2020-11-25T13:11:41+10:00 2020-11-25T13:11:41+10:00

Китайский гамбит. Вырастут ли в цене овощи и фрукты?

Китай в очередной раз ввел ограничения трансграничных автомобильных грузоперевозок в связи с пандемией COVID-19. Вырастут ли в цене овощи и фрукты?

По объективным причинам плодово-овощная продукция не может стоять в рефконтейнере по нескольку дней на границе. Это ведет к неизбежной порче товара, а также к удорожанию логистики, что в конечном итоге влияет на себестоимость товара.

Компенсировать автогрузоперевозки из Китая другими видами транспорта, например, самолетом или поездом, к сожалению, невозможно. Перевозка овощей поездом в зимнее время бессмысленна, так как овощи быстро портятся из-за низких ночных температур. Авиадоставка иногда используется, например, при дефиците салатной группы. Чаще всего транспортировка идет из Москвы. Но тоже надо понимать: объемы таких перевозок невелики, поэтому чаще всего самолеты используются для снабжения общепита, так как рестораны готовы переплачивать за качественный продукт.

Проблемы с фруктами край испытывает уже на протяжении нескольких лет. Конечно, поставщики пытаются насытить рынок, к примеру, свежими яблоками и грушами. Краснодарский край в этом отлично помогает, но, безусловно, дешевле везти товар из стран Таможенного союза, где отсутствуют заградительные пошлины, в отличие от Китая. Достаточно большой объем рынка занимает импорт из стран постсоветского пространства, так как там продукция дешевая, потери при транспортировке окупаются, а соседям нужно товар свой реализовывать.

Недавнее заявление высокопоставленного чиновника о том, что к нам будут завозить продукцию теплиц Хабаровского края и Сахалина, выглядит как плохая шутка.

По моему скромному мнению, дефицит свежих овощей и фруктов в Приморье будет сохраняться, но такого коллапса, как в прошлому году, не ожидаю. На уровне правительства края была проделана довольно-таки серьезная работа, пустых полок по неделям мы не должны увидеть.

Однако все мы понимаем, что сохранение дефицита приводит к резкому повышению цен. Кроме того, не стоит забывать о привязке стоимости товара к валюте. Рубль, к сожалению, весьма слаб, и падение национальной валюты уже стабильно на протяжении последних лет. Из-за этого возрастает себестоимость закупа товара, а также пошлины, которые рассчитываются в иностранной валюте.

Тепличные предприятия, конечно, будут стараться насытить, по возможности, рынок, но мощности их ограниченны. Когда случается «просадка» по Китаю, рост цен – ожидаемое явление. Так произойдет и в этот раз. По традиции рост цен в первую очередь касается тех позиций товаров, которые находятся в дефиците. Так, стоимость свежих помидоров и огурцов уже устойчиво ползет вверх. Но насколько именно цены вырастут – сейчас сложно спрогнозировать.

Считаю, что искусственно сдерживать стоимость товара – неправильная политика. Необходимо не допускать возможных спекуляций на рынке, но это уже зависит не от поставщиков. Так как поднимать цены на неликвидные продукты, без которых может прожить среднестатистический житель нашей страны, как минимум некорректно, спекуляция возможна только на массовых позициях. Упорные слухи, что привычный продукт новогоднего стола мандарин исчезнет с рынка или стоимость его достигнет баснословных вершин, необоснованны. Тут можно не переживать: мандаринки будут в достаточном количестве. Конечно же, дешевых и сладких китайских мандаринов на рынке не будет, но эти фрукты доставят к нам морем.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ