Не вижу никаких положительных моментов в отсутствии во Владивостоке иностранных туристов, да и российских, кстати говоря, тоже. Даже считаю, что сама по себе мысль о каких-то положительных сторонах отсутствия туризма в нашем городе глубоко порочна, вспоминая крики о сверхтуризме.
Если бы мы с вами были жителями Венеции, Барселоны или Амстердама, городов, которые чрезвычайно перегружены туристами, я бы мог с этим согласиться в какой-то мере, но в случае с Владивостоком никакого овертуризма, как это явление принято называть в мире, вовсе не наблюдается. На мой взгляд, если такие мысли у кого-то и возникают, то это свидетельствует о ксенофобии и недостаточной толерантности, и, может быть, даже о бытовом расизме, так как мы все понимаем, что речь идет в первую очередь об азиатских туристах.
Произошедшее сильно отбрасывает город назад, и не только в смысле статистики въездного и внутреннего турпотоков, падения уровня доходов краевого и муниципального бюджетов, предпринимателей и работников, то есть существенной части городского населения.
Самое печальное — это то, что многие малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели, инвестировавшие свои средства в индустрию гостеприимства, будут разорены и не смогут или, скорее, даже уже не пожелают связываться в будущем с этими видами бизнеса. Многие будут вынуждены сменить род своей деятельности. Разумеется, постепенно на их место придут новые люди, но на это уйдет время, которое будет измеряться годами, а не месяцами. И дай бог, чтобы я оказался не прав.
Восстановления показателей въездного туризма в самом оптимистичном сценарии, я думаю, можно ждать не ранее 2022 г., при условии, что мы не будем терять время и приведем хотя бы центр города в элементарный порядок с точки зрения благоустройства и чистоты.
Что касается перспектив Владивостока, то наши географические преимущества как ближайшего к Азии европейского города по-прежнему будут играть существенную роль, особенно на начальном этапе после окончания эпидемии и открытия границ. Я имею в виду, что корейские или японские туристы скорее решатся на короткий перелет к нам, где малочисленное население, нет нормального общественного транспорта с толпами людей, которые присутствуют в любом мегаполисе, где можно ходить пешком, плюс российская статистика смертности от «ковида» выглядит намного предпочтительнее ужастиков из Европы или Америки.
Важно, чтобы эти объективные преимущества Владивостока были поддержаны активными действиями городских и краевых властей по созданию благоприятной среды.