадры едите «без соли и без лука»?
— Да вот нам на производствах специалисты нужны.
— Ну так купите на рынке. Цены известны.
— На рынке дорого.
На этом разговор обычно и завершается. Т. е. «рынок труда» — это именно то, что никак не надо нашим руководителям. Они хотят лишь бодро отчитываться перед массмедиа и вышестоящими хозяевами про то, как они тут все «развивают», продолжая надеяться, что им подвезут/нарожают «крепостных». А лучше — рабов.
Вместе с тем в параллельной вселенной, где нет таких руководителей, с проблемой недорожденных рабов все обстоит иначе. Сегодня там норма, когда персонал любой мало-мальски успешной на мировом рынке компании состоит на треть, а то и более из мигрантов. А уже если компания международная, так и вовсе «интернационал». Причем на всех уровнях — «белые воротнички», «синие воротнички». Смотришь их корпоративные селфи — аж в глазах рябит.
Это норма. Никто не привязывается к «месту рождения офиса». Работают на максимальный эффект, по принципу «лучшее для лучшего»: если хочешь иметь лучших клиентов на рынке, предлагай им лучший товар и приобретай для его производства лучшее сырье, работай на лучшем оборудовании руками лучших людей.
За три десятилетия мучительных реформ мы так и не выдавили по капле эту «ностальгию рабовладения» из светлых головушек наших лидеров. Вроде бы и новые все уже, менеджеры «эффективные», а ментальность — как в эпоху «совка». Будто ничего и не изменилось.
Все изменилось. Очень даже. «Импортозамещением» не отгородиться. С рабовладельцами никто не желает вести никаких дел: ни покупать у рабовладельцев товары, сделанные рабами «на тяп-ляп», ни продавать рабовладельцам свой труд за «миску лапши». Если вы до сих пор это не поняли, значит, вы просто лишние. Вы мешаете. Вставайте и уходите. Признайте факт своего запоздалого рождения, следствием чего у вас развилась «кадровая дистрофия» головного мозга.
К сожалению, не уходят. Более того, норовят возвести свой недуг в ранг государственной политики — про «человеческий капитал» говорят, «трудовую миграцию» и прочие мудреные понятия. Слова… слова… слова… Экономика — это цифры. А они давно вынесли свой приговор.
Вот смотрим опять же статистку по Приморскому краю. За 2017 г. валовая выручка от продажи всеми участниками хозяйственной деятельности (по полному кругу) своих товаров и услуг составила примерно 1,7 трлн руб. Простым языком говоря: столько наторговали. В пересчете на одного занятого это почти 1,7 млн руб. в год. Я заведомо не хочу оперировать такими понятиями, как «валовой региональный продукт на душу населения», «национальное богатство» и т. д., поскольку там в цифрах сплошь подтасовки. А выручка — это цифра простая. Спрятать «в тень» какую-то часть, может быть, кому-то и удается, но «натянуть» — уж точно нет.
Итак, если пересчитать рубли в доллары по среднему курсу, то получится, что один занятый в экономике Приморского края обеспечивает валовой приток наличности где-то $30 тыс. за год. Берем для сравнения показатели каких-нибудь общеизвестных компаний. Например, Wal-Mart (крупнейший в мире ретейлер). Выручка — $500 млрд, численность персонала — 2,3 млн человек. Делим первое на второе, получаем $217 тыс. на одного человека в год.
«Кока-Кола» (производство напитков): выручка в год — $35 млрд, персонала — 61 тыс. человек. Поток наличности, созданный одним работником, — $573 тыс. в год. «Тойота» (производство автомобилей): выручка в год — $258 млрд, персонал — 349 тыс. человек. Выручка в пересчете на работника — $739 тыс. в год.
Так можно долго продолжать, но найти такую фирму, которая хоть бы чуть-чуть была сопоставима с показателем Приморья, в мире не удастся. Так плохо в самых диких странах не работают уже давно. Дело ведь не в деньгах, не в методике счета. Материальный результат зачастую нагляднее цифр.
Вот, скажем, фирма Илона Маска «Спейс Икс» запускает в космос ракеты. Свой первый спутник они вывели на орбиту в 2008 г. Так вот мало кому известный факт: тогда списочная численность компании Маска составляла в общей сложности 38 человек (не тысяч!). За прошлый, 2017 г. «Спейс-Икс» уже сделал столько же пусков, сколько весь наш Роскосмос, численность персонала которого — жуткий секрет, но явно счет там на десятки тысяч «крепостных» (а может, «рабов»). При этом ребята Илона все сами с нуля спроектировали, сами построили, реконструировали стартовые комплексы, доставшиеся им от НАСА. А что нового сделал Роскосмос за последние десятилетия? Даже гениям фейков пиар-креатива изобразить не под силу.
Проблема не в дефиците кадров. Проблема в нехватке компетенций, нежизнеспособности самой системы рабовладения, порождающей кадровый авитаминоз. Рабство не только подавляет ту инициативу, что уже есть, но и препятствует появлению новой, уничтожает стимулы для совершенства. Омертвление человеческих активов, упадок жизненных сил и мотивации — вот наша проблема, которую нам все время пытаются выдать за проблему «недостачи людей». Кончайте кормить нас голливудскими страхами. Научитесь работать с людьми, а не с рабами, и для начала хотя бы честно платить. И будет вам кадровая сытость.