2018-06-29T06:03:38+10:00 2018-06-29T06:03:38+10:00

Плохая философия российского образования

«Там люди не хотят принимать решения, не хотят думать. Они хотят, чтобы за них подумали»

Начав работать в салоне во Владивостоке, Диана Шремед, парикмахер, стилист, мастер международного класса, практически с первых дней стала ощущать недостаток полученных знаний и навыков в профессии. Практика требовала от нее гораздо большего:

- Мне повезло: дистрибьютор, предоставляющий продукцию в салон, направил на обучение в Южную Корею группу российских мастеров. В Корее у меня произошел разрыв шаблонов или культурный шок. Меня поразил уровень подготовки, то, как они обучают, насыщенность и интенсивность образовательной программы. Это настолько сильно отличается о того, что мы привыкли понимать под обучением парикмахерскому искусству в России! Тогда я для себя решила, что буду получать новые знания исключительно за рубежом.

Приоритет времени

Работа в салоне, где своя политика, свои правила, в какой-то степени может ограничивать возможности мастера. В моей жизни был период, когда я решила создать свой салон. Это, наверное, не для всех, но я почувствовала, что готова открыть свое дело. С одной стороны, это дополнительный уровень ответственности, поскольку вы становитесь не просто мастером, а еще и администратором своей деятельности. С другой — когда вы независимый мастер, у вас есть свобода выбора материалов для работы и возможность периодического повышения цен.

Еще на этапе создания своего салона я задумывалась о получении новых знаний. Выбор пал на самую престижную академию парикмахерского искусства в мире — Vidal Sassoon (США). Там я получила диплом мастера международного уровня. Помню, как многих моих знакомых удивило, что я не побоялась поехать так далеко, одна, на другой континент. Конечно, было волнительно, но зачем искать легкие пути, идти проторенными дорожками, если твоя цель выше? Зачем укорачивать себе крылья, если ты можешь добиться большего, чем принято считать оптимальным для жизни? А для меня это было важно, как, наверное, дышать воздухом.

Чтобы давать своим клиентам самое лучшее, самое модное и красивое, мне нужно развиваться как мастеру, постоянно узнавать что-то новое. Поэтому после Америки у меня появилось желание отправиться на обучение в другую легендарную академию парикмахерского искусства — Toni & Guy (Япония). Это еще одна жирная точка на карте индустрии моды, место, где создаются тренды: ультрамодные, быстротечные, но всегда яркие и свежие, как с подиума.

Хочу отметить, что в этих школах совершенно разные подходы, но самое главное — здесь действительно учат, много дают, и в относительно сжатые сроки можно получить действительно полезные практические знания.

В Школе моды и стиля (Республика Корея), где большое внимание уделяется химическим процедурам, окрашиваниям, но при этом осторожное отношение к цветам и к стрижкам (у корейцев очень много комплексов относительно своей внешности), я наработала скорость. К работе в странах Азии особое отношение. Салоны начинают работать в 9 или 10 утра и до последнего клиента, то есть до самой ночи. При этом очень высокая интенсивность: 15 стрижек в день — это нормальная практика. В Корее очень важно работать быстро и качественно. Поскольку приоритет времени выше, то, к сожалению, это выходит не всегда качественно даже у сильных мастеров. Если у нас все, что быстро, считается плохо, то там наоборот: если долго, то это значит, что мастер неквалифицированный, студент или только выучился.

В США принимают абсолютно любые цвета, абсолютно любые стрижки, они готовы к любым экспериментам с волосами. И у мастеров в этом смысле достаточно широкое поле для деятельности, для профессиональной самореализации. В Америке меня потрясло то, что есть женщины, которые не боятся стричься и быть не женственными. У нас в России, если женщина с короткими волосами, то это не женщина. А в США мужчины таких женщин не осуждают.

Кроме того, в Vidal Sassoon все учебные стрижки делаются на реальных моделях — такова политика школы. Модели достаточно лояльные, и при этом они оплачивают услуги обучающихся парикмахеров. В России напротив: учебные стрижки, окрашивания и иные процедуры для моделей бесплатны. Что касается скорости, то в США клиенты не готовы сидеть слишком долго, но и слишком быстро для них считается странным. То есть это промежуточный вариант между положением дел в России и в странах Азии.

Самурайское терпение

В Японии не боятся экспериментировать, также есть азиатские комплексы, которые влияют на предпочтения в стрижках. Что касается салонов, то мастер не имеет права перечить клиенту, говорить, что ему это не подойдет или что ему это не смогут сделать. Мастер может предложить, но это не должно быть в настойчивой форме. Если клиент настаивает на каком-то конкретном варианте, то мастер обязан это исполнить. И это не зависит от того, в салоне какого уровня работает мастер и какие у него профессиональные награды и титулы.

В Америке же приветствуется, когда мастер сам предлагает. Там люди не хотят принимать решения, не хотят думать. Они хотят, чтобы за них подумали. По моим наблюдениям, у нас в России все-таки больше похоже на европейский рынок. В Японии люди работают очень много, чего нельзя сказать об Америке. Когда я обучалась в Vidal Sassoon, у нас на курсе была мастер, которая после шести вечера клиентов не принимала.

В Японии меня поразило, с каким усердием учатся люди, с самурайским терпением, я бы сказала. И никто не плачет, никто не ноет, не жалуется, потому что потом выходить на работу и так же усердно работать. При этом на обед дается всего полчаса, и никаких разговоров на отвлеченные темы. Обычно обучение проходит в более расслабленном режиме. Например, в Корее и в Америке хотя бы можно присесть, попить воды, подышать свежим воздухом, как-то перевести дух. В Японии нет такого. Приходишь на обучение и в течение всего дня делаешь стрижки, очень-очень много стрижек: сначала на живых моделях, потом на головах манекенов, и до тех пор, пока тебя не отпустили.

Не все так просто

Обучаясь за границей, в тех странах, где развита индустрия моды, я отметила, что там принято ездить смотреть новые коллекции. Очень важно быть в теме, знать новые тренды. К сожалению, у нас в России пока этого нет, и у меня складывается впечатление, что к этому пренебрежительное отношение. На самом деле считаю, что это очень важно — постоянно чему-то обучаться, совершенствовать свои знания и навыки, изучать лучшее, что создается здесь и сейчас.

Обучение за границей — если все посчитать, то выйдет, что оно стоит намного дешевле, чем в России, как бы удивительно это ни звучало. В России обучение может стоить и по 30 тыс. рублей в день, и при этом оно ничего не даст. Но за рубежом качество обучения намного серьезнее.

Я не перестаю говорить такую фразу: «Нас готовят там, как в космос». У нас об этом и речи не идет. Люди выходят с курсов с ощущением, что ничего нового для себя не приобрели. Потому что обучение в ПТУ особых знаний не дает. С авторскими семинарами и курсами тоже не все так просто: мастер может быть большим профессионалом, но не факт, что он сможет эти знания эффективно передать ученикам. А там работают мастера-профессионалы, чемпионы, которые имеют образование преподавателя парикмахерского искусства.

Что касается стоимости обучения за рубежом, то это может стоить от 15 до 25 тыс. рублей в день. В России цены в среднем от 5 до 30 тыс. На самом деле я до сих пор не могу понять, из чего у нас складывается стоимость: наверное, от того, кто сколько в карман захотел положить, кто насколько себя ценит. Кто себя не ценит, может и 5 тыс. взять, а у кого корона царапает потолок, могут и за 30 тыс. рублей в день. Но при этом никто вам не гарантирует, что вы выйдете оттуда профессионалом, потому что философия наших людей — заработать на обучении, философия заграничного обучения — научить вас. Поэтому выгода, которую вы получите от заграничного обучения, несопоставима по уровню даже с авторскими курсами в России.

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ