От представителей рыбной промышленности приходит противоречивая информация по поводу чувствительности экспортного направления к коронавирусу. Ясно, что дальневосточным морепродуктам становится все проблематичнее попасть в КНР: российскую рыбу там не успевают выгружать и перерабатывать.
По данным Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, в феврале более половины сертификатов здоровья на вывозимые за рубеж партии водных биологических ресурсов оформлялось для отправки в Китай, немного меньше – в Республику Корея и всего 4% - в страны ЕС. Как и раньше, азиатские рынки – «наше все» для приморских рыбаков.
Тем временем рыбаки столкнулись с трудностями при поставках рыбы в китайские порты. Работа рыбоперерабатывающих комбинатов КНР приостановлена из-за распространения коронавируса. Кто-то не видит здесь ничего страшного, другие озадачены.
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья: «От рыбаков ничего в данной ситуации не зависит – как работали, так и продолжаем. Производственные темпы хорошие. Минтаевая путина проходит нормально, крабы добываются как обычно. Несмотря на то, что закрыты пограничные переходы с КНР, это никак не ограничивает сбыт продукции. В порты наши суда имеют право заходить и заходят.
Есть другие моменты. В китайских портах упала выработка при перегрузке; чуть медленнее осуществляется рыбопереработка. Связано это с нехваткой рабочей силы. Существуют организационные вопросы. В Пусане традиционно проходят аукционы по икре. Разрешат ли в апреле туда приехать японцам, россиянам? Если нет, ничего страшного, проведем в другом месте.
Некоторые судовладельцы рекомендуют членам экипажа не покидать борта в порту, и это правильно. Сам прибыл из Сеула, не посещал мест массового скопления людей, носил маску. Но категорических запретов на увольнения нет. Темпы взаимодействия с иностранными контрагентами замедлились, это объективный процесс, внутрикитайский. Конечно, мы не знаем, что будет завтра. Пока ощутимых уронов для рыбной отрасли не видим, на ценовой политике вирус особо не сказался».
Александр Дупляков, президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока: «Китайский рынок (а это 17-20% от ОДУ) сократился практически до нуля. Потери можете посчитать самостоятельно, учитывая, что общий допустимый улов – порядка 100 тыс. тонн. С Кореей (примерно такие же объемы) пока все нормально, однако как ситуация будет разворачиваться, никто не знает. В прошлом году большое количество краба, камчатского и стригуна, в замороженном виде экспортировалось в США. Существует ли возможность перенаправить «азиатские» потоки туда? Америка не резиновая, есть определенный объем, который эта страна потребляет по определенной цене. Даже если США съест всего дальневосточного краба, какая будет его стоимость? Как рынки отреагируют на вирус в целом, прогнозировать не берусь. Анализировать стоит по итогам квартала. В начале года не настолько велики объемы краба, разрешенного к вылову. Основная путина начнется 10 апреля».