«Когда «дистанционка» настигла школы России прошлой весной, это был шок для всех»

фото: предоставил Т. Белоглазов |  «Когда «дистанционка» настигла школы России прошлой весной, это был шок для всех»
фото: предоставил Т. Белоглазов

И по сей день доверия к онлайн-обучению нет. А после резкого вынужденного перевода на «дистант» образовательных учреждений появилась еще и ненависть. Можно ли получить профессию онлайн? Об этом и многом другом рассказал Тимофей Белоглазов, основатель маркетингового агентства DVIGA, преподаватель в онлайн-университете «Нетология», судья CSS Design Awards, бизнес-трекер, жюри конкурсов «Рейтинг Рунета», «Золотой сайт», Specia Awards.

– Тимофей Сергеевич, сами-то учились очно? Выбрали бы сейчас онлайн-университет?

– Основное образование я получал очно, дополнительное – заочно. Сейчас прохожу курс дистанционно. Думаю, что не выбрал бы «дистанционку» как первое образование, потому что по факту образование – это не только обучение, это приучение к дисциплине, погружение в процесс и, в конце концов, студенчество.

Когда «дистанционка» настигла школы России прошлой весной, это был шок для всех. Учителя не знали, что делать. Дети и родители тоже были не подготовлены. И конечно, когда все работало по одному принципу, и тут резко он поменялся и все нужно делать по-другому, то это тяжело.

Если посмотреть на опыт Сингапура, то у них уже давно принято раз в неделю проходить предметы онлайн – они к этому привыкали задолго до того, как «бомбануло», тихонько часть предметов вынося в онлайн-пространство, поэтому этот переход на «дистант» для них был менее болезненным. Мне кажется, не имея основного образования, без подготовки выходить учиться в Интернет очень тяжело. Я бы по чуть-чуть миксовал этот опыт, было бы легче, а сразу в онлайн без базы – тяжеловато.

– Почему люди выбирают онлайн-обучение? Какие плюсы?

– Огромный плюс в том, что человек не привязан к географии. Если ты живешь во Владивостоке, учиться офлайн ты можешь прийти к преподавателю во Владивостоке – и ты ограничен кругом людей, которые могут тебя чему-то научить. Учась онлайн, ты можешь набираться знаний у человека, который живет очень далеко от тебя. В той же «Нетологии» преподают много практиков с разных уголков планеты. Это первое.

Второе: твоим учителем может быть человек, работающий, например, в Mail.ru, «Яндексе», Сбербанке. Я сейчас готовлюсь к своей второй MBA, и на моем курсе лектором выступает Максим Поташев, магистр игры «Что? Где? Когда?». Очевидно, что он вряд ли бы рассказывал мне что-то во Владивостоке.

Еще большой плюс онлайн-обучения – туда идут те, кто хочет учиться. В традиционные университеты порой засасывает людей, которые вообще не понимают, зачем им это, нужно ли это и кем в итоге они выйдут из этих аудиторий. Онлайн-университет – это такая история, когда человек самостоятельно выбирает какое-то дело для себя, поэтому мотивация выше.

Сегодня в реальных университетах существует проблема, что студенты не видят в своих преподавателях кумиров и прямо могут заявлять: «А почему вы считаете, что ваше мнение вообще важно?», «Почему вы считаете, что вы достаточно авторитетны и экспертны, чтобы мне что-то рассказывать?», «Мир меняется каждый день, а вы обычный теоретик».

Действительно, что ответить на такое? Онлайн-университеты эти вопросы отметают: преподавателями выступают практики, непосредственно работающие в данной сфере, встречающиеся с тем, о чем говорят, каждый день в реальной жизни.

Преподавателю в традиционном университете очень сложно постоянно мониторить изменения, моментально узнавать о новых инструментах, потому что у него, по сути, нет на это времени – он завален составлением программ и планов, различной бюрократией, может вести несколько разных курсов, давать по шесть пар ежедневно. В онлайн-университете при составлении курса работают двое: методист и практик, знающий и теорию. По факту работа одного преподавателя разделяется на двоих, соответственно, растет качество занятий, дается более актуальная информация, а значит – более полезные знания.

– Говоря о таких преимуществах, как обучение из любой точки мира в любое удобное время, первое, что приходит на ум, –— прокрастинация и лень.

– Я бы не относил это к минусам именно онлайн-образования. Это работает что в онлайн-, что в офлайн-обучении – разницы нет. Нормальное образование строится так, чтобы ты не мог сильно расслабляться: часто и понемногу нужно что-то делать, не откладывая. Ну а «забить» ты можешь вне зависимости от формата обучения. Если хочешь учиться – будешь учиться, я так считаю.

Я бы обратил внимание больше на такой недостаток, как отсутствие живого взаимодействия с людьми, отсутствие нетворкинга, общения. Это тяжело. В своей онлайн-группе вы как-то пообщались, обменялись мнениями, но в жизни ты, по сути, остаешься сам с собой. Мы пока как люди стремимся общаться вживую, нам это привычнее и приятнее.

– Какие еще минусы?

– Онлайн-образование – тема довольно-таки новая, поэтому в нее залетело много людей, которые не до конца качественно делают свою работу, выдают «так себе дипломы». В принципе, та же схема сохраняется и в офлайне: есть серьезные заведения, которые гарантируют качество обучения, есть не очень. В онлайне сегодня частенько бывают какие-то краткосрочные курсы, на которых людей две недели обучают пользоваться Instagram, а потом они выходят и говорят: «Мы – маркетологи». Такое, конечно, есть.

– Бытует мнение, что онлайн-образование хорошо как дополнительное, и оно совсем не воспринимается как высшее. Как вы к этому относитесь?

– Сегодня так это и работает: в офлайн-университете ты получаешь базу, и если ты в целом понимаешь, как эта система работает, то можешь какие-то специфичные моменты узнавать на онлайн-курсах. Да, действительно, сейчас основа – это традиционное образование на реальных осязаемых кафедрах с реальными живыми профессорами. Но, опять же, онлайн-обучение – явление достаточно новое. Пройдет 5–10 лет, и все поменяется.

У нас в головах есть некий стандарт: деды учились в школах, родители и мы учились в школах. В офлайне. Было бы странно, если бы все резко перевернулось с ног на голову, и закрыли бы кампусы, здания школ и университетов посносили, и все пошли бы в Интернет. Думаю, просто со временем соотношение онлайн- и офлайн-обучения будет меняться. Уже сегодня есть форматы комбинированные: лекции, допустим, онлайн, защита курсовых, дипломных – в реале.

– Вы как работодатель обращаете внимание на то, каким образом был получен диплом потенциального сотрудника: очно, заочно или онлайн?

– У нас индустрия изначально онлайновая. У всех специалистов из нашей отрасли какие-то дополнительные курсы с огромной вероятностью будут пройдены онлайн. То есть сначала человек получает основное образование, а потом добивает какими-то вебинарами, курсами. Поэтому мне, конечно, не принципиально – онлайн или офлайн. Важно, какой курс пройден: если это хороший курс, с интересными лекторами, экспертами, то вопросов не возникает.

Уверен, что есть и довольно консервативные работодатели, которые могут по какой-то своей причине не верить в диплом онлайн-университета. Но, думаю, на рынке труда больше работодатели обращают внимание на опыт претендента, его портфолио. Если человек старательный, имеющий опыт и добротное портфолио, если он хорошо показывает себя, то образование – это приятный бонус, а не основа для принятия решения о трудоустройстве.

– Вы сказали, в будущем парадигма может сдвинуться, и профессий, которые можно освоить онлайн, станет больше. Какими невозможно будет овладеть через Сеть?

– Количество профессий, где необходима практика, где нужно набивать руку на каком-нибудь станке, огромное. Однако уже сегодня идет развитие в сторону образования комбинированного: где есть занятия как онлайн, так и офлайн. Думаю, уже скоро мы увидим курсы обучения специальностям, где нужно крутить гайки, управлять станками, в дистанционном режиме: где занятия ведутся в онлайн-пространстве, а после применяются учащимися в специально оборудованных мастерских.

Мне кажется, при таком формате профессий, которые невозможно будет постигать посредством Интернета, в будущем не останется. Но пока онлайн-образование в основном – это что-то такое, где руками делать ничего не надо.

– Все-таки без традиционного образования никуда?

– Пока так. Есть основа – это офлайн-обучение, очное, и есть дополнение – это шлифовка своей профессии в онлайне. Но. Есть же и какие-то совсем не объемные курсы, изучить которые офлайн просто нельзя. Например, нет у нас офлайн-курса про то, как сделать себе интернет-магазин, и не нужно этому учиться три года или пять лет. При наличии общих знаний и какого-то мизерного опыта этому вполне можно обучиться онлайн. С нуля получить профессию маркетолога онлайн – наверное, нет. Научиться настраивать Instagram, открыть интернет-магазин – да, пожалуйста.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ