За период самоизоляции представители малого и среднего бизнеса осознали, что необходимо срочно менять формат торговли – уходить на доставку.
Бизнес покрупнее, как правило, уже имеет свои электронные площадки: приложения, сайты, раскрученные аккаунты в социальных сетях и так далее, поэтому достаточно легко и быстро переформатировался на удаленную торговлю в условиях карантина. Но те, кто помельче, сегодня в патовой ситуации: мало того что времени перестроиться было мало, еще и далеко не у всех есть возможность в срочном порядке разработать онлайн-формат торговли, который сейчас является чуть ли не единственным спасательным кругом для непродовольственного ретейла. Совсем небольшие предприниматели просто-напросто не знают, как разработать приложения, как раскрутить сайт или аккаунт в соцсети, не понимают, какой именно рекламный продукт нужно сейчас предложить потребителям.
В муниципалитетах мы предлагали предпринимателям разработать хотя бы самый простой рекламный продукт, начиная с установки стенда с визитками перед закрытым ТЦ и заканчивая расширением их рекламных предложений через социальные сети. Просто для того, чтобы донести до клиента информацию о способах торговли, формате работы во время карантинных мер.
Представители малого предпринимательства не ринулись уходить на доставку, как только появились ограничения по работе. Затормаживающий эффект произвело то, что сроки изоляции и нерабочих дней все время указывались сжатые, и малый бизнес надеялся и думал, что «пересидит». Сперва до начала апреля: «Ничего страшного. Подождем», потом еще пару недель. И вот мы видим, что время потеряно, и вряд ли обойдемся ограничениями до середины мая.
Я наблюдала очень непонятную для меня картину, когда малый бизнес тянул с переходом на удаленную работу. Говорила: «Ребята, подхватывайте сейчас доставку, начинайте как можно быстрее». Тем более что в Приморском крае по постановлению губернатора у предпринимателей есть возможность реализовывать любые товары: и продовольственные, и непродовольственные.
Это развязывает руки, то есть дает дополнительные возможности для функционирования бизнеса, и такие послабления есть далеко не во всех регионах. Но малый бизнес в большинстве оказался непреклонен, остался в режиме «купи-продай» из 90-х либо просто ждал у моря погоды. Конечно, ограничительные меры хорошенько ударили по нему.
Сегодня наконец-то стало видно, что люди взялись за эту работу. Месяц назад они не понимали, зачем переходить на доставку, но сейчас стало очевидно: запреты не на две недели, и нужно зарабатывать. Мы рекомендовали организовывать свою службу доставки либо на личном транспорте, либо, за неимением такового, посредством услуг пассажирских перевозчиков. Сейчас постепенно это начинает работать, и не будет лишним в любом случае, ведь даже после снятия ограничений такой формат останется востребованным, хоть и меньше, чем сейчас.
Предпринимателям пора понять, что мнение «клиент должен прийти к нам, а не мы к нему» ошибочно. Это осталось в постсоветских временах, когда грубая продавщица делает одолжение, обслуживая вас. И эту привычку нужно искоренять, менять мышление продавцов: теперь они должны прийти к клиенту с предложением.
Ситуация настоящего дня показала, что сервис удаленной торговли, доставки уже давным-давно нужно было развивать, как это происходило в других цивилизованных странах. Рынок не стоит на месте, а сегодня в переходе на «удаленку» и развитии интернет-ресурсов есть острая необходимость, поэтому сейчас как раз самое время переходить на новые форматы торговли и расширять свои возможности.