Елена Ерькина: «Мы получаем удовлетворение от антимонопольных расследований»

Елена Ерькина, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю. Родилась 21 июня 1987 г. в Саранске. До 3 июня 2020 г. замещала должность заместителя руководителя УФАС по Республике Мордовия. Советник государственной гражданской службы 2-го класса. ФОТО: предоставила пресс-служба УФАС по Приморскому краю |  «Мы получаем удовлетворение от антимонопольных расследований»
Елена Ерькина, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю. Родилась 21 июня 1987 г. в Саранске. До 3 июня 2020 г. замещала должность заместителя руководителя УФАС по Республике Мордовия. Советник государственной гражданской службы 2-го класса. ФОТО: предоставила пресс-служба УФАС по Приморскому краю

Одна из самых молодых глав федеральных ведомств в Приморье – руководитель краевого УФАС – рассказала деловому еженедельнику «Конкурент», почему выбрала Владивосток местом работы, как возникают картельные сговоры в регионе и какие новшества грядут в федеральном законодательстве.

– Елена Петровна, как ваше назначение связано с победой в конкурсе «#ЛидерыФАС-2019»? Почему вас направили из далекой Республики Мордовия именно в Приморский край?

– Связано напрямую. Два года назад я почувствовала, что мне требуется толчок к развитию. Когда много лет занимаешься одним и тем же, так или иначе наступает профессиональное выгорание. «Лидеры» дают возможность развиваться по индивидуальному плану. Ты сдаешь тесты на общие знания, законодательство, логику. Нужно, помимо работы, от которой ты, конечно же, не освобождаешься на период участия в конкурсе, уделять время подготовке, а это серьезный вызов.

Потом мы вышли на очные этапы, и для меня было откровением, насколько по-разному мои коллеги решают, казалось бы, одни и те же задачи. Это позволяет уйти от «замыленности», вернуться к творчеству в работе. В свою очередь, руководство ведомства знакомится на конкурсе с сотрудниками, отбирает перспективные кадры – по профессионализму и человеческим качествам. Затем зачастую следует предложение возглавить управление в том или ином регионе.

Руководство ФАС уделяет много времени изучению психотипов потенциальных руководителей, подготовке, образованию, участию в деловых играх и готовых кейсах. Таким образом формируется понимание, в каком регионе максимально сможет раскрыться потенциал сотрудника.

Приморье – быстроразвивающийся регион, который требует особого внимания и молниеносного принятия решений. По темпераменту край мне близок, чувствую себя здесь абсолютно комфортно, нравится ритм жизни. Важным фактором стало наличие моря. По сей день я в Приморье не разочаровалась.

– Есть ли специфика в деятельности антимонопольной службы на Дальнем Востоке, в чем она заключается?

– Тот массив нормативной, законодательной базы, за соблюдение которого является ответственной ФАС, не меняется от региона к региону. Регламенты и процедуры остаются теми же самыми. Приморье отличается большим объемом заявлений и жалоб, которые мы рассматриваем.

Нельзя сказать, чтобы все они были обоснованными, тем не менее деловая активность высока. Владивосток изначально производит впечатление очень динамичного города. Существуют особенности, связанные с географическим расположением Приморья, его богатыми ресурсами, большим количеством морских перевозок, деятельностью, связанной с рыболовством и рыбопереработкой.

«Формальный подход не приветствуется»

– Вы возглавили управление в период пандемии: как она повлияла на работу ведомства?

– Мы научились работать удаленно, рассматривать жалобы, проводить совещания онлайн. По видео-конференц-связи особенно удобно работать с лицами, которые находятся вне Владивостока, это оценили как мы, так и представители хозсубъектов. УФАС проявило способность к мобилизации в период пандемии. Не произошло никаких просрочек в выполнении обязательств, реакциях на жалобы. Притом даже в ситуации, когда одновременно 70% сотрудников находились на больничном. Хорошо, конечно, что это произошло не в начале распространения коронавируса, мы успели перестроиться.

Объем работы особенно не изменился. Мы понимаем, что пандемия – это еще и дополнительная возможность заработать для недобросовестных участников рынков (допустим, медицинских препаратов), договориться и нанести ущерб государству. В 2020 г. поступило немногим менее 15 тыс. обращений и заявлений. Надо понимать, что есть разные по степени сложности обращения. Одно дело заявление о нарушении процедуры торгов, другое – о злоупотреблении своим положением в отношении хозяйствующего субъекта.

Есть сложные случаи, когда надо проводить анализ рынка, дела превращаются в десятитомники, а срок с момента поступления обращения в антимонопольный орган до вынесения решения может составлять до года. А по ситуации с картелями заявление объемом в страницу может стать основанием возбуждения массивного уголовного дела.

– Довольно серьезной проблемой практически любой госслужбы является нехватка кадров. Как вы решаете эту проблему?

– У нас в штате 20 человек, нагрузка высока. Так что вопрос весьма актуален для Приморья, поскольку здесь высокий средний уровень зарплат и цен. Заработные платы не являются конкурентным преимуществом ФАС. Вместе с тем я наблюдаю два «кадровых сценария» в управлении. Либо люди уходят после месяцев работы, либо остаются на многие годы. Человек заражается нашими идеями, ритмом, образом жизни. На первом месте стоит любовь к работе.

Может, это и выглядит как красивые слова, тем не менее правда. Если зайти в УФАС по прошествии двух часов с окончания рабочего дня, пара сотрудников еще будут решать задачи. Мы получаем удовлетворение от антимонопольных расследований – это сплав экономики и юриспруденции, это интересно. Когда понимаешь, что твое решение имеет серьезные последствия для экономики региона, начинаешь подходить к принятию решений более взвешенно. Формальный подход не приветствуется.

«Когда к комплаенсу относятся не как к формальности»

– Прокуратура утвердила обвинительное заключение по второму уголовному делу в отношении бывшего главы Владивостока Игоря Пушкарева, который обвиняется по ч. 3 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). По версии следствия, в 2009–17 гг. Пушкарев ограничил деятельность ряда пассажирских перевозчиков, вытеснив их с рынка коммерческих услуг. Как часто УФАС принимает участие в расследовании подобных преступлений?

– Дело Пушкарева рассматривалось при моем предшественнике, было прекрасно отработано. Расследование многотомное и скрупулезное. Вообще наши дела являются хорошим подспорьем для правоохранительных органов, часто мы раскрываем возможные или наступившие негативные последствия для экономики, ограничение конкуренции.

При вынесении решений мы проводим анализ рынка, делаем расчеты. Выходим на конкретные суммы, которые потеряло государство, рынок, на размер прибыли, недополученной участниками экономической деятельности.

– Насколько часто органы власти нарушают антимонопольное законодательство?

– Есть два хорошо работающих инструмента. Расширение института предупреждения и распространение его на действия органов государственной власти и местного самоуправления, которое было введено четвертым антимонопольным пакетом в 2016 г., колоссально снизило количество вынесенных нами решений по этому направлению. Дела в отношении органов власти обязательно предусматривают эту стадию. Сначала выдаем предупреждение, которое реально исполнить, даем разумный срок для того, чтобы чиновники могли исправиться. Если, к примеру, речь идет о возврате имущества предприятия тепло- или водоснабжения, мы не будем заставлять производить эту процедуру в декабре, не поставим сроки, которые могут повлиять негативно на интересы населения. Ну а уже ситуация, когда предупреждение не исполняется, является сигналом для нас к возбуждению дела.

Второй механизм – антимонопольный комплаенс, он направлен на применение мер, направленных на предотвращение нарушений. В органе власти, хозяйствующем субъекте разрабатывается система внутреннего регулирования, создается специальная структура, чтобы до принятия каких-то решений изучалась ситуация гипотетического нарушения антимонопольного законодательства. Когда к комплаенсу относятся не как к формальности, а как к реально работающему механизму, можно прогнозировать снижение числа нарушений.

Все же нарушения случаются, как правило, связаны они с распоряжением имуществом, неисполнением процедур, предусмотренных законодательством. Допустим, предоставляются имущественные преференции, когда имущество передается не в соответствии с законом, а по усмотрению должностных лиц. Зачастую тут есть уголовные составы, и наши решения ложатся в подкрепление материалов правоохранительных органов.

– А насколько действенными являются мероприятия властей по расширению конкуренции?

– Несмотря на объективные сложности, вызванные противоэпидемическими ограничениями, развитие конкуренции в Приморье сохраняется на достаточно высоком уровне. В 2019 г. в Приморском крае были определены 35 товарных рынков, на которых ведется работа по содействию развитию конкуренции, разработаны соответствующие дорожные карты.

По итогам 2020 г. по 31 товарному рынку достигнуты ключевые показатели, по шести из них – перевыполнены. По четырем рынкам показатели не достигнуты – на рынке услуг среднего профессионального образования, рынке услуг детского отдыха и оздоровления, рынке медицинских услуг и рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами.

Развитие конкуренции – важный и необходимый шаг к формированию здоровой экономики, способствующий снижению цен и повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка.

«Доминирование носит коллективный характер»

– В Приморье есть довольно сильно монополизированные сферы деятельности (допустим, дорожное строительство, автомобильное топливо, рынок наружной рекламы). Есть ли в багаже управления за последние годы интересные, знаковые дела в части борьбы с доминированием на рынке отдельных предприятий? На ряде АЗС в январе отпускали по 10–20 литров бензина в одни руки. Как УФАС расценивает ситуацию на рынке автомобильного топлива в Приморье, который регулярно испытывает дефицит, подобный нынешнему?

– Чаще всего доминирование носит коллективный характер. То есть это два и более хозяйствующих субъекта, которые контролируют основную часть рынка. К примеру, для рынка розничной торговли нефтепродуктами в Приморском крае характерно доминирование компаний ННК и «Роснефть», которые владеют 99 и 30 АЗС соответственно. Все остальные автозаправочные станции, а их в Приморье немногим более 300, принадлежат независимым предприятиям.

Количество независимых АЗС с годами действительно уменьшается. Вертикально интегрированные компании, которые работают напрямую с собственными производителями, без посредников, в этих условиях более конкурентоспособны. И, с учетом большого количества собственных АЗС, действительно, диктуют цены. Но в прошлом году бензин подорожал у компаний, занимающих доминирующее положение, в пределах уровня инфляции.

Мы ежедневно проводим мониторинг цен на мелкооптовых и розничных рынках, еженедельно – остатков топлива. Независимые автозаправщики были вынуждены повысить цены после того, как закончились их запасы в декабре прошлого года. Но они не оказывают существенного влияния на рынки.

Что касается ограничений по количеству продаваемого бензина в одни руки на ряде АЗС, думаю, это внутренние распоряжения конкретных хозяйствующих субъектов. Притом одна заправка на ситуацию в регионе не влияет, многие годы мы уходим от того, чтобы концентрировать внимание на субъектах МСП. Тем не менее, поскольку к нам поступают обращения, мы направили запросы о причинах повышения стоимости топлива. В случае выявления необоснованного повышения цен управлением будут приняты меры реагирования.

– Насколько характерны для региона ситуации картельного сговора?

– В Приморье за 2020 г. вынесено 11 решений по картельному сговору, возбуждено два уголовных дела. Самые «картелизированные» отрасли – строительство, дорожное строительство, поставка медоборудования и лекарств.

В конце прошлого года было вынесено решение по интересному делу с картелем на рынке дорожного хозяйства, связанным с реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Мы выяснили, что несколько предприятий заключили предварительное соглашение о том, кто будет участвовать в какой из закупок, кто у кого будет работать на субподряде. Начальная максимальная стоимость контрактов составила более 800 млн рублей. Все крупные закупки были заранее распределены, участники действовали таким образом, чтобы забирать контракты по первоначальной стоимости либо с минимальным снижением. На основании наших материалов заведено уголовное дело по ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»).

– Видимо, доказать и довести до суда сложную криминальную схему только через анализ документов не всегда возможно?

– В данном случае нам предоставляли оперативную информацию правоохранительные органы. Вместе с тем не всегда существует возможность знать заранее о заключаемом соглашении. Согласитесь, договариваться об этом письменно интересанты не будут, а зафиксировать факты устных переговоров можно только в случае проведения ОРМ (оперативно-разыскных мероприятий). Зачастую картель выявляется по совокупности косвенных доказательств. В таких случаях мы самостоятельно анализируем все закупочные процедуры. Таким образом, появляется возможность установить устойчивую модель поведения данных хозсубъектов.

«Система госзакупок сильно изменится»

– На ваш взгляд, требуются ли улучшения в практике применения закона о рекламной деятельности в Приморском крае?

– Нормативной базы достаточно, однако уровень правовых знаний в сфере рекламы до сих пор остается весьма низким. Иногда реклама противоречит общепринятым нормам морали, иногда – напрямую нарушает закон.

– Насколько часто случаются ситуации, когда работают компании с названием до степени смешения (как недавно случилось с МБУ «Некрополь» и ООО «Некрополь», которые еще и расположены вблизи)? Является ли это нарушением?

– Дело еще рассматривается; могу безотносительно данных организаций объяснить, в чем может быть нарушение. Ситуации, когда один хозсубъект начинает использовать фирменное наименование или товарный знак, сходные до степени смешения, – это, прежде всего, введение в заблуждение потенциального покупателя, недобросовестное использование конкурентных преимуществ правообладателя.

Сейчас в УФАС рассматривается несколько подобных дел. Зачастую проблема связана с человеческими отношениями. Люди работают вместе, разрабатывают и размещают рекламу, привлекают клиентов. Затем происходит конфликт, один из учредителей, руководителей уходит, открывает новую компанию с тем же названием, фирменным знаком.

– Достаточно часто и чиновники, и предприниматели жалуются на недостатки в системе госзакупок. На ваш взгляд, доказали ли изменения последних лет в законе 44-ФЗ свою эффективность? Какие ожидаются новшества в этой сфере?

– Возможно, 44-ФЗ – наиболее часто меняющийся закон в стране. Поскольку рынок государственных закупок имеет колоссальный объем, велик соблазн создания мошеннических схем, злоупотребления полномочиями. Если на торгах искусственно увеличивается цена, то, соответственно, уменьшается количество поставляемого товара, которое государство могло закупить в рамках честных конкурентных процедур. Мы, как потребители, теряем в качестве госуслуг.

Годами по всей России работали «профессиональные жалобщики», рассылающие письма, в том числе в Приморье, не имея ни одного выигранного контракта. Сейчас отзыв жалобы является для ФАС сигналом о том, что надо провести проверку закупки, и жалоб «профессиональных жалобщиков» становится меньше. Все изменения закона носят позитивный характер, упрощают работу надзорным органам, делают более понятными для участников процедуры закупок, меры ответственности.

В конце января в Государственную думу внесен так называемый оптимизационный пакет. Если законопроект примут, система госзакупок сильно изменится. Планируется сократить количество способов определения поставщика до трех – аукцион, конкурс, запрос котировок; ввести полный электронный документооборот; повысить требования к квалификации участников; ввести возможность подачи жалоб через ЕИС.

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (3)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Гость 1 месяц назад
1 0
УФАС ничего не решает. Это номинальная служба, которая только фиксирует (скорее всего для статистики).Хоть что-нибудь, где-нибудь снизилось после выступления УФАС?
Житель ВЛ 1 месяц назад
1 0
Вопрос с продажей городских автобусов мэрией Владивостока через аукцион по заниженной стоимости, решите?
Джон 1 месяц назад
0 0
Вы благополучно сгноили 90 муниципальных автобусов, оставив на рынке раздолбаные и гнилые телеги принадлежащие бандюкам и кавказу, это ли не картельный сговор?
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ