Растущий азиатский рынок пока оставляет российским угольщикам больше возможностей для планомерного наращивания экспорта, нежели сжимающийся европейский. Такое мнение высказывает эксперт Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Кирилл Родионов:
- В период с января по октябрь 2019 г. отгрузки угля в четырех крупнейших портах северо-запада России, переваливающих экспортный уголь, – Усть-Луга, Мурманск, Высоцк, Калининград – в годовом выражении выросли на 5,5%, до 49,4 млн тонн, тогда как в четырех крупнейших портах Дальнего Востока – Восточный, Ванино, Находка, Владивосток – они выросли сразу на 14,5%, до 67,3 млн тонн.
Более стремительный прирост поставок можно связать в первую очередь с разницей в динамике двух ключевых экспортных рынков:
– Европы, где с января по октябрь 2019-го весь морской импорт угля в годовом выражении сократился на 12,8%,
- и Азии, где он, наоборот, увеличился на 6,2%, притом что в абсолютном выражении морские отгрузки угля на мировом рынке для азиатских потребителей за прошедшие 10 месяцев были в 6 с лишним раз выше, чем для европейских (807,3 млн тонн против 121,2 млн тонн).
На перевалку угля в российских портах северо-запада негативно повлияла возросшая доступность сжиженного природного газа (СПГ), экспорт которого в Европу в период с января по октябрь увеличился на 78,9%, с 39,8 млн до 71,1 млн тонн, в том числе благодаря усилиям американских и российских производителей, более чем в 5 раз увеличивших поставки СПГ европейским потребителям, с 4 млн до 21,2 млн тонн.
Схожий эффект, согласно оценкам исследовательского центра Sandbag, возымело сокращение угольной генерации в 28 странах ЕС на 19% за первую половину 2019 года и торможение в европейской промышленности, на которое указывает динамика индекса PMI Manufacturing: в октябре, по данным IHS Markit, он девятый месяц подряд находился в еврозоне ниже отметки в 50 пунктов, свидетельствующей о рецессии в обрабатывающих отраслях.
Это, среди прочего, привело к почти 40-процентному падению угольных цен на Балтике (с $79 за тонну в начале января до $49,5 в конце октября), которые снижались также под влиянием теплых даже по европейским меркам зимних и первых весенних месяцев. Так, в Германии средняя температура января и февраля превышала климатическую норму (средний наблюдаемый уровень 1961-1990 гг.) на 1,1 и 3,5 градуса Цельсия соответственно, а марта и апреля – на 3,1 и 2,2 градуса, как следует из данных Немецкой метеорологической службы (DWD).
Отчасти поэтому за первые четыре месяца года отгрузки угля в четырех крупнейших российских портах северо-запада в годовом выражении выросли лишь на 2,7% против прироста на 7,3% за последующие полгода, притом что в январе и апреле они и вовсе снижались на 0,3% и 8,8% соответственно.
На Дальнем Востоке отгрузки угля ни в одном из прошедших десяти месяцев не сокращались, даже несмотря на более чем 30-процентное падение цен в порту Восточном (с $96,8 за тонну в начале января до $65,3 в конце октября). Да и ускорения прироста отгрузок (14,2% за январь — апрель против 15% за последующие полгода) здесь также де-факто не наблюдалось.