Дальний Восток — пока единственный регион в России, на ситуацию с продовольствием в котором пагубно повлиял китайский коронавирус. Изменится ли ситуация?
Не стоит питать иллюзий: Приморье крепко завязано на китайскую сельхозпродукцию. Как только импорт на несколько дней остановился из-за опасности коронавируса и перекрытия границы, полки магазинов опустели.
Есть мнение: якобы в приморских теплицах выращивают много огурцов и помидоров. На самом деле это незначительный процент от того, что продается. Уровень потребления овощей и фруктов в Приморском крае настолько высок, что, помимо КНР и ближайших стран, везут товар даже из Турции, Пакистана, Австралии, США. Все это спокойно продается по нормальным ценникам — когда нет ажиотажа и дефицита.
Местные овощи собираются на полях с июля по сентябрь, и урожай в 2019 г. был плохой по всем позициям. Сейчас мы заключили договор с компанией «Гринхаус», которая выращивает огурцы в теплице бывшего ФГУП «Дальневосточное» в Суражевке. Но, во-первых, цены там вдвое выше, чем на китайскую продукцию, во-вторых, объемы невелики. Надо 10 Суражевок полностью восстановить, чтобы обеспечить Владивосток одними только огурцами. Местный продукт пока настолько «штучный», что может закрыть потребности только каких-то отдельных магазинов. И в ближайшие 5–10 лет ничего не изменится, даже если в строительство теплиц в крае вкладывать десятки миллионов долларов.
Стоит ли уповать на пакистанскую продукцию, к примеру, мандарины? Пакистан — страна третьего мира, которой повезло находиться ближе к экваториальной зоне, чем России. Но что там за уровень сельского хозяйства, можете себе представить? Для меня загадка, почему фрукты там дешевле, чем из Китая, откуда их везут четыре часа. Из Пакистана же поставляют либо морем, либо поездом, либо транзитом через ту же КНР.
Конечно, в чем-то нам помогут Япония, Корея, Турция. Но сельхозпродукция там недешевая, и везти оттуда надо самолетами. Я обсуждал с одним из партнеров, который работает в HoReCa, план действий в нынешней ситуации. Если перевозить салат на авиатранспорте через Москву, он становится чуть ли не вдвое дороже. Порой, если товар недорогой, стоимость транспортировки составляет больше цены самого груза. Потому самолетами возят экзотику: штучные скоропортящиеся фрукты, допустим, лайм, зелень, которая в Китае сейчас не растет.
Белорусские продукты? Здесь все упирается в дефицит оборотных средств и логистику. Чтобы везти товар с запада, нужно его закупить, оплатить перевозку, дождаться возврата средств от сетей — отсрочка может достигнуть двух месяцев. Одна фура стоит по себестоимости товара 1–2 млн руб. Предпринимателей, готовых замораживать десятки миллионов на длительные сроки, не много.
Что касается качества китайской продукции… Поверьте, оно выше, чем у аналогичной, выращиваемой в Приморье. Может быть, есть отечественные фермеры, которые пытаются что-то производить, но продается все теми же китайцами или корейцами. Импортные овощи и фрукты проверяются в КНР, потом на границе, затем внутри России. Местные, которые поступают на наш рынок, исследуются в лучшем случае только у нас же в стране. Как раз на приморских сельхозпредприятиях и выпускают «синтетическую» продукцию, которая к тому же дороже китайской.
Ассоциация сельского хозяйства КНР входит в десятку самых развитых, между тем как Россия не соответствует мировым стандартам качества сельхозтоваров. Судить о китайских овощах и фруктах по той некачественной продукции, которую иногда сюда привозят, не совсем верно. С одной стороны, рынок диктует свои условия, и в Россию везут более дешевый товар, с другой — в Приморье действительно есть недобросовестные поставщики, которые стремятся экономить на качестве.
Китайские овощи закупают в детские сады, школы, больницы в Приморском крае. Из тех же самых китайских овощей, которые продаются в дискаунтерах, делают салаты в самых дорогих ресторанах Владивостока.
Что касается приостановки ввоза косточковых, семечковых, цитрусовых — все временное у нас становится постоянным. Яблок и груш мы не видим с лета, хотя проблему намеревались решить за пару месяцев. Проблема экономических войн между странами в том, что интересы потребителей и предпринимателей наверху не учитываются. Нам стоит только ждать, когда договорятся.
Можно ли заместить эти направления? Я бывал на многих сельхозпредприятиях. Натуральные фрукты «как с картинки» на земле не выращиваются. Иногда про китайскую морковь говорят: такими красивыми овощи не бывают. На самом деле в Китае мы покупаем обычные грязные корнеплоды. Затем специальные люди перед границей морковь моют, сортируют по размерам, упаковывают в пакеты. Большой процент идет в отбраковку. Овощи в земле перевозить через границу нельзя — потому, кстати, в Приморье нет китайского картофеля. Если мы говорим про производителей, которые заманивают покупателей хорошей ценой, хотя помидоры или картошка пластмассовые и хранятся месяцами, то это не про Китай — реальный срок годности любого китайского товара 7–10 дней.
Чего нам ждать в ближайшей перспективе? На прошлой неделе таможня внесла коррективы, выяснилось, что граница закрыта для людей, а не грузов, и транспортное сообщение с Китаем было возобновлено. 16 машин, которые подошли к границе еще до китайского Нового года и не могли ее пересечь около недели, прибыли на базу «Дружба» в Уссурийск. Себестоимость продукции выросла, потому что, пока машины стояли на границе, нужно было поддерживать температурный режим, циркуляцию воздуха, платить зарплату водителям. Там баклажаны, помидоры, огурцы, которые портятся, возможно, до половины продукции каких-то наименований придется списывать.
Конечно, затраты легли на то, что осталось, себестоимость товара возросла в разы. С учетом поддерживающегося дефицита все скупают моментально. Ситуация продлится, пока границу нормально не откроют. Имеющиеся запасы продукции (в том числе картофеля, капусты) в Приморье весьма скудны. Если граница откроется, первым делом повезем картофель, капусту, лук, огурцы, помидоры. Что касается «экзотики»: брокколи, цветной капусты, грибов, имбиря и так далее, спрогнозировать ничего нельзя. Сразу они не появятся в продаже точно.
Но… Перед тем как закрыть границу, китайские власти собирались перевести порядок оформления грузовиков на монопозиции. То есть пересекает машина границу — имеет право везти только огурцы, или только помидоры, или только капусту. Осложнилась процедура оформления грузов внутри КНР. Если раньше документацию на товары собирали с китайских поставщиков перед отправкой груза, то теперь поставщики должны привозить полный пакет документации на сборочный пункт. Для наших предпринимателей это дополнительные издержки с точки зрения формирования партий. То, что пользуется меньшим спросом, завозить будут в последнюю очередь, стоимость этой продукции вырастет.
Кстати говоря, на севере КНР сейчас вообще сложно купить овощи, а заказать с юга, как всегда делалось раньше, нельзя, потому что дороги перекрыты из-за карантина. С другой стороны, все супермаркеты на юге Китая забиты сельхозпродукцией, которая предназначалась на экспорт в Россию, — везде стоят коробки с русскими надписями. Продается все по себестоимости, притом что товары на экспорт в Китае традиционно стоят меньше, чем на внутреннем рынке. Получается, продукцией все завалено и она дешевая, но вывезти ее нельзя.